Говорять лікарі

Сестра сестре рознь… Медсестры — давно не сестры милосердия

Медицинская сестра – одна из наиболее давних профессий. Если спросить маленькую девочку, кем она хочет стать, она скорее ответит медицинской сестрой, нежели врачом (если говорить о медиках). Возможно потому, что раньше люди даже больше ценили их помощь, нежели помощь врача.

Почему так? Все просто: в госпиталях, где стояло по 20, а то и больше коек в одной палате, врача видели 1-2 раза в день: на обходах, и в случае, если кто-то из пациентов ухудшился. Зато сестры милосердия практически круглосуточно находились на глазах: делали перевязки, давали лекарства, кормили и купали тяжело больных. Не смотря на то, что болезненные процедуры не любит никто, сестер любили и уважали за их тяжелый труд и такую необъятную душу, которой они делились с сотнями посторонних людей.

Шло время, и один бог знает, как случилось так, что нимб начал превращаться в корону. Никто не будет опровергать тот факт, что опытная медицинская сестра – правая рука, а тои вовсе руки врача. Множество манипуляций за счет того, что они совершаются систематически, медсестры делают очень качественно и достаточно быстро. Это оптимизирует работу, разрешает сосредоточиться врачу на других важных аспектах, манипуляциях.

Доктора, работающие в хорошем, дружном и «рукастом» коллективе знают, что хорошая медсестра на смене – 90% успеха. Нет, не потому, что она взвалит все на себя, а потому, что не придется ходить по пятам и перепроверять, как выполняются назначения, и не стало ли хуже тяжелым больным. Именно так. Выполнять сестринскую работу врач не обязан, а в случае «халтуры» — несет ответственность исключительно врач, в том числе — юридическую.

Когда медицинские сестры начинают подчеркивать высокий уровень своего мастерства, опытности и интеллекта, хочется спросить, почему они не выучились на врача, для того, чтобы так смело лезть на рожон? Многие, очень часто позволяют себе так называемое откровенное «панибратство», а иногда даже умудряются давать советы врачу (в этом конечно и врачи виноваты отчасти). Но согласитесь, ведь врач не «ты-кает» главному врачу только потому, что они, по сути, коллеги и врач владеет первоисточниками информации о больных? Бесконечные «перекуры» и чаепития вообще буквально выводят из себя – всему свое время. А времени зачастую очень мало.

Отношение к пациентам тоже порой убивает: злясь на весь мир, начинается жесткий подсчет того, что входит и что не входит в их обязанности. Собирая сумку в стационар или роддом, люди начинают запасаться шоколадками и судорожно менять крупные деньги на мелкие (да-да, уважаемые, стереотип сформирован!). А потом, пациенты выслушивают еще и подробное: «Это я не буду делать, делайте сами. Вы родственники, или я? Я не обязана обрабатывать эти пролежни – вперед!». Во-первых, никто не давал права так общаться с пациентом, во-вторых, многие вещи можно выразить совершенно в другом контексте, а в-третьих… А как было, когда больницы были в жестком закрытом режиме, и родственников практически не пускали? Много себе позволять никто права не давал, особенно не занимая административную должность. Никто в медицинское училище не гнал, профессию такую выбирать не заставлял. Пожалуй каждый медик не доволен оплатой своего труда и условиями работы, но это не дает ему право хуже выполнять свою работу. Разрывает от чувства несправедливости? Так либо организовывать страйк, либо, опять-таки: никто не держит! Но вымещать свои претензии на пациентах и всех окружающих – верх непрофессионализма. А дилетантам в больнице не место!

Настоящие медсестры

Встречаются и настоящие сестры. Нет, не имеется в виду, что это люди, которые часами выслушивают жалобы пациента, или плачут над каждой историей болезни от сочувствия, нет. Это люди обязательные, с высокой степенью ответственности. Обычно, они внимательно читают листы назначений, уточняют криво написанные слова в назначениях доктора, привычны работать в режиме и по режиму. Да, такие тоже иногда «ты-кают» и сверх эмоциональны (как и многие люди), но они знают где и как это делать: никогда не при пациенте, только в соответствующей остановке, где тускнеет грань профессиональной субординации (тогда в этом вроде как и нет ничего дурного). И то, зачастую, этому способствует многолетний стаж совместной работы, либо не большой разрыв в возрасте. Не редко, эти сестры также могут предложить, посоветовать врачу, только их советы никак не выглядят как «сверхопытность с барского плеча», а являются искренним проявлением заботы о пациенте.

Многие доктора сталкиваются с моментами, когда суточные-многосуточные дежурства приводят к механическим ошибкам в заполнении историй, листов назначений, опискам, или даже неумышленным ошибкам в работе. В таких случаях, ни раз надежным тылом становились медсестры (хотя у самих дел полно). И наоборот, никто не выгоняет неопытную медсестру за дрожащие руки и десятое уточнение, как развести антибиотик.

Вот вспомните, уважаемые опытные медицинские сестры, с чего начинали вы? Да все было: небось и по рукам получали, и на работе задерживались на полдня, и «на ковер» приглашались не в самой мягкой форме! Это потом появилась уверенность в себе, здоровое, а потом и нездоровое самоуважение… Потому, положите свою корону в стол, и помните о том, что ваша работа – ваша прямая обязанность, а не одолжение кому либо. Очевидно, что лучше оптимизировать условия работы для того, чтобы получить максимально высокие ее результаты. Ибо ставки велики. Никому не комфортно работать в напряжении, среди людей, которые выбрали не то место для самореализации.

Врач и медсестра должны тесно сотрудничать. Моменты халатности или даже нарочного игнорирования просьб друг к другу обычно ничем хорошим не заканчиваются. Если каждый будет помнить где его место, и выполнять свои обязанности на все 100%, наверняка у всех на дольше сохранятся клетки нервной системы, будет крепче здоровье, и будет больше благодарных пациентов.

Успехов всем, коллеги, в нашем нелегком труде! И, помните, как в мультике: «Давайте жить дружно!»

Ваш врач

 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Комментировать

Нажмите для комментария