Под гипоторфией понимают хроническое нарушение питания ребенка с выраженным дефицитом массы тела по отношению к росту. Как следствие, снижается иммунитет, развиваются нарушения функционирования, как отдельных органов, так и всех систем организма. Гипотрофия может быть врожденная (пренатальная) и приобретенная. В зависимости от клинической картины, различают три степени заболевания.
Основные причины развития гипотрофии:
- Экзогенные: алиментарная (недостаток или дисбаланс питания), инфекционные заболевания, токсическая, социальная;
- Эндогенные: аномалии развития, врожденные пороки, наследственные энзимопатии, нарушение обмена веществ, нарушения расщепления или всасывания питательных веществ.
Диагностические критерии:
- Анамнез жизни (пре- и постнатальный);
- Наследственные патологии;
- Социальные факторы;
- Данные объективного обследования и антропометрии (ключевое значение).
Дополнительные методы исследования (в зависимости от показаний):
- Лабораторные (ОАК, ОАМ, б/х крови и мочи, копрограмма, посев на дисбактериоз, КЩС, эндокринный профиль, иммунограмма, исследование хлоридов пота);
- Инструментальные (рентгенография ОГК, черепа (важно турецкое седло), Эхо-КГ, определение костного возраста);
- Консультации смежных специалистов.
Лечебная тактика.
Лечение пациентов с гипотрофией, вне зависимости от степени заболевания должно быть комплексным, включая коррекцию состояний угрожающих жизни, восстановление сбалансированного питания, медикаментозную терапию и реабилитацию (лечебная физкультура). Режим стационара показан детям с II и III степенями гипотрофии, при I-ой степени возможно амбулаторное лечение.
Под коррекцией состояний, угрожающих жизни, подразумеваются мероприятия, направленные на устранение или профилактику гипогликемии, дегидратации, гипотермии и восстановление электролитного баланса. Данные состояния характерны для III степени гипотрофии. Сюда же следует отнести и профилактику осложнений инфекционного характера, как следствие развития вторичного иммунодефецита. Важнейшую роль играет выявление и лечение основного заболевания, осложнившегося нарушением питания. Особое внимание в терапии следует уделить вопросу лечебного питания детей с гипотрофией, учитывая весомое снижение как переваривающей, так и всасывающей функций желудочно-кишечного тракта.
Лечебное питание. III степень гипотрофии.
При тяжелой степени гипотрофии изменения в организме настолько глобальны, что исключительно диетотерапия положительных результатов не даст. Помимо обязательной интенсивной терапии, питание должно быть как энтеральным, так и перентеральным.
Инфузионное питание начинается с растворов глюкозы и аминокислотных гидролизатов, в то время как жировые эмульсии следует начинать вводить не ранее 5-го дня от начала парентерального питания. На этом этапе следует опасаться осложнений, в частности синдрома «возобновленного питания».
После положительного принятия организмом парентерального питания, подключается энтеральное зондовое кормление. Питательные смеси для начальной нутритивной поддержки должны быть на основе полного гидролизата молочного белка, низкокалорийными, низкоосмолярными и с низким лактозным содержанием. Эти требования необходимы для достижения максимального усвоения питательных веществ и избежания резкой перегрузки организма, учитывая резкие метаболические изменения.
Принцип начального энтерального кормления основан на постоянном зондовом введении смесей с медленной скоростью. Такая диета влечет за собой постепенное восстановление полостного пищеварения, всасывающей способности кишечника и запуск моторики ЖКТ. Далее, при благоприятном усвоении смесей путем непрерывного поступления, следует перейти к болюсному зондовому введению, оставив непрерывное кормление лишь в ночное время. В зависимости от состояния пациента, в течение от нескольких дней до нескольких недель, постепенно меняя состав смеси и повышая калорийность, можно уйти от зондового кормления непрерывным методом и прийти к 6-8 разовому кормлению в сутки.
Лечебное питание. I — II степени гипотрофии.
Диетотерапия при средней и легкой степени гипотрофии основана на стандартных принципах восстановления питания и включает в себя три этапа:
- Подготовительный (осторожное питание);
- Промежуточный (репаративное питание);
- Усиленное питание.
На первом этапе преследуется цель определения и повышения толерантности ребенка к продуктам питания. Рекомендуемый суточный объем снижается от 2/3 до 1/3, в зависимости от состояния, а общее число кормлений увеличивается. Происходит постепенное увеличение объема кормления, исходя из переносимости питания. Недостающий объем рациона восполняется жидкостью (5% глюкоза или солевые растворы). Кратность кормлений снижается постепенно. Этот период занимает от 2-х дней до недели. Критерием перехода на следующий этап является получение ребенком необходимого суточного объема питания.
На промежуточном этапе в рационе повышается количество белковой и углеводной составляющей, и лишь при хорошей переносимости первых повышается уровень жиров. В начале репаративного этапа питательные вещества рассчитываются на истинную массу ребенка. Шаг за шагом количество белков и углеводов в пище приближается к долженствующей норме, жиры при этом рассчитываются на фактический вес. Количество кормлений за сутки уже зависит от возрастных норм. Происходит переход более калорийное питание. В этот период следует подключать витаминную поддержку (витамин Е, ретинол, пиридоксин, кальция пантотенат, аскорбиновая кислота), ферментные средства и препараты, положительно влияющие на обмен веществ.
На третьем этапе диетотерапии пациент начинает получать гиперкалорийное питание. Количественный состав питания рассчитывается уже на долженствующую возрастную норму, за исключением жиров (среднее между фактическим и долженствующим). Параллельно назначаются медикаментозные средства, улучшающие переваривание и усвоение нутриентов. Постепенно, расширяя рацион и количество получаемой пищи, под контролем набора веса, ребенок переводится на общий сбалансированный рацион, соответствующий возрастным нормам.
Профилактика:
- Сбалансированное и рациональное питание;
- Долженствующий уход за ребенком;
- Физическое развитие;
- Медицинские осмотры согласно возрастным нормам;
- Контроль антропометрических показателей.
Важно помнить, что во многом, ребенок зависит от родителей. Питание входит в этот перечень. Потому, здесь, их скрупулезный контроль и помощь, как никогда уместны.
Врач-педиатр.
Павличенко Н.
Комментировать