Питання психології

Мотивация врача. Результаты психологического исследования.

Развитие личности современного человека неразрывно связано с его профессией.

В 2014 году сотрудники Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины провели крупное исследование, в котором принимали участие 70 врачей различных специальностей. Психологи изучали такое сложное понятие, как самоосуществление.

Панасенко Наталья Николаевна кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины
Панасенко Наталья Николаевна
кандидат психологических наук,
старший научный сотрудник
Института психологии имени Г.С. Костюка
НАПН Украины

Медпросвита выяcнила у кандидата психологических наук Панасенко Натальи Николаевны результаты этого исследования и возможность применять их на практике.

Самоосуществление личности является многогранным процессом, который может протекать в разных формах — как самовыражение, самореализация, сопровождаясь либо не сопровождаясь стремлением к личностному росту и саморазвитию (самоактуализации).

Процесс самоосуществления требует от личности разрешения противоречий между внешними  и внутренними факторами, воздействующими на личность.

Если внешние обстоятельства устанавливают различные пределы и границы для человека, то внутренние заставляют его стремиться к преодолению внешних ограничений, заставляют искать все новые формы и способы самоосуществления.

И все это при условии, что человек не ошибся в своем профессиональном выборе, поскольку профессия — это один из путей самоосуществления личности.

 

 

 

 

Составляющими профессионального самоосуществления врача являются его личностный потенциал, в который входят:

  • профессионально важные качества,
  • высокая внутренняя культура,
  • внутренняя мотивация,
  • самоэффективность,
  • эмоциональная устойчивость к стрессам в рабочих отношениях с больными и их родными,
  • готовность к изменениям и инновациям в деятельности, чтобы получать больший эффект от терапии.

Выборку  исследования составили 50 врачей 15 различных специальностей из разных регионов Украины, которые проходили курсы повышения квалификации на базе Национального медицинского университета имени А.А. Богомольца в Киеве, а также 20 хирургов из города Киева.

Таким образом, сформировали 2 группы: 1 группа – хирурги, 2 группа – врачи различных специальностей.

Психодиагностическое исследование проводилось с помощью 5 психологических методик.

Основные результаты исследования

Критерии оценки

ХирургиВрачи РС
Уровень профессионального самоосуществленияВысокийВысокий
Организация жизненно-профессионального пространстваСформировано у всехНе у всех сформировано
Проект профессионального развитияСуществует у всехСуществует не у всех
Творческая направленностьБолее выражена, чем у врачей РССуществует не у всех
Способность жить «здесь и сейчас»Более выражена, чем у врачей РССуществует не у всех
Способность ценить свои достоинстваБолее выражена, чем у врачей РССуществует не у всех

Выводы:

  • для повышения уровня профессионального самоосуществления играет роль возможность преподавания в медицинских университетах;
  • уровень внутренней мотивации. Чем он выше, тем выше стремление к самосовершенствованию и обмену профессиональным опытом и достижениями с другими специалистами, раскрытием своего личностного потенциала и способностей в профессии;
  • низкая оценка своих профессиональных достижений. Чем больше врачи недовольны собой, тем меньше они склонны самостоятельно заниматься своим профессиональным ростом;
  • эмоциональное выгорание негативно влияет на все обобщенные показатели профессионального самоосуществления, на удовлетворение врачей  собственными профессиональными достижениями, на потребность в профессиональном совершенствовании;
  • по мере достижения поставленных профессиональных целей, уровень внутренней мотивации к работе у врачей снижается и для того, чтобы его снова повысить, ему необходимы новые цели;
  • постоянное нахождение в стрессовом состоянии ускоряет эмоциональное выгорание.

Рекомендации врачам и их руководителям:

  1. Для профилактики эмоционального выгорания научитесь работать со стрессом (релаксации, тренинги).
  2. Чтобы сохранить или повысить уровень мотивации своих подчиненных — ставьте им новые цели! (врач может самостоятельно поставить себе цели, если этого не сделал руководитель).
  3. Оценивайте себя и своих сотрудников по заслугам. Обычная похвала на пятиминутке или грамоты могут творить волшебство!
  4. Поощряйте обучение своих сотрудников. Предоставьте опытным врачам возможность обучать молодых или преподавать на курсах или в институте.