Питання психології Статті

А поговорить? Несколько секретов «хорошего специалиста»

Еще в ВУЗе нам говорили: "Если после 5 минут разговора с врачом больному не стало лучше – врач не справился со своей задачей".

Решил как-то Иисус  под видом простого врача пойти поработать в поликлинику – людей исцелять. Начался прием, заходят к нему пациенты больные, выходят – исцеленные.  Один пациент заехал в нему на инвалидной коляске и сказал: «Я уже 10 лет не хожу!» «Встань и иди!» – сказал Иисус. Пациент встал и пошел. Выходит из кабинета, а сидящие в очереди пациенты его и спрашивают: «Ну как новый доктор?».  А он и  отвечает: «Да так себе. Не выслушал, не поговорил…»

Фольклор

Еще в ВУЗе нам говорили: «Если после 5 минут разговора с врачом больному не стало лучше – врач не справился со своей задачей».

И это действительно так. Вы можете быть семи пядей во лбу, обладать неисчерпаемыми знаниями и завидным опытом. Но если вы не сможете найти общий язык с пациентом и не установите с ним контакт, эффективность лечения будет низкой. И не только потому, что в основе подавляющего большинства болезней лежит психическое состояние пациента, но еще и потому, что наличие или отсутствие доверия влияет на комплаенс.

Чтобы стать по-настоящему эффективным, врачу помогает так называемый «эмоциональный интеллект» — ценное сочетание рационального интеллекта и эмоций, при котором, оставаясь грамотным специалистом, врач способен разбираться в своих и чужих чувствах, считаться с окружающими и строить с ними отношения на основе доверия и сопереживания.

  • Слушайте пациента, стимулируйте его к рассказу (пусть даже он отклоняется от основной темы). В нашем жестком мире человеку порой трудно найти собеседника, который его будет слушать. Это качество врача он оценит сразу.  Чтобы разговор не затянулся на сутки, задайте пациенту уточняющие вопросы,  выводите его на нужные темы. На данном этапе для пациента более важно ваше внимание, чем быстро поставленный диагноз и грамотная тактика лечения. Это он оценит потом.
  • Не подшучивайте над пациентом. Вообще лучше воздержитесь от демонстрации своего чувства юмора в разговоре с больным. Согласно статистике, чувство юмора отсутствует почти у 30% людей. А специфика вашего медицинского юмора и вовсе понятна только здоровому врачу.
  • Не бросайте пациента «на полпути». Проявите личное участие в решении его проблем, сопровождайте пациента на всех этапах, пусть даже не лично.
  • Возьмите контакты пациента. Вам ведь не сложно позвонить и спросить как самочувствие, соблюдает ли больной рекомендации, сообщите ему о результатах анализов… Для вас это 1 минута, а для уже упомянутой выше комплаенсности – неоценимый вклад. Незримое присутствие врача очень стимулирует пациента.
  • Рассказывайте пациенту о его болезни и о том, как вы собираетесь его лечить. Зачастую несоблюдение пациентом назначений объясняется непониманием глубины проблемы. В частности, часто гипертоники  зачастую принимают препараты эпизодически, не соблюдая требования врача принимать курсом.  Я лично разговаривал с пациентом, который заявил , что пьет назначенные таблетки «только когда голова болит». Я спросил, почему он не пьет курсом? Пациент ответил: «А зачем? Я пришел к врачу, сказал, что болит голова. Он назначил таблетку — помогла». Т.е у пациента напрочь отсутствовало представление о гипертонии как о заболевании.
  • Не бойтесь говорить пациенту «Мы вместе». Он должен понимать, что на сложном пути преодоления болезни у него есть союзник, что он не остается один на один со своей проблемой. Особенно это касается пациентов со сложными заболеваниями, требующими длительного лечения. «Мы свами разберемся…», «Мы сделаем вот что…, «Мы поменяем схему лечения…». Для вас это не сложно, а пациент почувствует поддержку.
  • Не давайте обещаний. Мы не боги. К сожалению, современная медицина не в состоянии вылечить большинство хронических заболеваний улучшат эмоциональное состояние, но не обещайте исцелить, если вы этого сделать не сможете.
  • Не озвучивайте неподтвержденные диагнозы. Пример из практики. Пациента мучали головные боли, затем начались кратковременные потери сознания. Врач предположил, что у пациента опухоль в мозгу и направил на исследование. Вместо этого пациент пошел домой и сообщил семье, что у него рак и что он все-равно скоро умрет, потому к врачу он больше не пойдет. В очередной эпизод потери сознания его по Скорой доставили в больницу. Знаете, что у него обнаружил грамотный врач? Остеохондроз! И нарушение мозгового кровообращения происходил именно по причине запущенного шейного остеохондроза!
  • Объясняйте пациенту, какие методы исследования и зачем вы ему назначаете.
  • Подробно объясните, как принимать лечение, как это должно действовать и почему это необходимо. В особенности, если вы назначаете комплексное лечение, а не «таблеточку». Расскажите, когда он себя почувствует лучше и в чем это будет выражаться.
  • Будьте доступны для пациента, дайте ему визитку с указанием рабочего и личного номера телефона.
  • Упростите, по возможности, жизнь пациенту: не нагружайте его жизнь бюрократическими жерновами «советской» медицины, и он Вам будет благодарен.
  • Не забывайте о рациональной составляющей — будьте хорошим врачом. Учитесь, читайте литературу, стажируйтесь, советуйтесь.
  • Не бойтесь брать на себя ответственность, интересуйтесь результатами своего труда и лечения больного для того, чтобы не терялась связь между Вами и здоровьем пациента

Вы можете ответить на мои рекомендации, что «за 12 минут» и при очереди в  50 человек соблюдать их просто не возможно. Поверьте, внимательным и эффективным можно быть  и в течение 5 минут.  Эти правила должен соблюдать каждый врач, если он хочет иметь репутацию «хорошего специалиста».

С уважением,

Ваш врач,
Медицинский психолог,
Консультант по вопросам медицинской этики,
Сергей Попович

Комментировать

Нажмите для комментария

    Ми на Facebook