Неврологія

Медицинские аспекты проблемы аутизма

Медицинские аспекты проблемы аутизма. Аутизм – общее описание. Тенденции. Лечение.

Ю.И. Бабчик, к.м.н.

Первазивные нарушения развития ребенка, куда определен и аутизм (классификация ДСМ-IV,1994), характеризуются «качественными нарушениями», доминирующими среди которых являются трудно­сти, связанные с приобретением когнитивных, ре­чевых, моторных и социальных навыков.

В течение последних двух десятилетий исследова­ния в области эпилептологии привели к выделению особняком стоящей группы больных, характери­зующейся наличием перманентной дисфункции го­ловного мозга, сочетающейся с устойчивой эпилептиформной активностью в электроэнцефалограмме (ЭЭГ). Делается упор на то, что «именно ненор­мальная эпилептическая гиперсинхронная актив­ность нейронов приводит к нарушению соответст­вующей психической функции» Так в классифика­ции эпилепсий появилась новая обширная рубрика эпилептические энцефалопатии (ЭЭ). Положи­тельный ответ на противоэпилептическую терапию Депакином хроно подтверждает ключевую роль эпилептической мозговой активности в развитии устойчивой психической, когнитивной и поведенче­ской симптоматики (Л.Р.Зенков и др.,2004). Однако, как показывают данные последних исследований, только у 30% больных аутизмом имеются эпилеп­тические припадки. Эпилептическая активность во сне обнаруживается у половины детей с нарушени­ем речи и у половины детей с аутизмом. (Y.Kawasaki et а1.,1977). Даются рекомендации по лечению аутизма, начиная с назначения Депакина хроно и заканчивая, при необходимости, нейрохи­рургическим лечением.

Собственные наблюдения за изменениями ЭЭГ, проводимые в возрастной динамике, свидетельст­вуют о наличии структурных изменений электроге­неза мозга, указывающих на его грубую дисфунк­цию. Клинические проявления у этих больных ук­ладывались в клинику энцефалопатии или мини­мальной мозговой недостаточности. Как нам пред­ставляется, нозологическая сущность в данном случае не играет ключевой роли, важно, что она отражает наличие выраженного неблагополучия мозга, стойкого нарушения его функций, приводя­щего к снижению функциональных возможностей пораженных нервных клеток.

Терапевтическая резистентность аутизма застав­ляет совершенствовать существующие методы ле­чения и разрабатывать новые.

С появлением новой физиотерапевтической аппа­ратуры, позволяющей проводить воздействие на различные структуры нервной системы на молеку­лярном уровне, появилась реальная возможность адресно влиять на процессы регуляции измененно­го электрогенеза головного мозга.

Так был разработан новый метод частотно­резонансного лечения больных детскими цереб­ральными параличами с осложненным судорожны­ми состояниями течением основного заболевания (Ю.И.Бабчик, 2004).

Основанием для настоящей работы послужили ре­зультаты лечения 23 больных с различными фор­мами аутизма в возрасте от 3 до 9 лет. Лечение проводилось на аппаратах молекулярно­резонансной терапии с подбором индивидуальных терапевтических резонансных частот аппараты квантовой (МИТ-ИК-КР) и МРТ-терапии (МИТ-МРС). Аппарат МИТ-1-ИК-КР позволяет проводить лече­ние с использованием полихроматического потока излучения в видимом и в инфракрасном диапазоне спектра.

Была разработана методика лечения, предусматривающя воздействие на функционально значимые отделы мозга, принимающие участие в организации соответствующих психических и речевых функций.

Основной задачей настоящей работы являлась по­пытка разработать метод квантового и электромаг­нитного воздействия в частотно-резонансном ре­жиме на определенные структуры с целью коррек­ции патологического электрогенеза мозга при раз­личных формах детского аутизма. Публикации на эту тему отсутствуют.

В процессе лечения использовалась мощность по­тока излучения от 20 до 40 мв/см2 в зависимости от возраста ребенка и тяжести нарушения речевых и когнитивных функций. Курс лечения состоял из 20­25-30 процедур,проводимых ежедневно. Осложне­ний ни в одном случае не наблюдалось.

Всем больным проводилось исследование электро­генеза мозга с помощью компьютерной ЭЭГ с ам­плитудным картированием, соблюдением полосо­вого формата и выведением амплитудного паттер­на на «сырой» электроэнцефалограмме до и после лечения, а таже состояния церебральной гемоди­намики и ликворопроводящей системы по данным РЭГ и одномерной ультразвуковой эхолокации.

Лечение предусматривало воздействие на опреде­ленные структуры головного мозга. При речевых расстройствах, сопровождающихся аутизмом, мутизмом, поведенческими и асоциальными проявле­ниями, воздействию подвергались орбитофрон­тальные и цингулярные отделы головного мозга, для чего излучатели аппаратов устанавливали трансорбитально; время воздействия до 5 минут.

При нарушениях языковых и речевых функций по типу экспрессивной афазии, аграфии, акалькулии, алексии и речевой диспраксии воздействию под­вергались речевые центры левого полушария го­ловного мозга с экспозицией до 15 минут.

Дезартикуляционные трудности, сочетающиеся с зрительно-пространственными нарушениями, при наличии прочих речевых расстройств вызывали необходимость в воздействии на правополушарные речевые центры продолжительностью до 15 минут.

При нарушениях эмоций и специфической памяти, асоциальных проявлениях, свидетельствующих о заинтересованности структур гиппокампа, излуча­тели аппаратов устанавливались на область ниж­незадних отделов височных долей обоих полуша­рий головного мозга. Продолжительность воздей­ствия до 15 минут. Каждый сеанс завершался воз­действием на стволовые структуры мозга через большое затылочное отверстие.

Общая продолжительность сеанса молекулярно­резонансной стимуляции составляла 20-30 минут.

Эффективность нового метода безмедикаментоз­ного лечения больных с аутизмом оценивалась на основании динамики неврологической симптомати­ки, речевых показателей, эмоционально­поведенческих реакций, электрофизиологических и нейропсихологических изменений.

Перед началом лечения определялась легкая нев­рологическая симптоматика в виде дискоординации движений, нарушения тонкой моторики по типу за­держки ее развития с патологическими синкинезиями конечностей, туловища, головы, мимических мышц, языка, рефлекторной асимметрии. Грубее были выявлены нарушения при исследовании координаторной сферы. Применялась методика M.B.Denckla (1985), включающей: 1) пробы на ходьбу по линии, 2) пробы на удержание равнове­сия и поз, 3) задания на чередование движений ко­нечностей. Также оценивалось выполнение 20 по­следовательных движений: постукивания носком стопы, покачивание стопой с пятки на носок, хлопки по колену, пронация супинация кисти с хлопками по колену, удары указательного пальца кисти о большой, последовательные удары 2-5 пальцев кисти о большой.

Эмоционально-поведенческие реакции детей оце­нивались по следующим 9 характеристикам (А.Н.Солнцев,1982): I. настроение, II. социальные контакты, Ш.познавательная деятельность, IV. дис­циплина и внимание, VI. реакции агрессии и гнева, VII. страх, игровая деятельность, VIII. двигательная активность, IX. общее самочувствие.

При неврологическом обследовании ни у одного ребенка не было выявлено очаговых изменений в неврологическом статусе за исключением двух де­тей, у которых аутистические расстройства отмеча­лись на фоне церебрального паралича. Это под­тверждает существующее мнение о том, что на­блюдаемая рассеянная неврологическая симпто­матика у детей, страдающих аутизмом, обусловле­на существующей ретардацией онтогенетического развития и созревания структур центральной нерв­ной системы в различной степени.

После проведенного курса молекулярно­резонансной стимуляции головного мозга у всех детей получена положительная динамика в виде качественного улучшения координационной сферы, развития тонкой моторики, уменьшения моторной дизритмии и содружественных синкинезий.

При оценке динамики эмоционально-поведенческих реакций достоверное улучшение достигнуто по всем показателям; особенно значимые изменения произошли по шкале познавательной деятельно­сти, шкале социальных контактов и двигательной активности.

У всех детей повысилась концентрация внимания, появился интерес к окружающим людям и предме­там и уверенность в себе и своих действиях.

Динамика нейрофизиологических показателей до и после лечения свидетельствует о восстановлении физиологического электрогенеза мозга, уменьше­нии частотной асинхронии амплитудных колебаний, значительного снижения количества билатерально­синхронных волн и генерализованных вспышек тетаи дельтадиапазона, указывающих на снижение функциональных возможностей подкорковых и сре­динно-стволовых образований мозга.

Нейропсихологические исследования детей, про­водившиеся в динамике, выявили заметное улуч­шение показателей в сфере произвольной регуля­ции деятельности, внимания, памяти и общей ра­ботоспособности. Заметно повысилась социальная активность, интерес к обучению, что в значитель­ной степени облегчило социальную адаптацию де­тей.

Таким образом, анализ результатов лечения детей с различными формами аутизмасвидетельствует о простоте, доступности, безопасности и высокой те­рапевтической активности молекулярно-квантовой и КВЧ-энергии с подбором индивидуальных тера­певтических резонансных частот. Метод имеет чет­кую патогенетическую направленность, не имеет аналогов.

Динамика нейрофизиологических показателей под­тверждает предположение о том, что базой для по­явления аутистических расстройств служит гло­бальная дисфункция мозга.

Все изложенное выше дает возможность рекомен­довать разработанный нами метод лечения детей с аутизмом для включения его в комплекс медико­педагогических воздействий на любом возрастном этапе.

Теги

Комментировать

Нажмите для комментария