Фармація

Украинское фармпроизводство наращивает обороты

Материал о том, как уверенно украинские фармацевты наращивают обороты - примерно по 30% в месяц. Стимулом к такому развитию становится постепенное обнищание украинцев, которое приводит к тому, что наше население не может позволить себе покупать дорогие импортные препараты

Украинская фармацевтическая промышленность начала выкарабкиваться из кризиса. По данным Госкомстата, профильные компании не просто перестали сокращать производство, но и наращивают его. Так, в январе этого года отечественные фармакологи произвели на 32 % больше продукции, чем в декабре, а в феврале рост оказался еще выше – 35 %, пишет «НВ Бизнес«.

Причиной этой активизации стало беднеющее население, которое не может себе позволить подорожавшие зарубежные лекарств и выбирает более доступные отечественные аналоги. «Импортные препараты берут только такие, каких не производят в Украине, – говорит Елена Прудникова, глава общественной организации ФармРада, которая объединяет владельцев несетевых аптек. – Люди сами спрашивают: что вы можете предложить подешевле?» Причем, по ее наблюдениям, прижимистость демонстрируют даже представители среднего класса, которые раньше могли себе позволить зарубежные препараты.

По данным консалтинговой компании Proxima Research, в аптечных продажах доля отечественных препаратов в натуральном выражении достигла рекордных 77 %. В прошлом году эта цифра была 72 %, а в 2014-м – и вовсе 68 %. «Сейчас Украина получила исторический шанс – максимально избавиться от зависимости от иностранных лекарств. И развить внутреннее производство», – говорит Светлана Диденко, генеральный директор фармацевтической фирмы Дарница.

фото

Все на руку

Сотрудники Борщаговского химико-фармацевтического завода (БХФЗ) похожи на хирургов, готовящихся к операции: заходя в цех, они надевают белые брюки, курточки и шапочки – точь-в-точь медицинские. Такие повышенные требования к чистоте – строгие условия европейского медицинского стандарта качества GMP. Последние четыре года он обязателен для украинских производителей.

Внедрение современных стандартов – одна из причин, помимо снижения доходов населения, по которой украинская фармацевтика выигрывает конкуренцию с зарубежными препаратами. Кроме того, отечественные производители в последние годы ориентировались на самые востребованные импортные лекарства. «Наши всегда смотрели, что неплохо продается. И делали генерические копии», – рассказывает Юрий Чертков, директор Агентства медицинского маркетинга. Конкуренция выходила за счет цены: украинские лекарства оказывались дешевле.

Секрет успешного ценообразования прост: наши фармакологи, закупая сырье для лекарств за рубежом, экономят на стоимости рабочей силы и энергоносителях. К тому же они значительно меньше иностранцев инвестируют в разработки. В итоге в 2014-м средняя цена импортного лекарства была в 4,2 раза выше, чем отечественного.

Стимуляторы продаж. Самые популярные препараты по объемам продаж в стоимостном выражении в 2015 году

В прошлом году разрыв немного увеличился: зарубежные компании значительно подняли цены из–за скачка курса доллара. Украинцы же выставили ценники скромнее – во многом благодаря тому, что валютная составляющая, по информации Петра Багрия, президента ассоциации Производители лекарств Украины, в цене их товара не превышает 50 %.

фото-2

При этом препараты, которые выпускают украинские предприятия, не уступают зарубежным аналогам, уверяет Виктор Чумак, экс-руководитель государственного фармакологического центра, а сейчас вице-президент Ассоциации фармацевтической промышленности. По его словам, в этом смогли убедиться миллионы украинцев, которые приняли участие в экспериментальной гос­программе Артериальная гипертензия, стартовавшей в 2012 году. Ее участникам – людям, имеющим проблемы с высоким давлением и сосудами, государство компенсировало 90 % стоимости лекарств. Под денежное возмещение подпадали в основном дешевые отечественные препараты. И хотя программа закончилась уже через год, по мнению Чумака, она изменила потребительский стереотип.

«Люди увидели, что есть украинские препараты, которые лечат так же, но за значительно меньшие деньги», – комментирует итоги программы Юлия Здаревская, главный экономист БХФЗ.

Индийский слон

Впрочем, благоприятная для украинских фармакологов ситуация не будет вечной. В ценовую конкуренцию с отечественными препаратами уже вступают лекарства из Азии – в частности, Индии и Китая.

В этих странах расположены крупнейшие предприятия по производству фармакологического сырья, которых в Украине нет, говорит Багрий. А значит, индийские и китайские фармакологи имеют возможность покупать субстанции для лекарств дешевле, чем другие. К тому же правительство Индии стимулирует экспорт фармпрепаратов, а также предоставляет налоговые льготы на проведение исследований. Так, по данным PricewaterhouseCoopers, уже через четыре года индийская фармпромышленность войдет в топ-15 крупнейших в мире.

«Весь мир проигрывает ценовую войну индусам и китайцам», – разводит руками Багрий. И данные украинских аптечных продаж следуют мировой тенденции: в 2015-м доля индийских лекарств увеличилась с 4,7 % до 5,2 %. Пока она невелика, но, по словам Маноджа Кумара Бхарти, посла Индии в Украине, фармкомпании его страны хотели бы увеличить свое присутствие на местном рынке. Посол уверен: имплементация европейских торговых правил поможет в этом. «Чем больше украинские законодательные нормы будут соответствовать нормам ЕС, тем легче индийской продукции будет зайти на местный рынок. Ведь она уже присутствует в Европе и соответствует нормам и требованиям ЕС», – сказал посол в интервью агентству Интерфакс-Украина в марте.

Внутривенное влияние

Чтобы защититься от агрессивных конкурентов, у отечественной фарминдустрии есть два пути. Первый – с помощью лоббистов административными методами усложнить регистрацию и перерегистрацию иностранных препаратов на местном рынке. Второй – выпускать продукцию, которая будет лучше, чем у конкурентов. И если первый способ консервирует ситуацию, то второй может способствовать развитию отрасли и увеличению количества рабочих мест.

Хороший пример – черкасская компания Юрия-Фарм. Она появилась 18 лет назад на базе неработающего цеха по расфасовке физраствора, который существовал в советские времена при многих больших молочных предприятиях. Компания, владельцы которой до этого не занимались фармацевтикой, закупила новейшее оборудование и освоила инфузионные (внутривенные) препараты, которые никогда не выпускались в Украине ранее. Сейчас своим ассортиментом она покрывает 60 % потребностей лечебных учреждений в госпитальных растворах. Кроме этого, компания начала экспорт на ранее невиданные для украинских фармацевтов рынки Латинской Америки. По итогам прошлого года три препарата Юрия-Фарм оказались в десятке самых продаваемых украинских лекарств. В 2016-м компания в два раза увеличила рекламную активность на ТВ.

Цех по производству инфузионных препаратов запустила и Дарница. Мощность – 16 млн. флаконов в год, все технологические процессы полностью контролируются компьютеризированной системой. Сейчас сюда водят на экскурсии врачей и медработников со всей страны, рассказывает Диденко. «Мы видим, как ломается стереотип, что отечественные предприятия – технологически устаревшие», – говорит гендиректор. А корпорация Артериум в прошлом году вывела на рынок два препарата инсулина. Оба произведены с помощью генной инженерии.

Впрочем, это одиночные примеры. По словам Черткова из Агентства медицинского маркетинга, фармакологи не очень активно используют позитивную для них рыночную ситуацию, хотя и находятся в лучшем положении, чем иностранные представительства. Эксперт поясняет: украинцы более мобильны, им не нужно согласовывать различные изменения с головным офисом, а значит, подстраиваться под рынок они могут быстрее. «Сейчас самое время докрутить все бизнес-процессы, – говорит консультант по маркетингу. – И стартануть еще лучше».

Направление – заграница

На проходной Борщаговского химико-фармацевтического завода перед обязательным на таких предприятиях турникетом висит большое объявление о том, что на производстве проводится сертификационное инспектирование Латвийским государственным агентством лекарств. В Латвию киевский завод уже несколько лет активно поставляет свои лекарства, поэтому подобные проверки здесь — обычное дело. В прошлом году объем экспорта БФХЗ составил 12 % от всей выпущенной продукции — в 2010‑м эта цифра была в два раза меньше.

фото-3

Работа в экспортном направлении у украинцев кипит. Тот же БФХЗ в 2015‑м вышел на новый для отечественных фармкомпаний рынок Ирана, а Юрия-Фарм начала поставки в Аргентину и Бразилию.

Так украинские предприятия стараются возместить потери – в прошлом году, по данным ГФС, экспорт их продукции упал на 39,2 %, до $1,6 млрд. За последние два года стали меньше отгружать лекарств в Россию: продажи туда сократились почти в два раза, до $18,8 млн. И связано это не с запретами на украинские лекарства, а скорее с потребительскими настроениям самих россиян, поясняет Багрий.

Производители не только поставляют лекарства на развивающиеся рынки – чуть более месяца назад Фармак купил торговую компанию в Польше. Украинский фармгигант собирается продавать свои препараты на территории ЕС. По словам Фили Жебривской, совладелицы предприятия и его гендиректора, Европейский союз – одно из ключевых направлений в экспортной стратегии Фармака. Ведь объем рынка лекарственных препаратов в ЕС составляет около 140 млрд. долл. США. Для украинцев – заманчиво.

Автор: Екатерина Шаповал

Комментировать

Нажмите для комментария