Реформа произошла, она произошла как на бумаге, так и в действии, и мы первые (Днепропетровская область) в этом проекте участвовали. Просматривая этот путь реформ, хочется спросить: ради кого и чего это все делалось? Ради врачей? Пациентов? Или чтобы проще было «управлять» финансовыми потоками?
Итак, чего же добились реформаторы.
Большие поликлиники разделили на амбулатории. В итоге администрации стало на порядок больше. Если был один главврач, стало 3, бухгалтерии стало 3…
Но это – мелочи. Есть проблемы гораздо серьезней.
Была одна большая клиника, куда ты пришел и знал, что здесь все участковые терапевты, все специалисты, лаборатория, УЗИ и рентген. Ты пришел и знал, что если у тебя терапевт что-то выявил, ты быстренько прошел по всем узким специалистам и с тобой все решили. Нужно – на УЗИ сходил, нужно – анализы сдал.
А сейчас этот процесс стал сложным, растянутым. Все должно пройти через участкового терапевта, это — правило. Идет пациент в амбулаторию, там семейный врач его смотрит. Человек пришел с болями, просидел в очереди, пока взял направление, пока сходил туда-сюда, пока все собрал и только потом семейный врач направляет к такому-то специалисту. А это нужно ехать уже в другое место, в поликлинику, нужно взять талончик… А если специалист на курсах, а если он еще где-то – это все затягивается во времени, очень затягивается.
Кто поедет, а кто и не поедет. Хотя бы потому, что пациенты наши тоже работают, и не всегда получается целый день, а то и несколько, потратить на походы к врачам.
А как оформить больничный лист? Человек заболел и оформил больничный лист. Как в поликлинике? Заболел, получил, подписал, выписал. Если же человек пришел к участковому терапевту, в свою амбулаторию, которая находится не в центральном здании, с температурой и ему нужен больничный, ему говорят : «Срочно надо пойти подписать ваш больничный вот туда-то…» И он идет пешком, с температурой, или едет в центральное здание. А там заведующая ушла на обед или еще куда. И он ждет… Это хорошо для пациента?
Когда работала поликлиника, была своя лаборатория, которая работала каждый день. И были кабинеты диагностики. Если человеку нужно обследование, его направил участковый терапевт, то пациент тут же поднялся и сделал тот или иной анализ. А сейчас далеко не во всех амбулаториях есть лаборанты, и если и есть, то работают они не все время. Пациент пришел – лаборанта нет. Ему врач дал направление – пациент ушел. Куда ушел? Непонятно. А пациент подумал: «О, как мне далеко идти, не пойду я туда». Вот и получается – масса нелеченых, недообследованых, пропущенных случаев. Не дошел, не захотел… А кто отвечает? Врач.
В итоге диагностика растягивается во времени, лечение, соответственно, откладывается. И как итог – поздняя диагностика, запущенные формы, хронизация заболеваний.
Очень много сейчас этих запущенных – во всем! – в любой системе, в любом органе заболеваний. Масса запущенности, как среди детей, так и среди взрослых.
Допустим, человек сам заподозрил диагноз, может предрасположенность в семье, может сосед со схожей болячкой – человек понимает, что у него, возможно, то же самое. Он сразу мог бы пойти к специалисту – но нет, все через семейного врача.
А это время, а это нагрузка на самого семейника. Он должен все – объять необъятное.
И за это получить три копейки и плюс кучу подзатыльников от всех остальных. Я считаю, что все это неправильно.
Бобкова Нина Митрофановна,
врач- педиатр,
ординатор, 2 ДГКБ г. Днепра.
Интервью подготовил Д.Тарасюк
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Комментировать