До уваги Юридична консультація

Реимбурсация – быть или не быть? Мнение эксперта

Виктория Подворчанская,
советник практики фармацевтического права
ЕПАП Украина.

В июле 2016 года МОЗ Украины опубликовало проект постановления Кабинета Министров Украины о внедрении в Украине системы возмещения стоимости лекарственных средств, т.е. реимбурсации[1]. В документе сказано, что новую систему предлагают запустить уже с 1 октября. На словах Министерство озвучивает более осторожные прогнозы, обещая, что реимбурсацию можно ожидать к концу этого года или даже в следующем.

Качественный реимбурсационный проект давно ждут в Украине. Пожалуй, ни одно серьезное экспертное обсуждение развития украинского фармацевтического сектора не обходится без этой темы. Особенно учитывая кризис системы государственных закупок лекарственных средств, частично разгрузить которую может реимбурсация как альтернативный и более гибкий механизм обеспечения населения необходимыми препаратами.

История

За последнее время мы наблюдали две реимбурсационные пробы в украинском фармацевтическом секторе.

В 2012-2014 годах в Украине реализовывался пилотный проект по возмещению стоимости лекарств от гипертонии. За ним последовал проект реимбурсации для препаратов инсулина, старт которого несколько раз откладывался и наконец был назначен на 1 апреля 2016 года. Тем не менее, в полном объеме реимбурсация для инсулинов еще не заработала. Так, в июне наконец вступили в силу порядок расчета цены возмещения инсулинов и положение о реестре таких цен. В то же время, сам реестр цен пока не сформирован, что необходимо для полноценной реализации финансовых механизмов проекта.

Что дальше?

В продолжение пилотных проектов пришло время говорить и о внедрении более масштабной программы реимбурсации. При этом, есть мнение, что для ее запуска нет необходимости выдумывать велосипед, и она может быть построена на основе уже существующей системы бесплатного и льготного отпуска лекарственных средств при амбулаторном лечении отдельных групп населения и по отдельным категориям заболеваний. Речь идет о постановлении Кабинета Министров Украины № 1303, которое было принято еще в далеком 1998 году («постановление 1303»).

Именно эта концепция и отображена в проекте, опубликованном Министерством. Проектом предлагается, что возмещение стоимости препаратов может быть полным либо частичным и будет проводиться по группам населения, определенным в постановлении 1303. Напомним, что постановление 1303 охватывает социально уязвимые группы пациентов (инвалиды, ветераны, чернобыльцы и т.п.), которые имеют право на получение препаратов по рецептам бесплатно либо на льготных условиях. К этим группам проект также добавляет всех детей до 17 лет, не детализируя при этом, будет ли реимбурсация для них полной или частичной.

Предполагается также пересмотреть категории заболеваний, амбулаторное лечение которых дает право на приобретение лекарств с возмещением их стоимости. Так, например, из списка заболеваний в постановлении 1303 исключаются онкологические заболевания, туберкулез, состояния после пересадки органов и тканей, СПИД, ВИЧ-инфекция и некоторые другие. Предположительно, это изменение обусловлено тем, что препараты для лечения этих заболеваний централизованно закупаются МОЗ Украины по отдельным программам.

Ну и наконец, если постановление 1303 распространяется на весь список препаратов, которые могут закупаться за средства государственного бюджета, то для целей программы реимбурсации предлагается установить их ограниченный перечень, который включает 93 международных непатентованных наименования.

В остальном, предложенный механизм новой реимбурсационной программы во многом похож на ранее реализованные (или почти реализованные) пилоты:

  • отпуск препаратов с возмещением возможен только по рецепту (стандартной формы № 1), в котором указывается МНН препарата и вид возмещения (полное или частичное). Рецепт действителен в течение 30 календарных дней с момента его выдачи;
  • пациент, который попадает в программу, может получить препарат в аптеке бесплатно или с частичной оплатой его стоимости (в зависимости от группы, к которой он принадлежит). Участие в программе доступно по территориальному принципу для любых аптек – как частных, так и государственных – на основании договоров, заключенных с местными распорядителями бюджетов;
  • аптеки получают возмещение стоимости препаратов от местных властей. Программа финансируется за счет местных бюджетов и/или субвенции из государственного бюджета;
  • для препаратов в программе действует ценовое регулирование: (i) оптово-отпускная надбавка в размере 10% от задекларированной цены препарата, и (ii) розничная надбавка в размере 25% от закупочной цены.

Кот в мешке

На данном этапе за кадром остается один из ключевых элементов предлагаемой программы реимбурсации – а именно, ее экономика. По какой методике будут декларироваться цены на реимбурсируемые препараты, и как будет рассчитываться цена их возмещения?

Вероятнее всего, формирование цен для целей реимбурсации станет частью новой системы референтного ценообразования, которая сейчас активно обсуждается на фармацевтическом рынке. Тем не менее, окончательного понимания, как будет выглядеть эта система, у участников рынка до сих пор нет. Последний проект порядка декларирования граничных оптово-отпускных цен на лекарственные средства, опубликованный МОЗ Украины в июле, лишь упоминает, что цены будут рассчитываться с применением инструментов внутреннего и внешнего реферирования, но не содержит методику их расчета.

Аналогично, проект постановления о реимбурсации не содержит порядка расчета цен возмещения для реимбурсируемых препаратов, а говорит о том, что такой порядок должен быть утвержден в течение месяца после принятия постановления.

Также пока нет ясности, насколько и когда будет профинансирована новая программа. Ведь практическая реализация постановления 1303 уже сейчас сильно затрудняется ограниченным бюджетом. Этот фактор сыграл свою роль и для пилотного проекта по гипертонии, поскольку задержки с получением возмещения снижали привлекательность проекта для аптек.

Без четко определенного экономического наполнения предложение по запуску новой программы реимбурсации в Украине пока немного напоминает кота в мешке, и нам еще предстоит узнать, как именно этот кот выглядит. В то же время, сам тот факт, что вопрос реимбурсации перешел на стадию активной разработки нормативных документов и обсуждения их с рынком, уже вселяет большие надежды. Будем надеяться, что процесс на этом не остановится.

[1] Проект постанови Кабінету Міністрів України «Про запровадження механізму повного / часткового відшкодування лікарських засобів»

1 Комментарий

Нажмите для комментария

  • Виктория Подворчанская, советник практики фармацевтического права, очень далека от практического здравоохранения!!!
    Заниматься благотворительностью можно при страховой медицине…а не у нас!!!