Акушерство та гінекологія

Перинатальные матрицы

Перинатальные матрицы

Перинатальная психология. Перинатальные матрицы: теория, варианты матриц. Пути передачи информации. Перинатальные матрицы и их значение в формировании личности человека. Влияние процесса родов на формирование психики рождающегося человека. Методы снятия эмоционального напряжения в родах.

Перинатальный -понятие, состоящее их 2 слов:

пери (peri) -вокруг, около и натос (natalis) -относящийся к рождению.

Таким образом перинатальная психология -это наука о психической жизни нерожденного ребенка или только что родившегося.

Предлагаемый текст отражает собственное мнение автора и ни в коей мере не претендует на полноту, объективность и глубину постижения проблемы. Перед большим количеством утверждений необходимо приставлять слово «якобы». Читатель может приставлять это слово по своему желанию и в зависимости от своих убеждений. Перинатальная психология – новое направление в психологии, очень модное. Как наука существует около 30 лет и быстро развивается в цивилизованных странах. Создана Всемирная Ассоциация перинатальной психологии, отделения в городах и странах.

Классически терминология следующая -неродившегося ребенка, находящегося в утробе матери, называют плодом. После рождения ребенок называется новорожденным в течение 4 недель.

Перинатальная психология предполагает 2 базовые аксиомы:

-наличие психической жизни плода;

-наличие долговременной памяти у плода и новорожденного.

Перинатальная психология изучает психическую жизнь в перинатальный период, ее влияние на формирование личности человека. Это наука о связи плода и новорожденного с матерью, о влиянии психической жизни матери на ребенка. Это -редкий пример деятельности, когда разные специалисты в общем, находят общий язык. А занимаются этим психологи, психотерапевты, акушеры, педиатры, педагоги.

Предполагается, что долговременная память плода распространяется на события, происходящие во время беременности, родов, послеродовом периоде. Эти события влияют на формирование подсознания и на формирование психических и поведенческих реакций взрослого человека. Особенно сильно перинатальные события влияют на:

-поведение человека в критических ситуациях: стресс, развод, служебные трудности, аварии и т.п.

-тягу человека к экстремальным видам спорта, службе в армии и отношению к войне, отношение к сексу, азартным играм и вообще ко всему «острому».

Иначе говоря, на перинатальную психологию при желании можно списать все, что угодно.

Перинатальные матрицы.

Основателем теоретической базы считается Станислав Гроф, американец чешского происхождения. Он вывел теорию перинатальных матриц. Эта теория с вдохновением пересматривается множеством последователей. Кратко его основные положения заключаются в следующем. У человека перинатальные события фиксируются в виде 4 основных матриц (клише, штампов), соответствующих процессу беременности, родов и последового периода. Они называются базовыми перинатальными матрицами.

  1. Матрица борьбы. Примерно соответствует 2 периоду родов. Формируется с конца периода раскрытия до момента рождения ребенка. Она характеризует активность человека в моменты жизни, когда от его активной или выжидательной позиции нечто зависит. Если мать вела себя в потужном периоде правильно, помогала ребенку, если он чувствовал, что в период борьбы он не одинок, то в дальнейшей жизни его поведение будет адекватным ситуации. При кесаревом сечении, как плановом, так и экстренном, матрица, видимо, не формируется, хотя это спорно. Скорее всего она соответствует моменту извлечения ребенка из матки в процессе операции.
  2. Матрица наивности. Эта матрица соответствует периоду беременности до момента начала родов. Когда начинается ее формирование -не очень ясно. Скорее всего для нее необходимо наличие сформированной коры головного мозга у плода -т.е.22-24 недели беременности. Некоторые авторы предполагают клеточную память, волновую память и т.п. В этом случае матрица наивности начинает формироваться сразу после зачатия и даже до него. Эта матрица формирует жизненный потенциал человека, его потенциальные возможности, способность к адаптации. У желанных детей, детей желанного пола, при здоровой беременности базовый психический потенциал выше, и это наблюдение было сделано человечеством давным-давно.
  3. Матрица жертвы. Формируется с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскрытия шейки матки. Примерно соответствует 1 периоду родов. Ребенок испытывает силы давления схваток, некоторую гипоксию, а «выход» из матки закрыт. При этом ребенок частично сам регулирует свои роды выбросом собственных гормонов в кровоток матери через плаценту. Если нагрузка на ребенка слишком высока, есть опасность гипоксии, то он может несколько затормозить свои роды, чтобы успеть скомпенсироваться. С этой точки зрения родостимуляция нарушает естественный процесс взаимодействия матери и плода и формирует патологическую матрицу жертвы. С другой стороны, страх матери, боязнь родов провоцирует выброс матерью стресс гормонов, происходит спазм сосудов плаценты, гипоксия плода и тогда матрица жертвы также формируется патологическая. При плановом кесаревом сечении эта матрица сформироваться не может, при экстренном -формируется.
  4. Матрица свободы. Начинается с момента рождения и формирование ее заканчивается в либо в период первых 7 дней после рождения, либо в первый месяц, либо создается и пересматривается всю жизнь человека. Т.е. человек всю жизнь пересматривает свое отношение к свободе и собственным возможностям, учитывая обстоятельства своего появления на свет. Разные исследователи по разному оценивают продолжительность формирования 4-й матрицы. Если ребенок по некоторым причинам разлучен с матерью после рождения, то во взрослом возрасте свободу и независимость он может расценивать как обузу и мечтать о возвращении в матрицу невинности.

Считается, что полноценным грудным вскармливанием до года, хорошим уходом и любовью можно компенсировать негативные перинатальные матрицы (например, если было кесарево сечение, если ребенок попал сразу после рождения в детскую больницу и был разлучен с матерью и т.п.). Сам С. Грофф, занимаясь перинатальными матрицами, проводил опыты с использованием ЛСД на 5 тысячах человек. Он сравнивал разные типы галлюцинаций у этих людей с обстоятельствами их рождения. Кроме того Грофф пытался установить связь базовых перинатальных матриц с теми психосоматическими заболеваниями (язвенная болезнь, гипертония, колит, нейродермит и т.п.), которыми испытуемые болели во взрослом возрасте. Сейчас для взрослых существуют методики прохождения и исправления своих матриц с помощью методик холотропного дыхания, т.е. дыхания с созданием управляемой гипоксии. Это довольно сложное мероприятие проводится только специалистами -психологами.

Пути передачи информации.

Если мы признаем наличие у плода и новорожденного возможности зафиксировать информацию о перинатальном периоде на всю жизнь, то тут же встает вопрос о путях передачи этой информации от беременной плоду и обратно. По современным представления существуют 3 основных пути:

  1. Волновой -электромагнитное излучение органов, тканей, отдельных клеток и т.п. в узких диапазонах. Например, есть гипотеза, что яйцеклетка, находящаяся в благоприятных условиях, может принять не любой сперматозоид, а только тот, который совпадает с ней по характеристикам электромагнитного излучения. Зигота (оплодотворенная яйцеклетка) тоже извещает материнский организм о своем появлении на волновом уровне, а не на гормональном. Также больной орган матери излучает «неправильные» волны плоду и соответствующий орган у будущего ребенка может сформироваться тоже патологичным.
  2. Традиционный -через маточно-плацентарный кровоток. Через плаценту передаются гормоны, уровень которых частично управляется эмоциями. Таковы, например, гормоны стресса, эндорфины, и т.п.
  3. Водный -через водную среду организма. Вода может являться энергоинформационным проводником и мать плоду может передавать некую информацию просто через жидкостные среды организма.

Электромагнитное поле беременной женщины работает в миллиметровом диапазоне, изменяется в соответствии с изменениями окружающей среды и играет роль одного из механизмов адаптации. Ребенок, в свою очередь, тоже обменивается с матерью информацией в этом же диапазоне. Интересно, что проблема суррогатного материнства может быть рассмотрена совсем с другой стороны. Суррогатная мать, вынашивающая чужого (генетически) ребенка в течении 9 месяцев, неизбежно информационно влияет на него и это получается частично ее ребенок. Вынашиваемый ребенок также влияет на свою биологически неродную мать.

Проблема «нежеланных детей «, т.е. детей нежеланных для одного из родителей или для обоих, детей нежеланного пола, детей с дальнейшим нарушением социальной адаптации -это хлеб большой армии специалистов в цивилизованных странах. «Нежеланность» -очень расплывчатое понятие. Кому из родственников мешает появление этого ребенка, когда, по какой причине -всегда по разному. Как дети в перинатальный период узнают о своей нежеланности? Может быть потом на нежеланность спихиваются все проблемы человека, которые больше не на что списать. Занимаются этими проблемами энтузиасты и все это не более чем гипотезы, хотя и очень красивые и, хочется верить, в чем-то верные.

Перинатальные матрицы и их значение в формировании личности человека

(к.м.н. Н.Д. Подобед)

Это сообщение будет во многом непривычно для вас. Непривычны подходы трактовки и объяснения тех явлений, которые постоянно отмечаются в практической деятельности акушеров и над сутью которых многие акушеры мало задумываются. В самом деле, попробуем ответить на самые, казалось бы, простые вопросы:

  1. Каково влияние матери на психику новорожденного?
  2. Когда начинается психическая жизнь человека?
  3. Как влияет процесс родов на психику рождающегося человека?

Словом, много вопросов возникает и не на все сегодня можно получить ответ. Многие психологи приводили эмпирические доказательства того, что существует «эмбриональная память плода», «память опыта рождения» и даже память на события, отличавшиеся в жизни предков («архетипы» К.Г. Юнга). Эта точка зрения имеет значительное распространение, во многих странах мира акушеры, психиатры и психологи пытаются добыть факты, подтверждающие это положение.

Влияние процесса родов на формирование психики рождающегося человека

Основные положения такого рода были объединены около 30 лет назад американским ученым Харрисом: «Общими для многих теорий родовой травмы является предположение, что чувства, вызванные этим событием, записываются мозгом и хранятся в нем в некоторой форме». 20 лет назад современные исследователи ряда ведущих стран объединились в «Национальные ассоциации пренатального воспитания». Такое воспитание происходит благодаря физическому, эмоциональному и ментальному «материалу», который плод человека получает извне, т.е. из окружающей биологической или социальной среды. Воззрения о психической жизни плода стали основными для нового раздела науки о человеке -трансперсональной психологии.

У истоков трансперсонального движения стояли А. Эйнштейн, Н. Бор, В. Гейзенберг, Р. Оппенгеймер. Это движение поддерживали Янг, Капра, С. Гроф. В трансперсональной психологии процесс родов предполагается ключевым в формировании психики и сознания человека. Механизмом такого влияния считаются так называемые перинатальные матрицы. Последние составляют важную роль «бессознательного психического», которое по положениям трансперсональных психологов, имеет уровни:

1. Биологический -отражает индивидуальный опыт;

2.Перинатальный -включает клише событий, связанных с пренатальным развитием и родовой деятельностью.

3.Трансперсональный -распадается на две категории: расширение сознания до объекта окружающего мира и расширение сознания до архетипов.

Что касается плода, то в последние десятилетия делаются попытки связать особенности развития родов и состояние плода в разных стадиях родов с формированием у плода стойких функциональных структур (материя), являющихся базовыми для его психических и физических реакций.

Итак, матрицы -это стойкие функциональные структуры («клише»), которые являются базовыми для многих (если не для всех) психических и физических реакций в течение всей последующей жизни человека. Положение о формировании матриц при родах постепенно становится оригинальной теорией. Полученные на сегодня данные говорят о правоте теоретиков -трансперсональных психологов.

Активация сформировавшихся матриц является основой реакции человека в его повседневной жизни. В некоторых случаях (при нервно-психической нагрузке, сильных психических переживаниях, в состоянии крайней усталости и утомления) активация матриц выражается в развитии соматического, психологического или психического расстройства, либо включается упоминавшаяся матрица «индивидуального конденсирования опыта» (биографическая).

Остановимся на формировании матриц подробнее. Чаще всего психологами, работающими в роддомах, выделяются 4 периода, в каждом из которых формируется своя перинатальная матрица. Первая матрица формируется в конце беременности и в начале I периода родов (в его латентную фазу, т.е. до 4-х сантиметров открытия маточного зева), вторая -в активную фазу до начала II периода родов, третья -во II периоде родов при прохождении плода по родовым путям, четвертая -в момент рождения ребенка и первые минуты его жизни.

В настоящее время начаты и частично завершены специальные наблюдения о характерных для каждой матрицы особенностях психических и соматических реакций. Особенно много для изучения перинатальных матриц сделано американским психиатром польского происхождения Станиславом Грофом.

Первая матрица имеет особое значение. Процесс ее формирования обусловлен сложнейшими процессами развития плода, его нервной системы, органов чувств, различными двигательными реакциями. Именно первая матрица делает способным организм плода и рождающегося ребенка формировать сложные психические акты, например, при обычном положении плода она отражает биологическое единство плода и матери. При идеальных условиях так оно и есть, и образуемая матрица проявляется отсутствием границ сознания, «океаническим сознанием», связанным «с природой -матерью», дающей пищу, безопасность, «блаженство». При действии неблагоприятных факторов в течение первых месяцев и лет жизни может появиться симптоматика, содержанием которой будут неосознанная опасность, «неприветливость природы», извращенные восприятия с параноидным оттенком. Предполагается, что при возникновении у такого человека уже в зрелом возрасте психического расстройства, основной симптоматикой будут параноидные нарушения, ипохондрия. При различных осложнениях в течение беременности (гипоксия внутриутробного плода, эмоциональные срывы у матери во время беременности, угроза прерывания беременности и др.) формируются воспоминания о «плохом лоне», паранойяльное мышление, неприятные телесные ощущения (дрожь и спазмы, синдром «похмелья», отвращение, ощущение подавленности, галлюцинации в виде встречи с демоническими силами и т.д.).

Вторая матрица формируется в течение относительно короткого периода времени (4-5 часов) при усилении схваток. Плод впервые после периода «блаженства» и безопасности, начинает испытывать сильное внешнее давление, агрессию. Активация этой матрицы при действии неблагоприятных факторов на протяжении последующей жизни человека может приводить к выявлению в нервной системе пациента, т.е. в памяти ситуаций, угрожающих выживанию или целостности тела человека. Возможны и переживания нахождения в замкнутом пространстве, апокалиптические видения мира, зловеще окрашенного в темные цвета, чувство страдания загнанности в ловушку, безвыходной ситуации, которой не видится конца, чувство вины и неполноценности, бессмысленность и абсурдность человеческого существования, неприятные телесные проявления (ощущение гнета и давления, сердечная недостаточность, жар и озноб, потливость, затрудненное дыхание). Конечно, все положения о матрицах в значительной степени являются гипотезой, но некоторые подтверждения гипотеза получила при изучении пациенток, перенесших кесарево сечение. Последнее приводит к тому, что рождающийся посредством кесарева сечения ребенок не проходит 3-ю и 4-ю матрицы. Значит, эти матрицы не могут проявиться в последующей жизни.

С. Гроф, специально занимавшийся этим вопросом, делает вывод, что «достигнув уровня рождения под гипнозом те кто был рожден кесаревым сечением сообщают о чувстве неправильности, как будто они сравнивают способ, каким пошли в этот мир с какой-то филогенетической или архитипической матрицей, показывающей каким должен быть процесс рождения. Удивительно, как им явно не хватает переживания нормального рождения -содержащегося в нем вызова и стимула, столкновения с препятствием, триумфального выхода из сжимающего пространства».

Конечно же, это знание послужило основанием для разработки специальных приемов. При родах с помощью кесарева сечения трансперсональные психологи полагают, что для устранения последствий неожиданного разрыва контакта с матерью должен быть предпринят ряд специальных мер непосредственно после рождения (уложить ребенка на живот, поместить в слегка подогретую воду и др.) и тогда у новорожденного происходит вырабатывание «психологически благоприятного впечатления о мире». Вместе с тем известно, что опытные акушеры уже давно стремятся (в случае отсутствия страдания плода) при операции кесарева сечения сдержать стремительное извлечение новорожденного, ибо это через ретикулярную формацию способствует включению дыхательной системы, точнее, первого вдоха новорожденного.

Признание роли перинатальных матриц делает возможным придти к принципиально важному выводу о том, что в утробе матери плод живет собственной психической жизнью. Конечно, последняя ограничена бессознательным психическим, но, тем не менее, плод может регистрировать происходящие в родах собственные психические процессы. Знание картины активации матриц позволяет прогнозировать симптоматику развития клинической картины в конкретных условиях воздействия вредных факторов.

В качестве примера практического значения изучения перинатальных матриц, остановимся на исследованиях Ф. и Т. Тернеров. В их работе, озаглавленной «Психотерапия неврозов на основе перинатальной памяти» авторы с помощью анкеты выяснили особенность течения беременности матерей пациентов, которые болели неврозами. Предложив на основании исследования методику лечения неврозов, авторы успешно использовали ее на 10 тыс. пациентов в 23-х странах. В основе терапии лежит учет особенностей беременности и родов. Авторы смогли разработать рекомендации акушерам по психопрофилактики дородового периода.

Изучение перинатальных матриц должно способствовать выяснение их биологической роли в жизни человека. Эти познания позволяют не только понять механизмы психической деятельности, но и разработать практические приемы психопрофилактики здорового человека и терапии больного.

В последнее время появились новые наблюдения, расширяющие положение о роли перинатальных матриц. Есть подтвержденное психотерапией мнение о возможности активации матриц как механизма усилия естественных эволюционно выработанных способов физиологической защиты и выздоровления организма.

На беременность, роды и послеродовый период организм матери реагирует, помимо известных и изученных реакций, активацией собственных перинатальных матриц. Таким образом, в родах изменяется уровень сознательного в психике, активируются необходимые для организма перинатальные матрицы. Степень и выраженность активации матриц определяется бессознательным (подсознанием).

Примером могут являться исследования об изменении сознания женщины в родах (Л.И. Спивак, К.Р. Вистранд, В.В. Абрамченко, И.Б. Каплун, 1993-94гг.). Они описали необычные психические феномены, возникавшие при физиологических родах у 133 рожениц. Наиболее часто отмечались субъективные ощущения «необычности собственных психических процессов» (42,9% в родах и 48,9% после родов), «почти телепатический контакт с ребенком» (20,3% и 14,3%) или такой же контакт с родными и мужем (12% и 13%), а так же феномен «отключения» от происходящего и наблюдения за собой со стороны (6,8% и 5,3%). Отмечено, что у повторнородящих пациенток в 23% эти феномены встречались в каждых родах, в 22% -только в первых и в 35% -только во вторых. Многие женщины обозначают эмоциональный фон в родах как «радость, сосуществующие вместе с болью». Но это чувство «больше, чем обычная радость и счастье». Профессор Р.П. Нарциссов, пытаясь охарактеризовать это эмоциональное состояние необычного душевного подъема и счастливого переживания предложил термин «сладостные роды» (partus felix), который однако многими оспаривается из-за схожести со словом «сладострастие».

Д. Тандер для обозначения эмоции женщин при родах использовал термин А. Мэслоу «пиковое переживание», указав, что оно «сильнее любого упоения счастьем». Е. Шестел выделял «магическую радость» в отличие от «реальной радости». «Магическая радость» может изменить характер жизни и восприятие мира. В философии существует понятие «синергии» -слияние с Богом, которое чувствуешь в молитве. Рождение -возможно и есть то самое слияние с Богом, независящее от личности.

Под изменением сознания сейчас понимают разновидность сознания здорового человека, находящегося в необычных условиях существования. В нашем случае такими условиями существования являются физиологические роды. Итак, приблизительно у 50% женщин при физиологических родах наблюдаются психические феномены, являющие необычными в их повседневной жизни. При исследованиях не выявилось зависимости от общего физического состояния пациенток, тяжести и длительности родов или от личностных и психических особенностей. Феномены, таким образом, возникают непроизвольно (бессознательно) и самими пациентками трактуются как «необычные» для них. Однако, повторнородящие, испытавшие такие переживания в первых родах, считают их «нормальными», обычными для родов и охотно сообщают о них. Принято считать, что роды являются физиологическим актом, к которому организм матери эволюционно подготовлен.

Изменение сознания женщин при родах можно трактовать как выражение защиты мозга от «истощения сознания». Это отражает основное свойство психики -самоорганизацию и саморегуляцию. Изменение сознания способствует активации или включению защитных физиологических механизмов оздоровления. Д. Винникот полагает, что в родах у женщин возникает особое состояние, названное им «первичная материнская сосредоточенность», при которой часть личности отключается, а остающаяся часть сосредоточивается на родах, на заботе о ребенке, т.е. «регрессия матери служит целям продолжения рода». С. Гроф сообщал по этому поводу: «… когда плод развивается в матке, бессознательное матери как бы воспроизводит историю ее собственного эмбрионального развития и, с другой стороны, процесс родов активизирует память о рождении самой матери, поэтому, когда она дает жизнь своему ребенку, происходит связывание с бессознательной записью о моменте ее собственного рождения».

Итак, коротко подытожим сказанное. Существующая во время беременности на базе организма матери дуальная психофизическая структура при родах разрушается и начинается уже раздельное существование матери и ребенка. Обеспечение правильного «сценария» этого процесса (который и остается фиксированным в перинатальных матрицах ребенка), да еще в условиях непосредственной опасности для жизни, представляет для роженицы настолько напряженную и сложную задачу, что выполнить ее женщина может лишь опираясь на базовые структуры, т.е. на собственные перинатальные матрицы. В более широком плане назрел междисциплинарный контакт между акушерством с одной стороны, семиотикой и культурологией -с другой. Такой контакт в первую очередь должен быть сосредоточен на внутренней жизни двуединого психического субъекта «мать -дитя».

Методы снятия эмоционального напряжения в родах

(к.м.н., доцент Л.В. Егина)

Роды -это радостный, но в тоже время трудный период для матери и для ребенка. Память человека о своем рождении воссоздает массу переживаний и чувств в его жизни (перинатальные матрицы) и влияет на формирование личности. Психология, как составляющая личностных качеств, зависит от условий внутриутробного развития ребенка, обеспечения физиологических с положительной эмоциональной окраской родов. Исследования ученых Голландии (1994) выявили определенную зависимость между состоянием агрессивного поведения ребенка и взрослого человека от желанности для матери появления его на свет, развития комплексов неполноценности от психофизического состояния матери. Создание гармоничного развития плода и благополучия его рождения обеспечивается рядом факторов:

  1. Всесторонняя подготовка беременной к родам.
  2. Планирование беременности в благоприятное время, желанности появления ребенка, предварительное оздоровление родителей.
  3. Создание физического и эмоционального благополучия у плода. Это достигается соблюдением здорового образа жизни и сознательным поведением матери, общением семьи с будущим ребенком.
  4. Участие отца в программе подготовки к родам и рождении ребенка.

Будущая мать должна научиться снимать негативное переживание родов через расширение форм и перспектив сознания, например, переводом на перспективу звезды, луны, природы и другие образчики гармонии. Методы снятия эмоциональных переживаний в родах осуществляются через голос, трансформацию образа, дыхание, массаж. Занятия лучше проводить в общении с объектами перспектив сознания (ландшафт, деревья, луна и т.д.) или внутренним наблюдением за ними. Одним из методов снимающих эмоциональное напряжение у беременной и роженицы являются упражнения с голосом. Данный способ облегчения состояния души мы видим в молитвах, которые построены на определенном ритме звучания и длительности, произношения, музыкального сопровождения.

Центр силы эмоций у женщины и мужчины разный. Проекции эмоциональных переживаний у женщин находятся в области груди, горла, головы, а у мужчины -в области солнечного сплетения и выше. Техника снятия напряжения у беременной, которое находится в области груди и живота заключается в осуществлении вдоха (молча), выдоха со звуком, идущим из груди и как бы из живота до головы. Это повторяется с каждым дыхательным циклом до облегчения с мысленным удалением страха, чувства перенапряжения за пределы макушки.

Вторым путем нейтрализации негативных эмоций является трансформация образа. Проявления отрицательных эмоций можно разделить на психические (неудовлетворенность собой, раздражительность) и вегетативные (ватность ног, тяжесть за грудиной, и т. д.). Задачей данного метода является обеспечение удовлетворенности и легкости от прощения. Это можно достичь через прощение, которое беременная получает у окружающих ее людей (семьи, группы лиц, занимающихся подготовкой к родам и др.). Основным ведущим постулатом является прощение беременной всех, кто раздражает ее. Речь прощения направлена раздражителю и заканчивается выдохом. В знак искренности, избавления от негативной эмоциональности женщина преподносит в дар то, что ей больше нравится: цветы, музыкальное произведение, вещь, сделанную своими руками и др. После этого она ощущает себя легко, комфортно.

Снять эмоциональный груз можно мысленным удалением его из области груди, горла, головы, найдя место его наивысшей концентрации. Осуществляется это следующим образом. Определив форму этого эмоционального переживания (круг, квадрат, ромб, эллипс и др.), начинаем его мысленно крутить до точки, отрывающейся от тела и отправляем эту точку от себя в пространство, а темнота и путь этой формы постепенно заполняется светом, музыкой и положительными эмоциями.

Снимается эмоциональное перенапряжение через концентрацию внимания на чемто приятном для данной беременной. Это может быть звук (музыка), цветы, ландшафт, вода (стоячая или движущаяся), лес и т.д. Можно использовать рисование красками с выбором любимых цветов, которыми вы окружаете себя, представив, что находитесь в центре геометрической фигуры. Пространство заполняется равномерными линиями и закрашивается красками. Цвета имеют свои символы, и у каждого человека есть любимый цвет, близкий по символике психологии индивида.

Красный цвет олицетворяет жизненную силу, повышает иммунитет, способствует творческой активности, развивает память, тонизирует, символизирует огонь. Оранжевый цвет олицетворяет воспроизводство, деторождение, защиту репродукции, творческую и сексуальную потенцию, чувственную память (на уровне страстей), способствует желанию любить. Желтый цвет олицетворяет проявление воли, интеллекта, жизненного потенциала, экстраверсии, развитие коммуникабельности, логического мышления, способность быть лидером, общение, землю и др. Зеленый цвет олицетворяет сердечность, духовные эмоции, творческую любовь, проявление духовного начала, проникновенную духовную коммуникацию, воздух и др. Голубой цвет олицетворяет пространство, чистую речь, способность проявить свой интеллект с помощью речи, способность петь, налаживание контактов, очищение, высветление пространства и др. Фиолетовый, синий и малиновый цвета олицетворяют символ высшей духовности, проникновение в тайны природы, склонности к размышлениям, философии, высокий уровень ментальной деятельности, индукцию памяти, способность к обучению и др. Белый цвет -символ чистоты, духовного просветления, очищающего пространства, он способствует духовной творческой деятельности, олицетворяет воду и др. Черный цвет -это концентрация внимания и др.

Хороший результат можно получить в снятии отрицательных эмоций через активизацию творческой активности, например, рукоделие, шитье, склеивание конструкций из цветного картона и т. д. Этот метод применяется как прием психокоррекции. Однако отличие его в подготовке к родам заключается в подборе интереса.

Третьим методом снятия родового стресса, обеспечивающее мышечное расслабление является дыхание.

1. Глубокое длинное дыхание, с одинаковым вдохом и выдохом используется в первом периоде родов, оно сопровождает сон.

2.Глубокий вдох, короткий выдох (ощущение раздувания шара) применим как в первом, так и во втором периоде родов.

3.Короткое, частое интенсивное дыхание достигает максимального расслабления в паузах между схватками в потужном периоде с целью более плавного рождения головки плода. Все виды дыхания применимы для активного расслабления.

Психологическое обезболивание в родах проводится во всех периодах. На медленном дыхании роженица подстраивается к боли, на вдохе -входит в нее, на выдохе раздвигает боль, расширяет ее до потери границ вплоть до исчезновения.

Для более эффективного результата необходимо сначала попытаться устранить препятствие в виде эмоционального напряжения, затем боль.

Роль отца в формировании личности человека огромна, так как в полной семье, желающей появление новорожденного, ребенок в большей степени рождается без комплексов и агрессивных черт характера. Поэтому беседы отца с плодом, проявление ласки к жене, поглаживание ее живота, участие в родах, держание на руках ребенка в первые минуты жизни способствует раннему проявлению чувства отцовства.

Комментировать

Нажмите для комментария