Неонатологія та педіатрія

Опыт применения витамино-минеральных комплексов у детей

Результаты проводимого в разных регионах России исследования у большинства детей дошкольного и школьного возраста.

Громов И.А., Намазова Л.С., Торшхоева Р.М. Научный центр здоровья детей РАМН, г. Москва

Среди веществ органического происхождения, поступающих в организм, выделяют макронутриенты (белки, жиры, углеводы) и микронутриенты, требующиеся в микродозах для нормальной жизнедеятельности организма, к которым относятся витамины и минералы [1]. При обследовании, проводившемся в разных регионах России, у большинства детей дошкольного и школьного возраста обнаружен недостаток необходимых витаминов: у 80-90% — витамина С, у 40-80% — витаминов группы В и фолиевой кислоты, у более чем у 40% — витаминов А, Е и каротина.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, в столичных школах-интернатах среди детей с гиповитаминозом С значительно больше неуспевающих учеников, чем среди школьников с нормальным содержанием этого витамина в организме. Обследование детей, находящихся в больницах Москвы, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и некоторых других городов, выявило дефицит витамина С у 60-70%, витамина В1 — у 40-45%, В2 — у 50-60%, Е — у 40-60% пациентов. Это снижало эффективность лечения, замедляло выздоровлние.

На первый взгляд более привлекательной и доступной выглядит возможность обеспечения необходимыми витаминами за счет продуктов питания. Тем не менее, хотя большинство витаминов содержится в пище, следует помнить о том, что ни один продукт не содержит их в объеме, достаточном для удовлетворения физиологических потребностей. Кроме того, содержание витаминов в натуральных продуктах растительного происхождения зимой и весной существенно снижается. Важно также обеспечение щадящей кулинарной обработки продуктов (следует избегать длительного вымачивания, термического воздействия и т. д.).

В зимне-весенний период возрастает вероятность развития витаминодефицитных состояний и гиповитаминозов (сезонных), хотя это не означает, что прием витаминов в другое время года следует прекратить. В большинстве стран мира практикуется прием поливитаминов (мультивитаминов) на протяжении примерно 6-9 месяцев в году, хотя американские витаминологи считают необходимым пользоваться ими круглогодично.

Наиболее часто обсуждаются вопросы о том, какие витаминные препараты, как долго, в каких дозах, параллельно ли с другими микроэлементами или отдельно следует назначать детям и подросткам, и не вызовет ли их применение состояния гипервитаминоза или какие-либо нежелательные реакции у пациентов. Одним из факторов, повышающих риск развития гиповитаминозов при манифестации аллергических заболеваний у детей, является интенсивный рост организма и возникающий при этом дефицит витаминов. Кроме того, пациентам с аллергическими заболеваниями назначаются гипоаллергенные диеты, в свою очередь усугубляющие дефицит того или иного витамина.

Одним из факторов, влияющих на усвоение витаминов и минералов витаминно-минеральных комплексов, являются взаимодействия между активными компонентами препарата. Именно поэтому в процессе изготовления поливитаминно-минеральных композиций ингредиенты подготавливаются таким образом, чтобы ограничить контакты между ними, но полностью устранить это невозможно. Часто поливитаминные таблетки, как говорят, «текут», т. е. имеют место такие реакции между ингредиентами. Как результат – реальное количество того или иного витамина и микроэлемента может быть меньше заявленного.

Одними из наиболее ярких примеров таких реакций являются хорошо описанные в химии окислительно-восстановительные реакции между железом в его двухвалентной форме и витаминами А и Е, бета-каротином (провитамином А). Реакции более активны с неорганическими солями железа (например, сульфатом), чем с органическими солями (например, фумаратом). Из реакций между витаминами можно привести в качестве примера реакции аскорбиновой кислоты с витаминами группы В: В1,В2, В6, В12.

Очень часто существуют взаимодействия на уровне организма, когда один компонент может влиять на эффекты другого в желательную или нежелательную сторону.

В первую очередь необходимо отметить прямую конкуренцию между металлами. Хорошо известно, что железо, кальций, магний и цинк конкурируют друг с другом при одновременном приеме. Кроме этого, кальций и железо ингибируют адсорбцию марганца, а цинк – меди. Практически все вещества, усваивающиеся в кишечнике, проникают в результате процесса активного транспорта. Указанные минералы используют одинаковые или близкие системы активного транспорта при всасывании в кишечнике. Некоторые из них на этапе транспорта в крови и тканях переносятся одинаковыми белками-переносчиками, а значит, и здесь они конкурируют друг с другом.

Другой тип отрицательных взаимодействий можно проиллюстрировать на примере витамина С (аскорбиновой кислоты), который может вызывать дефицит меди, особенно при повышенном потреблении витамина С.

Многочисленны взаимные положительные эффекты между витаминами и микронутриентами: Витамины А и С способствуют лучшему усвоению железа, а витамин С еще и хрома. Всем известно, что для усвоения кальция необходим витамин D. В действии витамина В6 и магния имеется синергизм, они взаимно усиливают усвоение и эффекты друг друга. Синергизм также присутствует между витаминами с антиоксидантным действием: А, Е и С.

С возрастанием числа компонентов в поливитаминной/минеральной композиции увеличивается возможность и число взаимодействий между ингредиентами. Это приводит к тому, что для многих компонентов начинают реализовываться отрицательные эффекты их действия друг на друга на разных уровнях. При терапевтическом приеме витаминов и микронутриентов, т. е. при проявлении клинических признаков недостаточности, их употребление в виде отдельных препаратов или желательных  сочетаний  является  распространенной  нормой.  Желательность  разделения  некоторых компонентов при профилактическом приеме поливитаминной/минеральной композиции, чтобы минимизировать взаимные отрицательные эффекты, является давним, но до сих пор так и не осуществленным, пожеланием.

Таким образом, применяя поливитаминные препараты, необходимо учитывать важные моменты. Не всегда витаминно-минеральные комплексы, содержащие физиологические нормы витаминов и минеральных веществ, достаточно эффективны. Одной из причин этого является антагонизм некоторых витаминов и микроэлементов между собой.

В Научном центре здоровья детей РАМН (директор – академик РАМН, профессор Баранов А.А.) было проведено Рандомизированное плацебо-контролируемое исследование эффективности и переносимости  витаминно-минерального  комплекса  «Алфавит  Школьник»  (производитель  –  ЗАО «АКВИОН»), содержащий весь спектр необходимых витаминов и минералов.

Материалы и методы исследования:

В исследование было включено 60 детей в возрасте от 7 до 14 лет с диагнозами: «Бронхиальная астма, атопическая форма легкое или среднетяжелое течение, ремиссия» и/или «Поллиноз, ремиссия».

В проводимом исследовании 20 пациентам (группа 2а), находящимся на адекватной базисной терапии, был назначен на 1 месяц витаминно-минеральный комплекс «Алфавит Школьник» по 1 таблетке каждого цвета в день во время еды с пищей по схеме: розовая таблетка – утром, оранжевая – днем, белая вечером (интервал между приемом таблеток составляет 4-6 часов).

20 пациентам (группа 2в), получавшим адекватную базисную терапию, был назначен на 1 месяц витаминно-минеральный комплекс «Алфавит Школьник» по 3 таблетки одномоментно во время еды утром.

20 пациентов (группа 2с), находившихся на адекватной базисной терапии получали плацебо в течение 1 месяца по той же схеме, что и пациенты в группе 2а. Результаты этого исследования сопоставлялись с данными уровней витаминов в крови у практически здоровых детей того же возраста и пола (группа 1), проходивших плановую диспансеризацию или сдававших кровь для определения титров антител к возбудителям различных инфекций в спорных случаях (для подтверждения целесообразности вакцинации). Перед началом наблюдения и через 1 месяц от начала исследования всем детям было проведено определение содержания в сыворотке крови шести наиболее важных витаминов (А, Е, С, В1, В2, В6).

В начале исследования, через 15 дней после исследования и через 1 месяц от начала исследования всем пациентам был проведен  физикальный осмотр. Исследование содержания в сыворотке крови витаминов А, Е, С, В1, В2 и В6 осуществляли методом высокоэффективной жидкостной хроматографии на жидкостном хроматографе Gilson.

Результаты исследования:

При анализе полученных результатов было отмечено, что изначально у всех пациентов с аллергическими заболеваниями отмечался дефицит определяемых витаминов. Концентрации витаминов в сыворотке крови детей с аллергическими заболеваниями и их здоровых сверстников представлены на рисунке 1.

Рис. 1 а, б, в. Концентрации витаминов в сыворотке крови детей и подростков с аллергическими заболеваниями в сравнении со здоровыми сверстниками.

2

3

4

 По окончании приема витаминно-минерального комплекса «Алфавит Школьник» было проведено повторное определение содержания витаминов в сыворотке крови пациентов, выявившее его достоверное повышение в группе 2а, в то время как у пациентов, входивших в группы 2в и 2с, содержание витаминов в сыворотке крови достоверно не изменялось (рис. 2). 

5

 

6

 

7

Рис. 2 а, б, в. Динамика содержания витаминов в сыворотке крови у детей с аллергическими заболеваниями (*р<0,05).

Следует отметить, что все пациенты указывали на приятный вкус этого «лекарства» и принимали его с удовольствием. Препарат не вызывал обострения основного заболевания. Кроме того, использование витаминно-минерального комплекса «Алфавит Школьник» совместно с другими фармакологическими средствами не давало нежелательных эффектов, которые могли бы быть обусловлены взаимодействием витаминных компонентов с другими препаратами. При применении «Алфавит Школьник» не отмечалось также каких-либо нежелательных (побочных) реакций.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что  для наиболее оптимального и адекватного усвоения витаминов и минералов необходимо учитывать взаимодействие микронутриентов между собой, а также учитывать их возрастную и суточную потребность.  Таким образом, «Алфавит Школьник», сбалансированный витаминно-минеральный комплекс с адекватными дозировками отдельных компонентов, представляет собой современный высококачественный низкоаллергенный препарат с приятным вкусом, который рекомендуется применять как здоровым детям от 7 до 14 лет, так и детям с аллергическими заболеваниями легкой и средней степени тяжести в периоде ремиссии, профилактическими курсами длительностью от 2 до 4 недель, в том числе, несколько раз в год.

Комментировать

Нажмите для комментария