Новини

Старение – это не болезнь и не универсальный процесс развития

Старение — это не универсальный процесс, однако его отличает интер- и интраидивидуальная вариативность. В ходе старения наблюдается рост физических и психических недугов с увеличением продолжительности жизни. Этот факт несомненно предъявляет повышенные адаптационные требования к старости у пожилых людей.

На основании функционирования в повседневной жизни Балтес (1997)  выделил «молодое» (раннее) и «старое» (позднее) старение. Начало раннего старения наступает в возрасте 60 – 70 лет, а переход к позднему происходит примерно в 80 лет. Этот возраст становится заметный с момента существенных соматических и психических изменений в организме человека. Вопреки разрушительным процессам старения тем не менее люди в поздней старости имеют желание и потенциал развиваться дальше и быть активными. Целью данной публикации является описание индивидуальных особенностей, которые влияют на протекание благоприятной, здоровой, активной и успешной старости.  Познакомить специалистов в области геронтологии, гериатрии с моделью индивидуальных особенностей старения, немецкими моделями успешного старения в основе которых лежит принцип отбора, оптимизации и компенсации ресурсов.

Снижение ресурсов, как основная проблема развития в старости

На протяжении всей жизни человек используется различные ресурсы: биологические, психологические, культурные, которые с одной стороны вносят существенный вклад в оптимальное взаимодействие с окружающей средой. Однако с другой стороны эти ресурсы носят ограниченный характер и могут снижать темпы развития. Феномен ограниченности ресурсов ярко выражен в старости. Балтес (1997) описал ограниченность ресурсов на основе ряда психологических взаимодействующих факторов, которые связаны в физиологическими изменениями в ходе старения. К этим факторам относятся:

  1. Положительные стороны эволюционного отбора уменьшаются с возрастом. Приблизительно до начала 19 века не много людей понимало слово «старость» как сегодня. Только в ХХ веке стали уделять внимание питанию, гигиене и общей заботе о здоровья в поздних возрастах для увеличения продолжительности жизни. До 1950 года это стало первым результатом уменьшения детской смертности. Поэтому с 1950 года продолжительность жизни стала повышаться, потому что старые люди стали жить дольше. Отличительные черты пожилых людей были замечены исторически, за самое короткое время, с момента появления критерий отбора в процессе эволюции.
  2. Потребность в социо-культурных ресурсах увеличивается в пожилом возрасте. На основе биологической потери работоспособности в пожилом возрасте должна усилиться культурная поддержка. Так как увеличение продолжительности жизни исторически молодо, «культура возраста» до этого момента не развивалась.  Раньше общество ставило пожилых людей в жизненную фазу, в которой они были вынуждены обходиться в основном небольшим количеством ресурсов, вспомогательными средствами и удобным случаем.

3 Эффективность социо-культурных ресурсов занимает первое место  в течение всей жизни.

По сравнению с людьми среднего возраста пожилые люди могут использовать культурные возможности менее эффективно.

Эти факторы приводят к пониманию того, что соотношение между пользой и убытком становится неблагоприятным для качества жизни людей пожилого возрасте. К тому же есть различия между «ранним» и «поздним» старением. Пожилые  люди (раннего старения) до 70 лет чаще поддерживают свое состояние здоровья, функционирования и в основном правильно. Напротив, в позднем старении (с 80 лет) эта поддержка нарушается и функционирование носит отягощающих характер. Это конечно не означает, что возрастные изменения это только процессы разрушения. Возрастные изменения следует понимать через взаимодействие развития, изменениях в жизненных и функциональных областях, а также через межиндивидуальные особенности. Далее рассмотрим вопрос, каким образом индивидуальные различия влияют на протекание благоприятного старения.

Многоуровневая модель индивидуальных черт МакАдамса

МакАдамс (1990) предложил теоретическую модель влияния индивидуальных черт на благоприятное течение старения. Эта модель состоит из трех граней индивидуальности, которые отличаются стабильностью, изменчивостью с течением времени.

На первый план модели МакАдамс выделил ряд индивидуальных особенностей: психическая устойчивость, экстравертированность, открытость,  надежность и дружелюбность. Коста и МакКрай утверждают, что эти черты у людей зрелого возраста стабильны. Однако, Сриваста, Поттер (2003) напротив утверждают, что эти черты могут обнаруживаться через определенные перемены в зрелом возрасте. В целом, тем не менее, эти индивидуальные черты изменяются с течением времени и в зрелости незначительно.

На второй план модели были выделены индивидуальные черты связанные с временем, местом и социальной ролью.  Ключевой чертой является наличие цели, т.е. образного представления состояние, которое хотел бы достичь, избежать или поддержать человек. Цель влияет на стремления и регулирует поведение в определенных ситуациях. Литтл (1989) отмечает, что цели это индивидуальность в определенном контексте. Они характеризует к чему стремится человек или чего избегает, что совершает. Смысл целей меняется на протяжении жизни и в зависимости от требований общества, биологических изменений и личного опыта. Пожилые люди фокусируются на целях о здоровье, семье, прошлом времени и работоспособности. Ключевым вопросом является, как пожилые люди ставят перед собой цель, преследуют ее и поддерживают. Этот вопрос  будет рассмотрен далее.

Хавигхарст (1956) отмечал, что в пожилом и старческом возрасте на определенной жизненной фазе присутствуют темы или задачи развития, которые являются приоритетными. Они образуются из взаимосвязи биологических изменений, ожиданий от общества, индивидуальных особенностей и ресурсов. Исследования индивидуальных целей в пожилом возрасте показали, что для каждой жизненной фазы можно выделить следующие задачи (темы) развития:

Адаптация к изменениям в состоянии здоровья и снижении психической силы

Адаптация к изменению социального статуса (выход на пенсию, уменьшение доходов)

Адаптация к смерти близких людей

Присоединение к своей возрастной группе

Взятие на себя и адаптация к актуальной социальной роли

Организация своего жилью отвечающего возрастным потребностям.

На третий план модели МакАдамс относит личностные особенности («собственное-Я»), а точнее интеграцию своей жизни, своего прошлого, настоящего и будущего.

Значение целей в ходе успешного старении

Индивидуальные цели организуют поведение в ситуациях, во времени и следовательно участвуют в направлении и уровне развития. В некоторых моделях успешного старения центральную роль занимают цели, т.к. они связаны с внешними и внутренними изменениями пожилого человека. На данный момент  нет  общепринятых критерий «успеха» в старости. В основном первый признак успешного старения  включает в себя состояние равновесия между потребностями человека и запросами окружающего мира, что способствует хорошему самочувствию и удовлетворению, что часто является индикатором успешного старения.

Немецкие модели успешного развития и их основные требования к старению

Модель первичного и второстепенного контроля (Хекхаузен, Шульц 1995). Согласно этой модели существует два механизма контроля, которые обеспечивают протекание успешного старения.

  1. Активное изменение окружающего мира в соответствии с собственными целями и потребностями
  2. Приспособление своих целей к актуальным окружающим условиям.

В связи с тем, что в поздних возрастах возрастает ограниченность ресурсов второй механизм контроля является самым оптимальным.

Модель ассимелятивных и аккомодативных ситуаций (Брэндштедтлер, Реннер, 1990). Согласно этой модели два процесса содействуют преодолению вызовов развития:

  • Ассимиляция: удержание целей и упорное их преследование
  • Аккомодация: гибкость целей в актуальной ситуации
    В пожилом возрасте из-за роста ограниченности целей, больше преобладает процесс аккомодации.

Подводя итоги, следует отметить, что процесс благоприятного, успешного старения это целевой процесс с точки зрения индивидуальных различий и требований общества.

Комментировать

Нажмите для комментария

    Ми на Facebook