Новини

Юрист о медреформе: «Налицо конфликт двух сторон»

Этот первый законопроект относительно реформирования системы здравоохранения Украины, проголосованный Верховной Радой, прокомментировал агентству "Интерфакс-Украина" руководитель "Адвокатского бюро Дмитрия Александрова" Дмитрий Александров

Принятый парламентом в первом чтении законопроект №2309д «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства по вопросам здравоохранения» дает медучреждениям возможность использовать средства для своих реальных потребностей.

Так этот первый законопроект относительно реформирования системы здравоохранения Украины, проголосованный Верховной Радой, прокомментировал агентству «Интерфакс-Украина» руководитель «Адвокатского бюро Дмитрия Александрова» Дмитрий Александров.

По его оценке, основная цель законопроекта — предоставление учреждениям здравоохранения финансовой автономии, что даст им право самостоятельно решать, как распоряжаться выделенными государством средствами, а также позволит зарабатывать деньги самостоятельно. Для этого больницы из бюджетных будут реформированы в государственные коммунальные учреждения. Они смогут, помимо бюджетных средств, привлекать другие источники финансирования. Благодаря реформе клиники как коммунальные неприбыльные учреждения смогут оставлять себе 80% средств, то есть на 30% больше, чем раньше.

Юрист также отмечает, что законопроект №2309д учитывает положения ст. 49 Конституции Украины и запрещает сокращение сети государственных и коммунальных учреждений здравоохранения и их приватизацию. В частности, несмотря на то, что указанная статья гарантирует бесплатное предоставление медпомощи, проголосованный в первом чтении законопроект закрепляет право и возможность медучреждений предоставлять медицинскую помощь платно.

«Налицо конфликт двух норм: Конституции, имеющей высшую юридическую силу в государстве, и законопроекта, который очень скоро приобретет статус закона. Медицина в понимании граждан уже давно де-факто является платной. Законопроект этому придал официальную форму закона. Право на бесплатную медицину останется только для социально незащищенных слоев населения (на минимальном уровне) и при предоставлении экстренной помощи, которая жизненно необходима пациенту. А за все остальное придется платить», — сказал он.

Д.Александров прогнозирует, что с принятием указанного законопроекта исчезнет система «условно добровольных взносов»: платные услуги будут введены официально во всех учреждениях здравоохранения. При этом их стоимость и количество возрастет. Государство получит прибыль от налогообложения таких услуг. Расценки будут едиными для всех клиник и закреплены Министерством здравоохранения.

В то же время, по словам юриста, если у пациента потребуют больше, чем услуга стоит, он может официально обратиться с заявлением в правоохранительные органы, но какова будет ценовая политика — все еще не известно.

Подытоживая вышеизложенное, Д.Александров сделал вывод: государственная медицина, скорее всего, только выиграет от такой реформы, частники также переживут ее без особых последствий. Между тем рядовым гражданам придется запастись деньгами, поскольку болеть станет в разы дороже.

«Законодатели забыли, что прежде чем принимать законопроект № 2309-д, следовало бы разработать действенный механизм контроля над эффективностью и целевым характером использования медучреждениями средств, полученных от государства, и средств, заработанных ими самостоятельно», — утверждает юрист.

По его мнению, реформа коснется только правовой формы больниц. В то же время анонсированная реформа — это не только переход к платной медицине, но и подготовка перед введением обязательного медицинского страхования. Для этого Верховной Раде останется сделать последний, самый важный шаг: внести изменения в Конституцию Украины (в ст. 49). «А до этого нам остается наблюдать и пользоваться инновациями новой реформы», — отметил Д.Алекксандров.

Как сообщалось, Верховная Рада 21 апреля 2016 года проголосовала в первом чтении так называемый «законопроект об автономизации клиник» №2309а-д о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усовершенствования законодательства по вопросам здравоохранения. Этот документ в декабре 2015 года зарегистрировали депутаты-члены парламентского комитета по здравоохранению.

Минздрав летом 2015 года разработал соответствующий законопроект №2309, однако указанный комитет его отклонил.

Ранее профильный комитет Верховной Рады отказался поддерживать аналогичные законодательные инициативы Минздрава, усмотрев в них риск приватизации учреждений здравоохранения

Читайте также: «Главврачи погрязли в откатах, а до практикующих врачей деньги так и не доходили»

Комментировать

Нажмите для комментария

    Ми на Facebook