Существует такое понятие «врачебная семья», дети врачей очень часто выбирают профессию своих родителей, иногда даже не по своей воле. Я тоже из семьи врачей, правда выбор профессии мне пришлось делать в сложные 90-е годы, и решающим аргументом было высказывание мамы: «На хлеб ты всегда и везде себе заработаешь!».
К сожалению, до настоящего времени ничего не поменялось! Основная масса врачей зарабатывает только на хлеб, на масло заработать получается иногда.
Я никогда не жалела о выбранной профессии, а вот как выбрать профессию правильно нашим детям, я узнала в интервью с Татьяной Патоковой, основателем и руководителем школы профориентации для подростков «Start Now».
Родоначальником психологии профессий считается американский психолог Мюнстерберг. Именно он в начале ХХ века разработал и стал использовать психологические тесты для оценки профессиональных способностей человека.
Так что психология профессий – молодая наука, а в странах постсоветского пространства, в том числе и в Украине, она находится в зачаточном состоянии.
В страших классах прогрессивных школ используется профориентационное тестирование на определение типа профессий — человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ, человек-природа. По большому счету подростки и их родители могут заранее предугадать результат этого тестирования.
А что делать с ребенком дальше, если он, к примеру, относится к типу человек-человек? Ему нужно быть медицинским работником, учителем или администратором в отеле?
В США на определение дальнейшей профессии у каждого ребенка есть много времени, начиная с 5 до 14 лет ему предоставляется возможность узнать подробности о каждой профессии, испытать свои силы в выбранном направлении во время обучения в своей обычной школе.
А что у нас?
В наших школах психологи выполняют непонятную мне функцию, знаю пример из жизни, когда школьный психолог был самым жестоким из всех учителей и его приглашали на разрешение конфликтов.
Он их разрешал с помощью ударов линейкой по голове!
Татьяна Патокова, по-моему мнению, наряду с остальными подобными школами, взяла на себя роль государства и пытается помочь родителям и детям найти себя в этой жизни.
Школа бизнеса и развития для подростков, которая появилась в 2010 году, помогает подросткам взрослеть правильно: обрести больше сил и уверенности в себе, определиться с будущей профессией, получить навыки, необходимые для современного человека – умение выступать публично, эффективно взаимодействовать с окружающими, управлять своим временем и финансами.
Основная задача школы – дать возможность подросткам «попробовать» себя в роли различных специалистов, для этого организовано 9 тренингов. Для нас, врачей, наверное, наиболее интересным является медико-биологический тренинг. В процессе этого тренинга подростки на некоторое время становятся врачами, под внимательным контролем приглашенных высококвалифицированных специалистов.
Кроме выбора профессии немаловажным является и отказ от нее.
Пример:
Один ученик школы рассматривал для себя несколько специальностей, среди которых была Юриспруденция (к слову сказать, он категорически не хотел идти на тренинги, записался на первый под давлением родителей, а потом сам по своему желанию прошел еще 5 разных программ). Тренинг по юриспруденции прошел с удовольствием, иначе и не могло быть, ведь ребята разыгрывают настоящее судебные процессы, пробуют себя в роли судей, прокуроров, адвокатов. В результате подросток вывод для себя сделал: это не для меня.
Насколько нашей стране не хватает подобных тренингов, можно судить по статистике: за 6 лет существования через школу прошло более 2-х тысяч подростков.
А что же делать подросткам, которые живут в небольших городах и подобные тренинги им недоступны?
Можно определить их склонности на основании следующих психологических методик, которыми пользуются психологи во всем мире:
- Дифференциально-диагностический опросник Климова (типы профессий — человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ, человек-природа);
- Тест Дж. Голланда на определение профессиональной направленности личности (типы профессиональной направленности личности — реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистичный);
Так почему мы с вами выбрали такую специальность?
По результатам этих двух тестирований врач относится к типу человек-человек или к социальному типу. По данным психологических исследований психологический портрет врача такой: это люди с высоким интеллектом, повышенной стрессоустойчивостью, адекватной самооценкой и способностью приспособиться к любой жизненной ситуации.
Комментировать