Питання психології

Жизненный сценарий есть у всех! Часть 1

Если вам кажется, что ваша жизнь идет по кругу, и вы хотите с этим круговоротом что-то сделать, но ничего не получается, значит пришло время проанализировать ваш жизненный сценарий!

Анастасия Сухорукова, медицинский психолог, которая хорошо разбирается в транзактном анализе, специально для Медпросвиты ответила на самые важные вопросы, связанные со сценарием жизни.

Анастасия Сухорукова

Понятие жизненного сценария пришло к нам из транзактного анализа. Один из ведущих исследователей этого феномена, Клод Стайнер, дал сценарию следующее определение: жизненный сценарий — это неосознанная программа жизни.

Если развернуть и уточнить это определение, то получим следующую картину.

От самого рождения и до сегодня мы набираем определённый жизненный опыт.

С рождения до трёх лет единственным источником информации о мире являются родители или опекуны. Своим поведением и реакциями родители дают нам стартовый набор представлений о мире и о себе.

К примеру, даже будучи младенцем, человек делает первые выводы о том, ценна ли его жизнь. Если мать не настроена на ребёнка и находится в гневливом или депрессивном состоянии, младенец мгновенно это считывает (особенность нервной системы детей).

Позже человек адаптируется к своей семье и учится, как надо себя вести, чтобы быть для близких таким, какой им нужен и каким ребенок им нравится. Поначалу выводы и установки носят сугубо эмоциональный характер.

Со временем, по мере формирования когнитивного компонента, ребёнок начинает строить логические связи и усваивать вербальные послания от значимых фигур. К примеру: «не плачь, ты же мальчик». Кроме того, в течение долгих лет ребёнок наблюдает то, как родительские фигуры справляются с жизнью, и это тоже входит в понятие сценария.

Набор всех установок, выводов и инструкций о том, как правильно жить, — это и есть сценарий.

Говоря о сценарии, необходимо упомянуть структуру личности по теории транзактного анализа. В этой структуре есть три части — эго-состояния:

 

1. Родитель. Это сформированная значимыми фигурами структура, в которой содержатся образы значимых родительских фигур в виде посланий, запретов, предписаний и разрешений. Они могут быть как словесными, так и поведенческими. Словесные послания могут звучать, как указы: «не чувствуй гнев/грусть/радость» или как разрешение: «ты можешь быть собой».

Если послания направлены на заботу о потребностях Ребёнка, то речь идёт о Заботливом Родителе; если в них содержится контроль и доминирование — о Контролирующем Родителе. В Родителе содержится та часть сценария, которая формирует представления о «чёрном» и «белом». К примеру, в виде убеждения: «если ты будешь успешной в бизнесе, ты будешь одинока». Такое убеждение могло быть сформировано под влиянием матери, отказавшейся от карьеры ради семьи и постоянно повторяющей, как это плохо — строить карьеру.

Важно, что Родитель является чужим опытом и редко имеет связь с личным опытом.

 

2. Взрослый. Это часть личности, которая находится в абсолютном рациональном контакте с реальностью. Она логична и не окрашена эмоциями. Однако, Взрослый осознаёт установки и принимает непредвзятое решение о том, как с ними обойтись. Во взрослого интегрируется та часть сценария, которая знает, ЧТО ДЕЛАТЬ, чтобы соответствовать представлениям Родителя и потребностям Ребёнка.

Это может выглядеть как точное знание. Например, как именно женщина должна терпеть агрессивное отношение мужчины, и что она должна делать, чтобы сохранить созависимые отношения. Ведь так делала мать, и не жаловалась.

 

3. Дитя. Это часть нашего собственного эмоционального опыта, прожитого на разных этапах развития. В Ребёнке живут потребности, эмоции и чувства, страхи и предубеждения, автоматические реакции и телесные ощущения. Ребёнок формируется под влиянием внешнего и внутреннего Родителя. В зависимости от того, как мы адаптировались к нашей семье и окружающему миру в детстве, формируется один из трёх видов Дитя:

  • Адаптивный — тот, который приспосабливается под директивного Родителя и всех похожих людей;
  • Бунтующий — тот, который уже устал адаптироваться и проявляет своё недовольство бунтом;
  • Свободный — творческий и идущий за своими потребностями.

В Детской структуре содержится та часть сценария, которая отвечает за наши эмоциональные реакции и опасения, предрассудки. К примеру, молчать о плохих условиях работы из страха быть уволенным. Страх быть отвергнутым и исключённым из определённого круга — усвоенная адаптация, выученный страх, принятый, к примеру, во время наблюдения за глубокой депрессией отца после увольнения.

Таким образом, сценарий — это набор опыта, передаваемого через многие поколения. Это нечто знакомое и потому безопасное, пусть и некомфортное.

Но мы уже точно знаем, чем начинается и заканчивается жизнь по сценарию!

 

Продолжение следует…