Старченко Евгения Александровна
Когда готовилась эта статья, мне сразу вспомнился американский художественный фильм, где девушка долго копила деньги на операцию по увеличению размера груди. В результате она нашла себе нормального мужчину и поняла, что ей это вовсе не нужно!
Медпросвита узнала у Евгении Старченко – психолога, гештальт терапевта, откуда у людей берется желание постоянно усовершенствовать свое тело и к чему это приводит.
Одно из убеждений, которые вредят отношениям человека с самим собой, — это убеждение «с моим телом что-то не так». Раньше это в большей мере касалось женщин, теперь всё чаще это убеждение встречается и у мужчин.
В последнее время это похоже на эпидемию. Подобное отношение к себе и своему телу становится распространеннее. И это активно поддерживают отрасли, которые используют недовольство телом для увеличения продаж (среди них фитнес и диетическая индустрия, мода, косметика и фармацевтика, пластическая хирургия – всё, что касается красоты тела).
А татуировки? Количество людей, наносящих себе на тело странные рисунки, увеличивается на улицах в геометрической прогрессии!
В самом по себе украшении или «улучшении» тела нет ничего плохого или предосудительного. Но чаще всего это делается из-за огромного недовольства собой и своим телом, огромного страха перед осуждением.
Человек требует от своего тела, чтобы оно было совершенным, потому что надеется, что обладая совершенным телом, он сможет достичь своих целей – быть успешным, нравиться другим людям, строить удовлетворяющие отношения с противоположным полом.
И когда он будет доволен тем, как его видят и относятся к нему окружающие, тогда и сам сможет относиться к себе хорошо, сможет «принять» себя. Что, конечно же, никогда не случается!
Невозможно выстроить гармоничное отношение к себе, опираясь исключительно на то, как (по нашему мнению) нас оценивают другие люди. Но это тема для отдельного разговора.
А что же происходит с телом?
Как правило, люди относятся к своему телу как к объекту и функции. В этом случае человек находится как бы в позиции внешнего наблюдателя, а ценность тела оказывается инструментальной – то есть тело должно быть хорошим инструментом для достижения целей. А значит, оно должно быть сильным, красивым, здоровым и т.д. При объектном отношении человек словно смотрит на себя глазами других, а его тело является объектом оценивания: красивое /некрасивое, сексуально привлекательное/непривлекательное, хорошее/плохое, подходящее/неподходящее, правильное/неправильное.
Если в силу генетики, благоприятных обстоятельств и собственных усилий тело соответствует нормам и стандартам, которые выдвигает современное общество, человек будет рассматривать тело, как капитал, как то, что с помощью чего он может добиться своих целей. Если же тело современным стандартам не соответствует, человек может считать тело «грузом» – чем-то, что мешает добиться целей, стоит на пути.
Очень часто тело просто используется как нечто, с помощью чего можно получить одобрение от окружения или даже подтверждения значимости (своей значимости в целом или своих усилий по поддержанию красивой формы). Если это удается, то, скорее всего, у человека будет закрепляться контролирующий тип отношения к собственному телу. Будет возникать желание как можно более полно управлять и контролировать все проявления и изменения собственного тела, чтобы посредством тела управлять и контролировать свое окружение и собственную жизнь в целом. Это создает приятную иллюзию контроля, но функциональное отношение к себе (и к окружающим) не дает желанного чувства удовлетворения, так что, как правило, обороты наращиваются, но фрустрация и разочарование только возрастают.
Если человек не получает от окружающих признания, одобрения и одобрения своей внешности, то реакцией зачастую может быть дистанцирование и отчужденность от собственного тела. Значение тела обесценивают, оно воспринимается либо как «довесок» к голове (уму, душе, духовности – возможны варианты), либо как досадное, но необходимое условие для существования («подставка для головы»), либо как «нагрузка», «наказание» – что-то, что не дает нормально жить, полноценно самореализоваться. В этом случае объектное отношение к телу ведет к отчужденности от собственного тела, чувствительность снижается, в восприятии его есть некоторая мысленная дистанция, образ тела, как правило, искажается.
Если тело – объект, то оно мне принадлежит, я отношусь к нему как к своему имуществу, я могу с ним что-то делать, я могу его «улучшать», менять, чтобы оно эффективнее помогало мне достичь цели. Но при таком подходе не остается места для того, чтобы к телу прислушиваться, чтобы его замечать, чтобы его понимать и с ним считаться.
Плохой контакт с собственной телесностью и функциональное отношение к телу могут привести как к расстройствам пищевого поведения, так и к повышенной тревожности, социальной изоляции или депрессии.
Изначально контакт с телом может быть утрачен как реакция на различные травматичные события (это как катастрофы или войны, так и физическое или эмоциональное насилие, это и травмы и хирургические операции), на недостаток внимания в детстве или на неадекватные отношения в родительской семье, а также сложности в отношении телесности у родителей.
Принятие собственного тела
В идеале, хорошо бы найти баланс между восприятием своего тела в контексте внутреннем («я для себя») и внешнем («я для другого»). Конечно, живем мы в социуме и не можем игнорировать стандарты, предлагаемые обществом, социальные и культурные роли. И нас будут воспринимать не в последнюю очередь по тому, как мы выглядим, как одеваемся, как двигаемся, как разговариваем.
Но хорошо бы чрезмерно не смещать акцент в сторону стандартов, навязываемых извне, – оставьте место и для того, чтобы замечать, насколько это подходит именно вам, насколько оно согласуется с вашими внутренними ощущениями, вашей внутренней жизнью.
Принятие собственного тела дает доступ к более глубокому, наполненному проживанию жизни, к большей интегрированности личности, к более свободному обращению к собственному опыту, к более полному ощущению и проживанию удовольствия.
Улучшить контакт с телом может помочь как психотерапия, так и разнообразные телесные практики: осознанное движение, контактная импровизация, йога, танцы – всё, что приносит вам удовольствие и при этом позволяет внимательно относиться к внутренним процессам и замечать собственные реакции.
Комментировать