Реклама и медицина: взаимосвязь и «сотрудничество».
Валентина Очеретенко, глава правления Союза защиты прав пациентов «Здоровье нации», вицепрезидент Международной диабетической федерации.
Рекламная машина наступает по всему фронту, идет в атаку на все наши чувства.
Привлекательные картинки, стимулирующие покупательский интерес, постоянно привлекают вни- мание. Позывные рекламы стали постоянным звуковым фоном нашей жизни.
Рекламщики собрали в своем арсенале самые красивые мелодии и научились говорить соблазня- ющими голосами, сулящими чудесное излечение. У нас вырабатывается условный рефлекс, вспо- мните собачку Павлова! Таким образом «нездоровье» поставляется в красивой упаковке прямо к вам домой и по доступной цене. Но истинная цена «лечения рекламой» скрыта от глаз. Самозалечение…
Несмотря на обязательную, но стыдливо не бросающуюся в глаза надпись «самолечение опасно для жизни», наши соотечественники не боятся лечить себя сами. За полгода украинцы потратили на лекарства 1,6 млрд. долларов. Розничные продажи медпрепаратов в первом полугодии 2013 вы- росли на 14%. Причина не только в том, что врачи под напором агрессивного маркетинга фармин- дустрии выписывают все больше лекарств, но и в том, что наши рефлексы толкают нас на приобретение сомнительных лекарств.
Только 30% жителей Украины ищут информацию о диагнозе и лечении в первую очередь у врачей, ещѐ 29% — у друзей и родственников. Об этом свидетельствуют результаты исследования оценки здоровья украинцев, проведенного в апреле 2013 г. компанией GfKUkrain. А еще в Интернете… Добавьте к этому поток рекламы чудесных исцелений с экранов ТВ и информацию радиоканалов о препаратах-панацеях от самых грозных болезней. Как результат, в первом полугодии 2013 года на покупку БАДов украинцы потратили 120 млн. долл.
Реклама «спасительных» препаратов на сайтах порой рассчитана на формирование негативного отношения к системе оказания медицинской помощи. Недопустимо появление такой информации:
«Безусловно, медицина нужна, но стоит признать тот факт, что очень часто она малоэффективна, в других случаях — просто бессильна, а иной раз — попросту вредна как для вашего кошелька, так и для вашего здоровья». Далее следуют истории чудесного исцеления и преодоления неизлечимых болезней благодаря использованию сомнительных технологий и препаратов, безопасность которых не доказана. Так нас толкают в объятия заботливых, а порой даже настырных шарлатанов. Но ис- тинная цена последствий слепого следования недобросовестной рекламе скрыта от глаз.
Промедление с профессиональной диагностикой и лечением болезни ведет к неотвратимости сме- ртельного исхода. Болезнь не выбирает, подкашивая и богатых, и бедных, и разнорабочих, и зна- менитостей. «Стив Джобс обрек себя, слишком долго игнорируя советы врачей», — прокомментиро- вал причины смерти изобретателя лечащий врач знаменитости, доктор Разми Амир из Гарвардской медицинской школы.
А вот уже и прямая угроза жизни детей…
Сейчас распространяется лживое заявление о том, что якобы давно созданы лекарства для восстановления инсулиновых клеток, которые могут избавить людей с диабетом от многократных инсулиновых инъекций! Напомню, что инсулинозависимым диабетом чаще всего страдает молодое по- коление, дети. Дальше – еще беспардоннее. Оказывается, эти лекарства дороги, и без особых методик «Прощай, диабет!», которые обеспечивают управление иммунными процессами, от инсули- новой зависимости не избавляют. Тем не менее, мифические производители готовы выделить партию таких лекарств БЕСПЛАТНО для клинических испытаний, а родителям придѐтся финансировать все исследования и всѐ, что связано с такими испытаниями, включая переезд участников. В России специалисты пока работать не будут. Испытания могут быть организованы в стране, где работе не будут противодействовать. Предложение действительно в течение месяца. Если через месяц родители не начнут работу по подготовке испытаний, то общение по проблеме диабета типа 1 будет возможно только на коммерческих условиях. Чем заканчиваются такие испытания для наивных родителей и их многострадальных детей, страшно даже представить.
В случаях, которые чреваты, казалось бы, не такими фатальными последствиями, например, само- лечение биоактивными добавками, ущерб здоровью также огромный. Дурнотратство на разрекла- мированные БАДы и, как сле дствие , вынужденная экономия на необходимых и пока еще очень недешевых средствах контроля уровня сахара крови мешает достичь компенсации диабета. А ведь только стабилизация уровня глюкозы в крови – единственный научно доказанный путь профилакти- ки серьезных осложнений диабета. В ином случае тяжело избежать развития тех осложнений, кото- рыми пугают людей с диабетом: слепота, ампутации, проблемы с сердцем и почками.
Много страшных примеров нашей косности и психологической зависимости от рекламы можно было бы приводить, но хочется подчеркнуть: не идете на поводу у своих условных рефлексов, добивай- тесь того, чтобы те, кто вас обманул, был наказан. Дабы другим аферистам неповадно было!
По материалам СЕГОДНЯ.ua
Комментировать