Современная психотерапия, представленная множеством направлений, концепций и теорий переживает кризис своей научности. Признаётся, что в мире науки психотерапия занимает маргинальное положение. Нет единой теории и методологии…
При любом виде психотерапии и оценке её эффективности необходим учёт особенностей личностей пациента и психотерапевта, его психотерапевтического мастерства, основанного на личном практическом опыте…
Практическая медицина в лице её лучших представителей всегда воплощалась в первую очередь во ВРАЧЕВАНИИ (выделение моё В.Л.), которое является сугубо творческим индивидуализированным процессом и профессиональным мастерством, основанном на большом практическом опыте, включающем в себя как успехи, так и неудачи. При ВРАЧЕВАНИИ одни научные медицинские знания для эффективной помощи больному недостаточны… Для успешного ВРАЧЕВАНИЯ необходим синтез научных рациональных знаний и эмоционального отношения к больному, понимание его переживаний и надежд (не простого эмоционального, а специфического – ВРАЧЕБНОГО. В.Л.)… Установлено, что сопереживание в ситуации врач-больной обладает познавательной функцией. При ВРАЧЕВАНИИ с помощью врачебной интуиции пациент воспринимается целостно…
Творческая интуиция, с помощью которой мысленно охватывается картина болезни, невозможна без художественной образности…
Важным аргументом в пользу признания психотерапии искусством служит феномен эмпатии, лежащий в основе психотерапевтического контакта при разных видах психотерапии и определяющий в значительной степени эффективность… Эмпатия является генетически детерминированным свойством (далеко не каждый может быть психотерапевтом Л.В.), усиленным жизненным опытом…
Другим аргументом в пользу понимания психотерапии как искусства является феномен инсайта, который возникает и играет существенную роль как в процессе разных видов психотерапии, так и в процессе восприятия и постижения произведений искусства, в процессе художественного творчества.
Третьим феноменом, объединяющим психотерапию и искусство, является феномен катарсиса…
Следует также назвать импровизацию, экспромт и интерпретацию, как творческие акты, имеющие большое значение как в процессе разных вариантов эклектической психотерапии, так и в процессе театрального, музыкального, эстрадного и других видов искусства…
В искусстве психотерапевта его главным инструментом, помимо знаний и навыков, является его собственная личность, её духовный, культурный потенциал, внешний вид, манеры, мимика и пантомимика, тон и тембр голоса, стиль речи…
Для психотерапевта большое значение имеет умение говорить на языке искусства. Обращаясь к искусству, используя образное мышление, образные представления, фантазию, интуицию, психотерапевт получает важные, дополнительные к научным знаниям средства для более глубокого понимания внутреннего мира пациента и находит средства воздействия на него в целях оздоровления. Психотерапия с использованием произведений искусства предполагает высокий уровень культурного и духовного развития самого психотерапевта, его способность творческого индивидуального подхода к пациенту. При этом познавательные возможности науки, научных знаний дополняются познавательными возможностями искусства…
Подлинное искусство, в том числе психотерапевтическое, способно коренным образом изменить психическое состояние человека, его чувства, мысли, представления и убеждения. Оно способно избавить больного человека от переживаний отчуждённости, смыслоутраты и одиночества, которые часто приводят к аффективным и невротическим расстройствам. Искусство помогает понять настоящее и создаёт установку на будущее. Искусство, как психотерапия, возвращает людей от частных истин, раздробленных целей, разобщённости существования к полноте человеческого смысла…
Результаты познания пациента и воздействия на него с помощью средств искусства принципиально не переводимы с языка художественных образов и представлений на язык формализованных научных понятий. Понимание индивидуального существования отличается от принятых в науке методов и норм познания. В данной ситуации наука и искусство сосуществуют на правах своеобразной дополнительности, исключающей их взаимозаменяемость. Проведение научного анализа личности больного только с применением шкал и опросников без погружения в его внутренний субъективный мир приводит к «умерщвлению» живой «ткани» личности абстракциями логического и количественного статистического анализа…
Психотерапевтическое искусство почти не передаётся и не усваивается путём стандартизированного обучения.
Комментировать