Питання психології Статті

И. Сергиенко: Людей с особенностями больше, чем многие думают

«Не нужно «изобретать велосипед». Достаточно адаптировать передовой опыт к нашим реалиям» — Инна Сергиенко, Консул ассоциации «Аутизм-Европа»

Консул ассоциации «Аутизм Европы», основательница Фонда «Дитина з майбутнім», а также мама ребенка с аутизмом Инна Сергиенко уже много лет подряд работает над тем, чтобы отношение к особенным детям в Украине наконец изменилось к лучшему.

dsc_2912_perfect365_1Специально для Медпросвиты Инна поделилась своими мыслями о том, как относятся к детям с аутизмом в обществе и как преодолеть то множество проблем , с которыми сталкиваются как дети, так и их родители.

Общество считает, что людей с особенностями не много

Образованные врачи – это решение проблемы своевременной диагностики и оказания помощи. Если вовремя и правильно определить диагноз, можно получить хорошие результаты реабилитации.

После 7 лет реабилитация ребенка с аутизмом происходит менее эффективно, а у нас как раз проблему развития ребенка и особенности его поведения замечают в возрасте 6-7 лет, именно перед тем, как идти в школу. До этого ребенка можно и дома держать, не отдавать в детский сад, ждать, «когда заговорит», не обращать внимания на особенности поведения и т.д. Так по совету некоторых врачей, к сожалению, поступают родители.

Мне, как маме, которая воспитывает особенного ребенка, очень больно  говорить на эту тему. Общество считает, что людей с особенностями не много. На самом деле, никто не знает, сколько их, потому что их никто не видит. Они сидят дома или в спец. интернатах и, как правило, они невидимы. Мы хотим, чтобы люди знали – эти люди есть!  Наша цель — сделать так, чтобы дети с особенностями не боялись жить полной жизнью! Они должны быть видны!

«Социальные ролики – не ночью, а во время сериалов»

Родители обычных детей часто не понимают и боятся детей с особенностями и с аутизмом, в том числе. Дети, как правило, значительно более толерантны. Они готовы помогать, играть, дружить… Пока родители не обратят их внимание на особенности.

Я очень надеюсь, что в нашей стране отношение к людям с особенностями будет меняться не только в принятии деклараций и подписании Конвенции ООН, но и на уровне решения вопросов толерантности всеми силами нашего государства! С привлечением СМИ, показом социальных роликов о толерантности не поздно ночью, а во время сериалов; съемок фильмов и сериалов, герои которых люди с особенностями.

Программа толерантности должна стать государственной задачей

Только если программа толерантности станет государственной задачей не на словах, а на деле. Когда на эту пропаганду будет выделяться финансирование, когда толерантность станет не строчкой в школьном учебнике, а будет ежедневно воспитываться. На деле! Постройкой удобных пандусов, маркировкой территории и помещений, звуковыми сигналами… Готовностью педагогов учить детей с особенностями, официантов обслуживать в кафе и ресторанах, врачей – лечить…

Родителям особенных детей хочется пожелать не прятать своих детей! Как можно быстрее пройти путь принятия своего ребенка, окружить его любовью, дать возможность максимально развить свои способности! Помнить, что особенные дети даются Всевышним, для того, чтобы мы могли меняться сами и таким образом изменять этот мир, делать его лучше и добрее!

Родители не должны оставаться один на один с проблемой, если у них в семье родился особенный ребенок. Они должны своевременно получить правильный диагноз, знать где они могут получить помощь на стадии раннего вмешательства, в дошкольном возрасте, иметь возможность выбрать школу для ребенка в школьном возрасте, сохранить право на правильный диагноз при переходе во взрослую жизнь и, конечно, же получить возможности и навыки для самостоятельной жизни взрослого человека с аутизмом. В этом и состоит миссия нашего фонда.

Европейский опыт

В соответствии с существующими в мире демократическими  и гуманистическими тенденциями, в развитых странах все дети со специальными образовательными потребностями и возможностями охвачены обучением и воспитанием. При этом сложилось три основных модели инклюзивного обучения:

— Модель «одного пути» — интеграция всех детей в рамках массовой школы (Греция, Испания, Италия, Португалия, Швеция, Норвегия и Кипр)

— Модель «двух путей» — наличие двух самостоятельных систем образования – инклюзивного  и специального. Существуют на основе специальных законов, обязательных для массового и специального образования (Бельгия, Нидерланды, Болгария, Румыния, Латвия).

— Модель «многих путей» — существует множество концепций, которые объединяют различные  элементы массовго и специального образования (Австрия, Великобритания, Венгрия, Дания, Германия, Литва, Люксембург, Исландия, Ирландия, Польша, Франция, Словакия, Словения, Финляндия, Чехия и другие страны).

В Украине сейчас разрабатывается свой путь, основанный на опыте наших соседей. Преимущество нашей страны в том, что нам не нужно «изобретать велосипед». Достаточно адаптировать передовой опыт к нашим реалиям.

Я думаю, что это должна быть система, в которой и у ребенка и у его семьи есть выбор, где будут охраняться его интересы, где наилучшим образом будут

Теги

Комментировать

Нажмите для комментария

    Ми на Facebook