Виды алалии, ее причины, патогенез, дифференциальная диагностика и возможности лечения. Препарат с торговым названием «Нейромидин» фирмы «Olainfarm». Анализ эффективности.
Минск
Заболотная А.М., Макарина-Кибак Л.Э., Гребень С.А.
Zabolotnaya A.M., Makarina-Kibak L.E., Greben S.A.,
Centre of Otorhinolaryngology, Minsk, Belarus
Disorders of expressive and receptive speech: from etiology to treatment
Резюме. Рассмотрены виды алалии, ее причины, патогенез, дифференциальная диагностика и возможности лечения. Установлено, что присоединение к комплексу реабилитационных мероприятий препарата с торговым названием «Нейромидин» фирмы «Olainfarm» (международное название – ипидакрин) ускоряет и улучшает психоречевое развитие у детей. Анализ эффективности производился на основании заполнения протоколов заседаний мультидисциплинарной бригады.
Алалия является наиболее тяжелым нарушением речи и подразделяется на две большие группы: моторную и сенсорную [1]. В дошкольном возрасте она встречается примерно у 1% детей, среди школьников – у 0,2–0,6%, при этом у мальчиков в 2–3 раза чаще, чем у девочек.
Моторная алалия, или расстройство экспрессивной речи по МКБ-10, F.80.1 – недоразвитие, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи. В ее основе лежит расстройство или недоразвитие аналитикосинтетической деятельности, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми. Моторная алалия развивается при нарушении функций коркового конца речедвигательного анализатора (центр Брока) и его проводящих путей [3]. Сенсорная алалия, или расстройство рецептивной речи по МКБ-10, F.80.2 – недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи. Причиной сенсорной алалии является поражение коркового конца слухоречевого анализатора (центр Вернике) и его проводящих путей [2, 3].
Этиология. Непосредственными причинами алалии могут быть:
– пренатальные вредности (воздействуют в период внутриутробного развития): токсикоз, вирусные, эндокринные и другие заболевания матери во время беременности, травмы, иммунологическая несовместимость крови матери и плода и т.д.;
– натальные вредности (повреждения при родах): обвитие пуповиной, черепно-мозговая травма, быстрые роды и др.;
– постнатальные вредности (воздействие различных вредных факторов после рождения): менингиты, энцефалиты, травмы головы, опухоли и др.;
– перинатальная патология (сочетание воздействия на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов, в первые дни после рождения).
Патогенез. При алалии клетки мозга недоразвиты. Они прекращают свое развитие на стадии нейробластов. Это недоразвитие мозга может быть врожденным или рано приобретенным в доречевом периоде (в первые три года жизни ребенка, когда идет интенсивное формирование клеток коры головного мозга и когда стаж ребенка пользованием речью еще очень мал). Дальнейшее развитие мозговых систем, наиболее важных для речевой функции, происходит на патологической основе.
Недоразвитие мозга или его раннее поражение приводит к понижению возбудимости нервных клеток и к изменению подвижности основных нервных процессов, что влечет за собой снижение работоспособности клеток коры головного мозга. Следы недоразвития мозга остаются на долгие годы или на всю жизнь.
Дифференциальная диагностика. Для выставления диагноза необходимо провести дифференциальную диагностику алалии с другой патологией, а также различных видов алалий между собой. Дифференциальную диагностику двух видов алалий между собой представлено в таблицах 1-7.
Таблица 1. Дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии
Критерий сравнения | Моторная алалия | Сенсорная алалия |
Восприятие речи | Восприятие речи сохранно на перцептивном уровне | Грубо нарушено |
Понимание речи | Понимание речи соответствует возрасту, возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции | Понимание речи нарушено, может незначительно улучшаться при зрительном восприятии артикуляции говорящего |
Слуховое внимание | Сохранно | Нарушено |
Эхолалия | Отсутствует | Присутствует |
Повторение услышанного | Затрудняются повторить слово, фразу | Повторяют, не понимая смысла проговоренного слова |
Коммуникация | Отмечается стремление к языковой коммуникации (невербальной и вербальной) | Нежелание (и невозможность) вступать в общение |
Мимикожестикуляторная речь | Активное использование жестов, выразительная мимика | Отсутствие жестов и амимичность или невыразительность мимики |
Наличие компенса-торных средств | Как компенсаторные средства выступают мелодика, звукоподражания, «звуковые жесты» | Отсутствие компенсаторных средств |
Динамика улучшения речи | Отмечается динамика в овладении речью при ее спонтанном и направленном формировании | Крайне низкий темп при направленном формировании речи |
Таблица 2. Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений слуха
Критерий сравнения | Моторная алалия | Сенсорная алалия |
Слух | Слуховая функция сохранна | Слуховая функция нарушена |
Спонтанное овладение речью | Некоторая возможность спонтанного усвоения речи (хотя ограниченная и в целом дефектно проявляющаяся) | Вне специального обучения речь не формируется |
Экспрессивная речь | Наличие отдельных словкорней, псевдослов, звукоподражаний | Отсутствие экспрессивной речи |
Просодические компоненты речи | Просодика (мелодика речи, ритм, паузы, ударе-ние) сохранны | Просодика нарушена |
Мимико-жестовая речь | Сопровождается словами, звукокомплексами, невербальными вокализациями | Мимико-жестовая речь активно используется, но вербально не сопровождается |
Таблица 3. Дифференциальная диагностика моторной алалии и задержки речевого развития
Критерий сравнения | Моторная алалия | Задержка речевого развития |
Темп овладенияречью | Задержка темпа нормального овладения речью сочетается с патологическим проявлениями – нарушениями структурно-функциональной стороны речи | Задержка темпа речевого развития, его скачкообраз-ность |
Спонтанное усвоение язы-ка | Самостоятельно ребенок не может овладеть лексико-грамматическими обобщениями | Возможность самостоятельного усвоения ребенком некоторых норм родного языка |
Импрессивная речь | Затруднено понимание грамматических изменений слов,смешивает квазиомонимы (похоже звучащие слова) | Хорошо понимает обращенную речь, отсутствуют сме-шения в понимании значений сходно звучащих слов |
Экспрессивная речь | – Нарушена программа высказывания;– стойкие грубые нарушения структуры слова, фразы (телеграфный стиль);– аграмматизм;– с накоплением словаря усиливается аграмматизм | – Есть программа речевого высказывания;– отсутствуют грубые нарушения структуры слова ифразы, аграмматизм |
Особенности динамики в коррекционной работе | – Не может без коррекционного воздействия преодолеть дефект;– возможны остаточные явления в школьном возрасте | – Способны к самостоятельному овладению речевыми обобщениями;– речевую недостаточность преодолевают спонтанно;– коррекция направлена на звуковую сторону речи;– к школе преодолевают речевую недостаточность |
Анатомофизиологические особенности | Нарушения ЦНС носят стойкий органический характер | Носят обратимый нейродинамический характер или не наблюдаются |
Особенности психической деятельности | Иногда нуждаются в преодолении речевого негативизма | Сформирована мотивация деятельности, нет речевого негативизма |
Таблица 4. Дифференциальная диагностика моторной алалии и анартрии (дизартрии)
Моторная алалияАнартрия (дизартрия)
Критерий сравнения | Моторная алалия | Анартрия (дизартрия) |
Речевая моторика | Моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет осуществлятьартикуляционный акт | Нарушения артикуляционного компонента речи составляют суть данной патологии |
Системность нарушения | Нарушается вся языковая система (произношение, лексика, грамматика) | Нарушается одна из подсистем –фонетическая |
Нарушения зву- копро- изношения: 1. Механизм 2. Полиморф- ность | 1. Расстройства произношения звуков являются следствием на- рушения производства фонемати- ческих операций – выбора и ком- бинирования фонем. 2. Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заме- нам, пропускам, повторениям, пе- рестановкам), имеют одновремен- но и правильное произношение. 3. Преобладают разнотипные на- рушения звукопроизношения (ис- кажения, замены, пропуски). 4. Доминируют замены небольшого количества звуков. 5. Может быть одновременно и правильное, и искаженное произ- ношение звука. 6. Замены артикуляторно сложных и артикуляторно простых звуков. 7. Произношение звука в составе слогов относительно сохранно, в составе слова – нарушено | 1. Расстройства произношения вызваны прежде всего наруше- ниями фонетических (моторных) операций. 2. Только единичные звуки име- ют одновременно правильное произношение. 3. При стертой дизартрии прео- бладают однотипные нарушения (либо искажения, либо пропуски, либо замены). 4. Доминируют искажения боль- шого количества звуков. 5. Для всех искаженных звуков характерно постоянное искаже- ние. 6. Замены преимущественно ар- тикуляторно сложных звуков. 7. Нарушено произношение зву- ка как в словах, так и в слогах |
Таблица 5. Дифференциальная диагностика моторной алалии и детской моторной афазии
Критерий сравнения | Моторная алалия | Детская моторная афазия |
Анамнез | Действие патологических факторов наблюдается в пренатальном и раннем постнатальном периоде (до 3 лет) | Воздействие патологических факторов происходит в возрасте после 3 лет |
Механизм нарушения | Недоразвитие речи как системы | Избирательность в поражении какой-либо из подсистем речи (лексической, грамматической, фонематической) |
Необходимость коррекционного воздействия | Необходимо целенаправленнаяречевая коррекция | Возможно спонтанное восстановление речи |
Нарушения ЦНС | Симптомы поражения головного мозга не ярко выражены | Симптомы локального поражения головного мозга |
Таблица 6. Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений речи, вызванных интеллектуальной недостаточностью
Критерий сравнения | Моторная алалия | Интеллектуальная недостаточность |
Сущность нарушения | Форма патологии речевой деятельности, результат неусвоения в онтогенезе структуно-функциональных закономерностей языка при сохранности неязыковых психическихпроцессов | Нарушения развития речи– результат патологии познавательной деятельности |
Предречевое развитие | Соответствует возрасту | Задержка сроков гуления, лепета |
Динамика развития речи | Спонтанно речью не овладевают, нет скачков в темпе развития речи | – К 6–7 годам на основе подражания овладевают простым грамматическим стереотипом; – по мере овладения стереотипом темповладения речью ускоряется |
Импрессивная речь, установление причинноследственных связей | Понимание обращенной речи относительно сохранно, понимает сложные синтаксическиеконструкции, делает попытку выражать в речи причинно-следственные связи доступными ему языковыми средствами (интонация, псевдослова, звукоподражания, «звуковыежесты», кинетическая речь) | Выражают только самые элементарные причинноследственные связи, понимание речизатруднено |
Формально-языковые нарушения речи (грамматический строй речи) | Аграмматизм (на уровне синтаксиса связного текста и отдельных высказываний, на морфологическом уровне), трудности поиска слов, выбора морфем и установления порядка следования слов | Речь логически бедная илиалогичная – можетбыть правильной в формально-языковом (грамматическом) отношении |
Запас знаний и представлений | С трудом актуализируется в речи | Ограничен |
Невербальное мышление | Сохранно (классификация,исключение 4-го лишнего, сравнение) | Нарушено невербальноемышление |
Степень обучаемости | Высокая | Низкая |
Критичность | Критичны к своей собственной речи, речевой негативизм | Некритичны |
Таблица 7. Дифференциальная диагностика моторной алалии и аутизма (синдром Каннера)
Критерий сравнения | Моторная алалия | Аутизм |
По определению | Речевая патология | Особая психическая аномалия, нарушено формирование эмоционального контакта с окружающим миром |
Раннее развитие речи | Речь развивается неполноценно | Раннее речевое развитие – норма, по темпу может обгонять сверстников. При утрате речи разговаривает сам с собой и во сне |
Реакция на обращенную речь | Сохранная постоянная реакция на речь окружающих | Не реагирует на обращенную речь, но процесс понима-ния речи не нарушен |
Психопатологические симптомы | Отсутствуют | Отмечаются психопатологические симптомы, фобии и непредсказуемые реакции |
Особенности психического раз-вития | Может наблюдаться задержка психического развития, дефицитарное развитие | Могут наблюдаться умственная отсталость и неравно-мерное искажение психических процессов |
Экспрессивная речь | Активно используют зачатки речи (вербаль-ной и невербальной), состояние речи не зависит от окружающей обстановки | Одновременное употребление лепетных и сложно организованных, правильных по языковой структуре высказываний, не употребляют слова ДА и Я, стойкий аграмматизм в незнакомой обстановке |
Мимико-жестовая речь | Активно используют в общении | Не использует жесты и мимику(распад) |
Эхолалия | Не отмечается | Встречаются непосредственные и отставленные во времени эхолалии |
Просодика | Не нарушена | Своеобразные нарушения просодической стороны речи – замедление темпа, скандированное и рифмованное произношение, высокая тональность голоса |
Общение | Стремление к контактам (кроме случаев речевого негативизма) | Отказ от общения |
Эмоционально-волевая сфера | Адекватность эмоций | Неадекватность эмоциональных реакций |
Моторика | Относительно сохранная (исключения) | Стереотипия в движениях и действиях, своеобразие походки, ходьбы по лестнице, трудности пространственной ориентировки, потряхивания тела, самостимул |
Лечение. Peшaющee знaчeниe в лeчeнии и oбучeнии дeтeй c aлaлиeй имeeт плacтичнocть дeтcкoгo мoзгa – cпocoбнocть здopoвыx клeтoк мoзгa зaмeщaть тe, кoтopыe пo тeм или иным пpичинaм нe включилиcь в paбoту. Hepвныe клeтки кopы мoзгa, кoтopыe oтвeчaют зa выcшиe пcиxичecкиe функции, нe имeют вpoждeннoй cпeциaлизaции. Cущecтвуeт тoлькo вpoждeннaя пpeдугoтoвaннocть нepвныx клeтoк к кaкoму-либо виду дeятeльнocти. Ho пpи нeoбxoдимocти мoжнo зacтaвить «здopoвыe» cтpуктуpы, пpeднaзнaчeнныe для чего-то oднoгo, выпoлнять eщe и дpугoe. Этo вoзмoжнo пpи уcлoвии, чтo coxpaнны пpoвoдящиe нepвныe пути, cвязывaющиe мeжду coбoй oтдeльныe учacтки мoзгa. B пepиoд peчeвoгo paзвития иx cocтoяниe бoлee вaжно, чeм cocтoяниe caмиx peчeвыx зoн. Плacтичнocть дeтcкoгo мoзгa пpинципиaльнo oтличaeт eгo oт взpocлoгo, нeпoвpeждeнныe учacтки кoтopoгo c тpудoм включaютcя в кoмпeнcaтopный пpoцecc. Имeннo плacтичнocть нepвныx ткaнeй в дeтcкoм вoзpacтe пoзвoляeт oкaзывaть пoмoщь дeтям c aлaлиeй. Даже в самых тяжелых случаях алалии ситуация не безнадежна, если вовремя начато лечение. Важно как можно раньше начать многократное комплексное лечение. Банальное знание нормального развития речи (своевременного появления гуления, лепета, слов, фраз) должно способствовать раннему направлению ребенка с отличным от нормы речевым развитием к специалистам: неврологу, психиатру, логопеду.
Лечение алалии всегда комплексное, осуществляется группой специалистов, включает логопедию, медикаментозное лечение, массаж, физиопроцедуры, психологическую и психотерапевтическую коррекцию. Медикаментозное лечение должно быть интенсивным и составлять 3–4 курса в год. Врачам давно известно об эффективности ноотропов при лечении данной патологии, но, к сожалению, не все информированы о лечебном эффекте Нейромидина (ипидакрина). Как антихолинэстеразный препарат ипидакрин был синтезирован достаточно давно, но применялся в основном при синдроме мышечной гипотонии. Впоследствии было замечено и доказано, что препараты этой группы, в том числе Нейромидин, улучшают когнитивные функции, включая речь [4–8].
Вышеназванный препарат обладает двумя механизмами действия: с одной стороны он ингибирует холинэстеразу, с другой – блокирует калиевую проницаемость мембраны. Сочетание двух эффектов приводит к улучшению нервно-мышечной передачи. В результате восстанавливается проведение возбуждения в периферической нервной системе, стимулируется центральная нервная система, улучшается речь, память, обучаемость. Следует отметить и подчеркнуть еще одно интересное и важное свойство Нейромидина – его мягкий седативный эффект [9]. Это важно в связи с тем, что в половине случаев расстройству экспрессивной и рецептивной речи сопутствует синдром гиперактивности. Таким образом, назначение Нейромидина позволяет избежать перевозбуждения ребенка. В РНПЦ оториноларингологии Нейромидин используется при лечении пациентов с алалией с 2008 г. За это время стационарно было пролечено 292 ребенка с алалией в возрасте от 5 до 10 лет. Для сравнительного анализа мы взяли пациентов с алалией, пролеченных в 2007 и 2011 гг. Методом случайной выборки проанализировано по 60 историй с вышеуказанным диагнозом соответственно за каждый год. Курс реабилитации продолжался 25 дней и включал назначение препаратов, улучшающих метаболические процессы в нервной системе (актовегин, пантогам, энцефабол и др.), логопедические занятия, массаж, физиотерапевтическое лечение, ДЭНС-терапию, психотерапию, музыкотерапию.
Всем пациентам, лечившимся в 2011 г., в неврологическом статусе которых была гипотония мышц, в том числе артикуляционных (косвенный признак – гиперсаливация), а также отсутствовала судорожная готовность мозга на ЭЭГ, назначался таблетированный препарат «Нейромидин» в дозировке 1–1,5 мг/кг в сутки в 2 приема (утром и вечером).
Для оценки эффективности лечения нами использовались протоколы заседаний мультидисциплинарной бригады, разработанные Министерством здравоохранения Республики Беларусь («Система оказания специализированной помощи детям с психическими и поведенческими расстройствами мультидисциплинарной бригадой специалистов», инструкция по применению от 26.07.2008 г. № 053-06 06), в которых давалась качественная оценка крупной и мелкой моторики, астенической симптоматики, эмоциональных нарушений, моносимптомных неврозов, познавательных процессов (память, внимание, мышление, речь), умственной работоспособности, поведения, уровня развития интеллекта.
Заседания мультидисциплинарной бригады проводились трижды: в начале, середине и конце лечения. В состав бригады входили психиатр, оториноларинголог, логопед, психолог, психотерапевт.
В ходе лечения пациентов (2011 г.) к концу терапии с использованием Нейромидина отмечалось улучшение крупной и мелкой моторики у 87% пациентов, познавательных процессов, в том числе речи – у 92%, умственной работоспособности – у 95%, эмоциональной регуляции – у 76%, уменьшение поведенческих нарушений – у 70% больных. Наблюдалась хорошая переносимость данного препарата, побочных эффектов назначенной терапии не отмечено. Сравнительный анализ лечения алалии в 2007 г. (без включения Нейромидина) показал распределение цифр следующим образом: улучшение крупной и мелкой моторики – у 62% пациентов, познавательных процессов, в том числе речи – у 71%, умственной работоспособности – у 75%, эмоциональной регуляции – у 64%, уменьшение поведенческих нарушений – у 65% больных (см. рисунок). Бóльшая эффективность лечения детей с алалией при включении в схему Нейромидина связана с его механизмом действия – улучшением проводимости импульса в нервной системе посредством увеличения активности нейромедиатора ацетилхолина, что, с одной стороны, непосредственно стимулирует речь, обучаемость, память, внимание, двигательную активность артикуляционных мышц, с другой – оказывает легкий седативный эффект, что, в свою очередь, увеличивает усидчивость и работоспособность маленьких пациентов, необходимые для их занятий с логопедом (опосредованный эффект).
Выводы:
1. Нейромидин является препаратом выбора и может использоваться в комплексном лечении детей с алалией.
2. Прием Нейромидина должен быть длительным и составлять не менее 4 недель.
3. Назначение препарата особенно актуально при наличии мышечной гипотонии, отсутствии эпиактивности (возможно наличие сопутствующего синдрома гипер-активности).
4. Применение Нейромидина сопровождается хорошей переносимостью, побочных эффектов назначенной терапии не отмечено.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Беккер К.-П., Совак М. Логопедия / Пер. с нем. – М., 1981. – С. 100–111.
2. Горюнова Т.П. Из опыта логопедической работы по преодолению нарушений импрессивной стороны речи // Нарушения речи у дошкольников / Сост. Р.А. Бе-лова-Давид, Б.М. Гриншпун. – М.,1969. – С. 72–76.
3. Григорьева Н.К., Объедков В.Г. Расстройства речи в детском и подростковом возрасте Минск,2005. – 28 с.
4. Григорьева Н.К., Алыко Т.Н., Третьяк И.Г., Сакович С.Л. // Мед. новости. – 2010. – № 2. – С. 41–42.
5. Зайцев О.С. Фармакологическая коррекция когнитивных нарушений после тяжелой черепно-мозговой травмы // Тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. «Современный взгляд на проблемы когнитивных нарушений в психоневрологической практике». – Минск, 2010. – С. 8–10.
6. Захаров В.В., Головкова М.С. // Лекарства Украины. – 2009. – № 2 (128). – С. 97–101.
7. Козелкин А.А., Козелкина С.А. // Запорожский мед. журн. – 2006. – № 1 (34). – С. 28–32.
8. Козелкин А.А., Козелкина С.А., Сикорская М.В. // Украин. вестн. психоневрологии. – 2004. – № 2 (39). – С. 12–14.
9. Шалькевич Л.В., Яковлев А.Н. // Мед. новости. – 2007. – № 14. – С. 72–75.
Медицинские новости. – 2013. – №1. – С. 44-49.
Комментировать