Сравнительный анализ реформационного пакета законопроектов Комитета по вопросам здравоохранения Верховной Рады (Комитет №4456, Мусий 6327-1, 6328-1, 6329-1, 6347-1) и Министерства здравоохранения (№6327, 6328, 6329, 6347)
- Соблюдается ли Конституция?
Комитет: Соблюдения буквы Конституции: — Медицинская помощь оказывается бесплатно согласно Программе (социально-экономической) государственных гарантий в сфере ОЗ (статья 49). — Расходы (социальные) по Программе обеспечиваются государственным бюджетом, который должен быть сбалансированным (статья 95). Конституционный суд никогда не рассматривал эти 2 статьи вместе.
МОЗ: Неконстиционный подход. В Конституции нет никаких упоминаний о «гарантированном пакете медицинских услуг».
2. Кто определяет объем гарантий в сфере здравоохранения?
Комитет: Верховная Рада утверждает гарантии вместе с бюджетом на соответствующий год. Если объем гарантий будет неудовлетворительным и не обеспечит доступа гражданам к необходимой медицинской помощи Проект Госбюджета будет возвращен на доработку и Правительство вынуждено будет вносить соответствующие изменения.
МОЗ: ВРУ утверждает Государственный бюджет с общими цифрами финансирования сферы здравоохранения. Правительство утверждает «пакет гарантированных услуг» на собственное усмотрение исходя из объема бюджета. То есть объемы гарантий будут базироваться не на основе обеспечения потребностей населения в медицинском обслуживании, а на простой арифметической соответствии объемам финансирования, которые Правительство предусмотрело в проекте бюджета. Политический уровень власти будет практически устранен от влияния на острейшую социально-политическую проблему. Конституционные гарантии будут поставлены в полную зависимость от желания или нежелания главы Правительства и Минздрава обеспечивать СЗ бюджетными ресурсами. Последние годы свидетельствуют об отсутствии такого желания и планомерность финансирования сферы здравоохранения.
- Как очерчены цели и принципы медицинского обслуживания?
Комитет: Детализированные. В частности, предусматривают универсальный охват граждан необходимой медицинской помощью, доступность и непрерывность медицинского обслуживания и т.д. Это дает четкие ориентиры для построения новой национальной системы и возможность установить ответственность за результаты реформы.
МОЗ: Не указаны. Ориентиры для развития системы отсутствуют. Ответственность за результаты реформы нивелирована.
- Кто является субъектом гарантий, кто объектом? Какое место пациента?
Комитет: №6327 (Мусия) Субъектом является национальная система медицинского обслуживания, которая включает: государство и его органы, органы местного самоуправления и учреждения здравоохранения всех форм собственности. Объектом является гражданин (пациент). То есть, все составляющие системы каждая в пределах полномочий обеспечивают соблюдение государственных гарантий в сфере здравоохранения.
МОЗ: Субъектом гарантий является Нацагентство здоровья. Объектом гарантий являются учреждения здравоохранения (?!). Гражданин/пациент в этой системе неизвестно что – только средство для того, чтобы получить свои деньги.
- Кто закупает услуги у учреждений здравоохранения?
Комитет: Специализированный орган, который создается Правительством (закупочное агентство)
МОЗ: «Национальное агентство здоровья».
- Как формируется сеть учреждений?
Комитет: (№4456) Предусматривается планомерная реструктуризация и оптимизация сети на основе внедрения новейшего классификатора заведений. Этот процесс – ответственность местных органов власти, общин. Государство устанавливает лишь критерии отбора учреждений для их последующей реорганизации в новые (на сегодня отсутствуют) инфраструктурные элементы. Инвестиционная составляющая бюджета сферы здравоохранения для развития сети предусмотрена в местных бюджетах. Она должна быть увеличена предварительно и быть стабильной, что создает благоприятные условия для государственно-частного партнерства.
МОЗ: Сеть должна сформироваться спонтанно за счет рыночных факторов. Классификация заведений отсутствует.
- Как создаются и закрываются учреждения?
Комитет: (№4456) По решению собственника на основании анализа потребности населения в медицинском обслуживании, с соблюдением доступности, непрерывности и безопасности медицинского обслуживания. Для определения будущего формата (типа) учреждения применяются объективные критерии, которые утверждает Минздрав.
МОЗ: Это не прописано. В презентациях МОЗ все надежды полагаются на рыночные механизмы, что противоречит доказательным данным и не учитывает входную ситуацию. Это создает риски потери критических инфраструктурных элементов сети учреждений здравоохранения.
- Кто определяет поставщиков услуг? За что они отвечают?
Комитет: Поставщиков услуг определяют местные органы государственной власти (ОГА) совместно с органами местного самоуправления. Это право сочетается с ответственностью за обеспечение доступности и непрерывности медицинского обслуживания
МОЗ: Национальное агентство здоровья определяет поставщиков самовольно. Никакой ответственности за доступность и непрерывность медицинского обслуживания не несет. Только за размещение заказа в рамках «гарантированного пакета услуг».
- Может закупщик не оплатить предоставленные услуги?
Комитет: Нет, не может. Учреждение не может быть оставлено без финансирования, непрерывность и доступ к помощи не нарушатся.
МОЗ: Может прекратить или уменьшить финансирование на основании собственных претензий к качеству оказанных услуг.
- Как осуществляется финансирование?
Комитет: Предварительно. На переходном этапе в соответствии с доказательными данными и лучшей практики будет применяться эмпирический глобальный бюджет с постепенным (по мере разработки) внедрением планирования объемов финансирования на основании DRG.
МОЗ: Из законопроекта этого не понятно. В презентациях часто указывается, что оплата производится «по факту оказания». Такой метод — это перекладывание всех рисков на учреждения. Уровень госпитализации и потребления консультативных услуг, например, существенно колеблется в течение года.
- Как осуществляется финансирование первичной медицинской помощи?
Комитет: По подушевым нормативам с учетом рисковых коэффициентов в т.ч. относительно объективных различий стоимости услуг в сельской местности и городах. Переход к централизованному финансирования первичной помощи закупочной агентством предусмотрено осуществить за определенный период времени, по мере готовности закупочной агентства, учреждений, обществ и информационных систем.
МОЗ: По подушевым нормативам с учетом рисковых коэффициентов, но без учета различий между городом и сельской местностью. Переход к централизованному финансированию ПМД предполагается осуществить немедленно с игнорированием необходимых предпосылок («где-то получится, где – то-нет»).
- Из каких источников финансируются учреждения здравоохранения?
Комитет: Из госбюджета – в объемах, необходимых для полного покрытия расходов на обеспечение государственных гарантий. Из местных бюджетов на развитие учреждений, реструктуризацию и оптимизацию сети (0,7% от ВВП на протяжении периода до 2022 года), реализацию местных программ в области здравоохранения (расширение госгарантий, уменьшение размеров общей оплаты, местные стимулы для улучшения кадрового потенциала УЗ, внедрение собственных программ реимбурсации, и т.д.
МОЗ: Из госбюджета – операционные расходы учреждений по предоставлению услуг «гарантированного пакета» за исключением коммунальных расходов. Из местного бюджета на коммунальные расходы и оплата энергоносителей и развитие учреждений. Такое разведение по разным источникам компонентов стоимости услуг делает невозможным формирование и применение честных тарифов на услуги, что указывает на противоречивость и ошибочность системы финансирования медицинского обслуживания. Это ставит под вопрос прозрачность и прогнозируемость государственно-частного партнерства. Кроме того, такой подход ставит коммунальные и частные учреждения в заведомо неравные условия. Также это создает искусственные финансовые барьеры для доступа граждан к услугам лучшего качества, поскольку учреждения здравоохранения будут не заинтересованы обслуживать «не своих» пациентов. Это вполне антирыночный подход.
- Как будут формироваться тарифы на медицинские услуги?
Кабмин: На основании DRG/ДСГ (заключено соглашение по адаптации австралийской системы как совершенной). МОЗ: На основании «детализированного описания услуги». Что это такое — неизвестно, наука и практика относительно этого отсутствуют. «По методике, утвержденной МОЗ» — то есть по сути заказчиком. Это полнейший волюнтаризм. В условиях дозволенности «международных стандартов» это путь к уничтожению коммунального сектора здравоохранения через право заказчика установить заведомо невыполнимые в коммунальном секторе требования и направить бюджетные средства на оплату услуг, цены на которые также будут «международными», а следовательно объемы гарантий для граждан будут резко сужены. Это откровенное прокладывание пути для транснационального медицинского и фармацевтического бизнеса, единственной целью которого является прибыль. На доступности соответствующих услуг для украинцев это скажется исключительно негативно. Резко отрицательно. (Грузинский вариант).
- Защищены ли риски поставщиков услуг?
Комитет: Да, предусмотрены нормы, учитывающие компенсацию непредвиденных расходов в случае увеличения себестоимости услуг по независящим от поставщика причинам (повышение коммунальных тарифов, курса валют, стихийного бедствия и т.п.). МОЗ: Соответствующей защиты нет.
- Защищены ли права медицинских работников?
Комитет: Да, в частности, предусмотрено, что должны быть утвержденные нормативы нагрузки на медицинских работников, что нивелирует риск сверхэксплуатации, а значит, риски для пациентов в отношении качества услуг.
МОЗ: Нет, подобных норм не предусмотрено.
- Как обеспечивается качество услуг?
Комитет: Путем формирования децентрализованной и деконцентрированной системы управления качеством (согласно современных подходов к управлению качеством) в т.ч. с привлечением профессионального самоуправления медицинских работников. Вводятся такие инструменты, как независимый аудит, оценка медицинских технологий, сертификация систем управления качеством.
МОЗ: Качество предоставляемых услуг контролируется (устаревший подход, «совок») Нацагентстсвом не понятно на основании каких именно стандартов, поскольку разрешенные для применения любые иностранные стандарты вопреки консенсусу министров здравоохранения стран ЕС. Такой подход в сочетании с правом Нацагентства не платить за услуги, которые ею же самой признаны некачественными, создает колоссальные коррупционные риски.
- Как происходит стандартизация медицинских услуг?
Комитет: Согласно консенсус министров здравоохранения стран ЕС, имплементированного в Украине с 2008 года.
МОЗ: Вопреки мировой и европейской практике и с игнорированием договоренностей Евросоюза по стандартизации. С нарушением прав человека/пациента.
- Как разграничиваются услуги на бесплатные и платные?
Комитет: Услуги подразделяются на платные и бесплатные по номенклатуре. Все пациенты, которые в этом нуждаются, подлежат госпитализации без каких-либо предпосылок.
МОЗ: Услуги разграничиваются на платные и бесплатные по номенклатуре по признаку необходимости или обоснованности потребности в услуге. Такой подход является доказано контрпродуктивным. У одного и того же заболевания могут быть разные прогнозы, что очень сложно учесть и оценить. Люди будут терпеть и избегать госпитализации пока не станут «бесплатными» за тяжестью течения. Есть большой риск увеличения потребности в стационарном лечении и смертности.
- Прописаны права и ответственность заведений?
Комитет: Прописаны детально и однозначно.
МОЗ: Об этом не прописано вовсе.
- Прописаны права и ответственность пациентов?
Комитет: Детализированные. В частности, предполагается, что пациент обязан проходить профосмотры по индивидуальному графику, установленному заведением. В случае отказа от профосмотра или его не прохождения по неуважительным причинам размер совместной оплаты может быть увеличен в случае необходимости в соответствующем лечении.
МОЗ: Не прописаны. Пациент отсутствует в системе правоотношений, предложенных законопроектом, и ни за что не отвечает.
- Какое место в финансировании гарантий социального / обязательного медицинского страхования?
Комитет: Рассматривается как способ расширения государственных гарантий в сфере здравоохранения (это его оптимальное место). Может быть введено специальным законом.
МОЗ: Механизм финансирования безосновательно называется страховым, которым в действительности не является, что ограничивает возможности введения СОМС когда для этого будут подходить условия.
- Как урегулированы вопросы управленческой и медицинской информации, информатизации?
Комитет: Подробно расписаны регуляции относительно информационного обеспечения отрасли и информатизации.
МОЗ: Полностью отсутствует.
- Как прописан переходный период?
Комитет: Детализировано. Прописано важнейшие предохранители основных рисков, связанных с внедрением новой системы. Даны четкие и конкретные задачи Правительству относительно нормативного и организационного обеспечения реформы.
МОЗ: Описание минимизировано, поручения Правительству даны в очень общем виде. Без учета и нивелирования любых рисков. Кроме этого в законопроекте №4456 предусмотрено следующее: нормирование стоматологической помощи как отдельного вида медицинской помощи, дерегуляция предпринимательской деятельности медсестер и тому подобное.
О. Мусий
Комментировать