Выбор редакции Есть мнение Интервью специалиста

Телемедицина – это вам не удаление аппендицита по телефону

Телемедицина — не новость. Даже для Украины. Последние лет 10-15 компании и одиночки-энтузиасты уже пытались внедрить (и порой – довольно успешно) методы телемедицины на просторах «незалежной». Но в серьез заговорили о телемедицине с приходом в Минздрав госпожи Супрун и с принятием закона о сельской медицине, где телемедицина обозначена как одно из приоритетных направлений.

С началом активного обсуждения этой темы только ленивый не пошутил об «удалении аппендицита по скайпу» и лечении инфаркта по телефону. Но, по правде, порой довольно смешные шутки имеют весьма отдаленное отношение к реальности.

Чтобы детальней разобраться в этой теме, мы обратились за консультацией к эксперту – Валентину Ужун (Платформа UATeleMD).

Что такое телемедицина, и как это выглядит в «цивилизованных» странах

Телемедицина – это дистанционное получение медицинской помощи с использованием современных технологий. Для получения консультации врача могут использоваться различные современные средства коммуникаций. К слову, мессенджеры использовать нельзя, т.к. они не отвечают требованиям законодательства относительно безопасности хранения и передачи медицинских данных. Но многие, конечно, не обращают на это внимания.

Благодаря интернету врач может не просто побеседовать с пациентом, но и в оперативном режиме проконтролировать жизненно-важные показатели (давление, ЧСС, уровень глюкозы и пр.), а также получить консультацию своих коллег. Все ли семейные врачи являются высокими профессионалами в области кардиологии? Увы, нет. Да и не должен семейник быть специалистом во всех областях медицины.

Валентин Ужун: «Хотя телемедицина более «понятна» молодому поколению, которое привыкло «жить» в интернете и не представляет свое существование без современных «девайсов», целевой аудиторией этого сервиса все же являются люди старше 60 лет с хроническими заболеваниями. Они требуют регулярного контроля за гипертонией, диабетом и пр. Наши родители часто на вопрос: «Как здоровье?», отвечают: «Все хорошо!». А потом выясняется, что человек пережил гипертонический криз или инфаркт. Именно постоянный контроль за состоянием здоровья и возможность получения консультации, не выходя из дома, и дает нам возможность во многих случаях избежать инвилидизации, предотвратить кардиокатастрофы, продлить жизнь пожилым пациентам».

Онлайн-прием врача практикуется во многих странах. К примеру, в Германии, где виртуальные консультации пациента с врачом входят в пакет услуг ОМС и оплачиваются в больничных кассах. Это существенно облегчает жизнь хроническим больным, которым не приходится проделывать утомительный путь, чтобы попасть на прием к врачу. И, конечно же, это экономит время врачам.

Не стоит думать, что общение с врачом ограничивается заочными приемами. Первый контакт пациента и врача должен происходить очно, чтобы специалист имел возможность обследовать пациента в клинике и определиться со стратегией его ведения.

Валентин Ужун: «Телемедицина не заменяет личное общение с врачом, а делает коммуникацию более эффективной. Первая консультация должна быть очной, безоговорочно. Но повторные консультации, как правило, — это уже контроль результативности лечения, корректировка тактики, контроль показателей, что, в общем, не требует личного присутствия пациента. Поэтому применение телемедицины помогает экономить и время, и деньги. Не говоря уже об оперативности».

Врачи отмечают, что телемедицина дает возможность не только «здесь и сейчас» контролировать состояние пациента, но и получать консультации коллег, даже если они находятся за сотни километров.

Наиболее востребованной телемедицина является для диабетиков и гипертноников, которым необходимо постоянно наблюдаться у врача, следить за уровнем сахара в крови, давлением, весом.

Валентин Ужун: «Отмечу, что телемедицина — понятие емкое и комплексное. Оно включает и телеметрию. Т.е. есть ряд устройств, которые можно подключить к платформе телемедицины. В частности, мы реализовали интеграцию с тонометром, глюкометром, пульсоксиметром, весами. В перспективе – подключение к платформе мобильных кардиографов. Что это дает? Пациент может постоянно следить за своими показателями и сохранять их в своем личном кабинете, что позволяет врачу более точно определять состояние пациента, а при возникновении критических состояний — оперативно отреагировать».

Это сложно… или нет?

Неумение пользоваться современными устройствами или отсутствие таковых (включая отсутствие интернета) действительно является проблемой, если мы говорим о сельской местности или врачах старшего поколения. С другой стороны, сегодня мы видим тысячи врачей, которые начинали свою практику, когда компьютер был в новинку, а теперь с успехом пользуются всеми современными технологиями. Так может ли новизна стать препятствием для внедрения телемедицины?

Валентин Ужун: «Для пациента и врача все предельно просто. Пациент в мобильном приложении выбирает прибор и производит измерения. Данные сохраняются в личный кабинет. Все. Для врача все еще проще — разовую настройку приложения делает менеджер клиники. Врач только просматривает результаты измерений и координирует менеджера на предмет необходимых действий. После того, как пациента подключили к сервису, клиника ведет постоянный контроль наличия измерений в соответствии с установленным графиком и контроль критических значений. Дальше врач клиники принимает решение: удаленное консультирование пациента или вызов скорой. И все это 100% в реальном времени!»

Таким образом, телемедицина – это реальная возможность при ограниченном времени и средствах улучшить качество медицинского обслуживания. Возможно, кто-то скажет, что покупка оборудования и платформы — это деньги, и немалые (особенно, если рассматривать вопрос в масштабах страны). А каких денег стоит утрата здоровья или жизни пациента из-за несвоевременно поставленного диагноза или не оказанной вовремя помощи? Давайте считать…

Продолжение следует.

Комментировать

Нажмите для комментария

Мы на Facebook

Самое популярное