С января 2017 произойдут изменения в финансировании первичного звена медицины. Как ранее сообщалось, теперь финансирование будет происходить по принципу «деньги идут за пациентом». Пациент сможет выбрать себе врача, а государство будет платить ему за лечение больного по четкому тарифу и по коэффициентам.
Об этом рассказали и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун и заместитель министра Павел Ковтонюк во время встречи с общественными организациями и экспертами в четверг.
Страховая медицина
С 1 января 2017 в Украине начнет разворачиваться страховая модель медицины.
Пациенты будут иметь пакет гарантированных медицинских услуг, смогут выбирать врача и учреждения, в которых лечиться.
Обеспечить такую систему, чтобы качественные медицинские услуги были предоставлены тогда, когда человек в них нуждается. Это зависит от сети больниц и того, есть ли в этих медучреждениях все необходимое для оказания помощи.
При этом лечение не должно приводить к финансовой катастрофе для людей.
По статистике из всех расходов на медицину — только половину несет государство, другую половину платят граждане.
«Среди всех причин, по которым люди падают за черту бедности в Украине, расходы на медицину занимают первое место. Почему так происходит? Потому что, когда люди попадают в больницы, вынуждены тратить деньги на медицину из своих карманов», — пояснил П. Ковтонюк.
МОЗ разработает стандарт, который будет определять первичное звено.
На вопросы врачей о том, какие врачи останутся на первичке, МОЗ отвечает: педиатр, терапевт и семейный врач.
Как заявили в МОЗ, основными «китами» мировой медицины являются:
- Как средства собираются.
- Где средства аккумулируются.
- Как осуществляется оплата за услуги.
В мире есть десятки моделей, где эти три пункта реализованы в определенных модификациях.
Исключение составляет «советская модель» — в ней нет третьего пункта «оплата за услугу», ведь в нашей стране средства идут просто на содержание имеющихся медучреждений. В Украине средства собираются по налогам (пункт 1 реализовано), аккумулируются в бюджете (пункт 2 — тоже существует).
Что касается первого пункта «как средства собираются», то в разных странах есть много вариаций.
Например, когда люди получают медицинскую страховку во время работы (модель О. Бисмарка). Есть другая модель: когда работник сам несет свои деньги в частную страховую компанию. Эту модель используют Израиль, Нидерланды, частично США (по всей стране различия между различными штатами).
Третья модель предполагает, что люди платят налоги и уже из этой суммы определенная агентство оплачивает медицинские услуги. Такая модель работает в Великобритании, Канаде и скандинавских странах.
Проанализировав все модели, украинский Минздрав решил остановиться на третьей модели — в таком случае не нужно ни вводить дополнительные налоги, ни создавать отдельный внебюджетный фонд, ни привязывать медицинские услуги к «белым зарплатам» — деньги на медицину аккумулируются в бюджете так же, как ранее.
Ограничивать доступ нетрудоустроенных граждан Минздрав не захотел. Как и передавать полностью функции Агентства частным страховым компаниям — у них есть серьезная проблема с охватом, тогда как важно 100% покрытие медпомощью.
В 2017 году эта модель должна заработать на первичном звене. При этом должен появиться Агентство, которая будет перечислять средства за лечение и контролировать результат оказания медицинской услуги.
Она будет выполнять техническую функцию распределения средств из бюджета напрямую к поставщику медицинских услуг — педиатра, терапевта и семейного врача.
Ранее в интервью «Украинской правде. Жизнь» эксперт ВОЗ приводила еще один вариант распределения таких денег через отдельный фонд, в котором аккумулируются средства для лечения людей.
В то же время Минздрав решил не использовать эту модель из-за высоких рисков коррупции. В конце концов, в руках такого фонда будет сосредоточено миллиардные суммы из госбюджета
Комментировать