Інші спеціальності

Лабораторная медицина за рубежом: подготовка и клинико-лабораторная деятельность специалистов с медицинским и немедицинским образованием

Клиническая лабораторная диагностика (лабораторная медицина) – что это и для чего? Клинико-диагностические (клинические) лаборатории и профиль их деятельности. Структура клинической лабораторной службы Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Состояние штатно-кадровой структуры и подготовка специалистов высшего и среднего звена в об­ласти лабораторной медицины в странах дальнего и ближнего зарубежья. Состояние штатно-кадровой структуры и подготовка специалистов высшего и среднего звена в об­ласти лабораторной медицины в ближнем зарубежье, России и Беларуси.

Камышников В.С.
Белорусская медицинская академия последипломного образования
Kamyshnikov V.S.
Laboratory medicine abroad: training and clinicolaboratory activity of professionals with medical and non­medical education

Клиническая лабораторная диагностика (лабораторная медицина) это научная медицинская дисциплина, которая возникла на стыке точных наук (химии и физики) и медико-биологических специальностей (биологии и медицины). Характерной особенностью этой клинической специальности является то, что она базируется на анализировании invitroбиологического материала пациентов. Основная задача клинической лаборатор­ной диагностики (КЛД) состоит в том, чтобы помочь лечащему врачу в постановке диагноза заболевания, ле­чении больных, осуществлении профилактических мероприятий.

Лабораторно-диагностическое исследование биологических жидкостей и тканей человека осуществляется с использованием специальных видов анализа, применению которых во многом способствовало изобретение микроскопа, колориметра, открытие строения клетки.

В настоящее время большинство клинико-лабораторных процедур базируется на применении современных методов химического, физико-химического и молекулярно-биологического исследования, состоящего в испо­льзовании оптического, ионометрического, иммуноферментного, иммунофлуоресцентного, радиоиммунного, генетического, электрофоретического, хроматографического и других видов анализа, а также методов «су­хой» химии, технологий автоматизированного выполнения биохимических, гематологических, иммунологиче­ских исследований.

В последние годы в лечебно-профилактических учреждениях широко используется современное автомати­зированное лабораторное оборудование, позволяющее за короткий промежуток времени выполнять необхо­димые лабораторно-диагностические исследования. Для выполнения срочных, экспрессных анализов у пос­тели больного применяются методы «сухой» химии.

Таким образом, используемые в клинико-лабораторной практике методы аналитических исследований осно­вываются на новейших достижениях не только в области биологии и медицины, но также химического, физи­ко-химического и молекулярно-биологического анализа, достижений информатики и инженерной техники.

Существующая программа обучения студентов в системе вузов медицинского профиля все еще недостаточ­на для специалистов широкого аналитического профиля с современным уровнем знаний в области различ­ных отраслей прикладных физики химии, биохимии, биофизики, иммунологии, микробиологии, программного обеспечения и т.д., необходимых современной лабораторной диагностике для выполнения молекулярно­биологических, генетических, цитохимических и других высокотехнологичных методов исследования разноо­бразного биологического материала.

Основные объекты клинико-лабораторного исследования: содержимое сосудов и полостей (кровь и ее морфологические элементы, плазма, сыворотка, цереброспинальная жидкость, транссудаты, экссудаты, внутрисуставная жидкость, содержимое желудочно-кишечного тракта), выделения человеческого организма (моча, кал, слюна, сперма, конденсат выдыхаемой влаги), ткань паренхиматозных органов, дериваты кожи (ногти, волосы) и др. В последние годы все большее внимание биохимиков привлекают эритроциты и лимфоциты, которые принято рассматривать как своеобразный биопунктат паренхиматозных органов.

Полученная при анализировании биологического материала информация используется лечащим врачом для принятия правильного клинического решения и контроля (мониторинга) эффективности проводимого лече­ния. Заслуживает внимания то обстоятельство, что до 80% объективной аналитической информации о сос­тоянии пациента поступает из клинико-диагностических лабораторий лечебно-профилактических организа­ций.

Клинико-диагностические (клинические) лаборатории и профиль их деятельности.

Выполнение клинико-лабораторных исследований осуществляется в клинико-диагностических лабораториях (КДЛ), созданных на основании приказа МЗ СССР № 63 от 25.01.1968 г. «О мерах по дальнейшему развитию и совершенст-вованию лабораторной клинико-диагностической службы в СССР» и функционирующих в сос­таве больниц, поликлиник, диспансеров и других учреждениях здравоохранения на правах их отделения.

КДЛ представляют собой структурно-функциональное звено лечебно-профилактических учреждений, осуще­ствляющее широкий спектр лабораторных исследований, необходимых для по-становки диагноза заболева­ния, оценки тяжести состояния пациента, эффективности проводимой терапии и прогноза заболевания.

В зависимости от структуры, профиля и мощности организаций здравоохранения в их составе функциониру­ют КДЛ общего типа, централизованные и специализированные.

В ряде городов республики открыты лаборатории медицинских диагностиче-ских центров, сочетающие в се­бе функции централизованных и специализированных лабораторий.

КДЛ общего типа используются для выполнения рутинных (ординарных) лабораторных исследований ге­матологических, биохимических, общеклинических и некоторых других с целью постановки диагноза заболе­вания, оценки тяжести его течения, прогноза и эффективности проводимой терапии.

Централизованные КДЛ предназначены для централизованного выполнения исследований с использовани­ем совершенной автоматизированной аппаратуры, что расширяет возможности лабораторно­диагностического исследования пациентов и создает условия для наиболее рационального, экономного и эффективного использования лабораторной техники, дорогостоящих реактивов и кадров специалистов.

Специализированные КДЛ, как правило, входят в состав специализированных учреждений: эндокринологи­ческих, кардиологических, онкологических диспансеров, аллергологических центров и др.

Структура клинической лабораторной службы Министерства здравоохранения Республики Беларусь

включает в себя широко разветвленную сеть КДЛ различных учреждений здравоохранения от республика­нских и региональных (областных и городских больниц) организаций здравоохранения до сельских участко­вых больниц и врачебных амбулаторий, а также ряд специализированных (узкопрофильных) лабораторий (республиканских, областных и городских).

В Республике Беларусь насчитывается свыше 1300 КДЛ, из них около 800 лаборатории городских, район­ных, поселковых, сельских участковых больниц и врачебных амбулаторий. В лабораториях сельских участ­ковых больниц и врачебных амбулаторий выполнятся минимальный спектр лабораторно-диагностических исследований; в лабораториях республиканских, областных, городских, центральных районных больниц и поликлиник осуществляется значительно более широкий спектр биохимических, гематологических и общек­линических исследований.

Созданы специальные лаборатории для осуществления радиоиммунных, молекулярно-биологических, иммуноферментных, серологических, бактериологических, гормональных, цитологических, генетических и дру­гих видов исследований, лаборатории трансплантологии, токсикологии и др., многие из которых располагаю­тся на базе крупных лечебно-профилактиче-ских организаций и диагностических центров республики.

Исследования, относящиеся к категории неотложного анализа, выполняются в лечебно-профилактических организациях, располагающих отделениями реанимации (больницы скорой медицинской помощи и др.).

В целом в медицинских учреждениях Республики Беларусь осуществляется 170-200 млн исследований в год, в том числе общеклинических около 80-90 млн, гематологических 70-80 млн, биохимических 35-40 млн, иммунологических 11-14 млн, цитологических 5-6 млн, бактериологических 5-6 млн.

Новые молекулярно-биологические технологии лабораторного исследования, разработанные в Республике Беларусь в ходе выполнения финансируемых целевым назначением тем НИР, все более широко внедряют­ся в деятельность КДЛ лечебно-профилактических учреждений.

Специфический характер деятельности специалистов КПД, состоящий в использовании ими многих новых, в том числе высоких технологий молекулярно-биологического и инструментального исследования, оказывает влияние и на формирование штата КДЛ в экономически развитых странах мира.

Состояние штатно-кадровой структуры и подготовка специалистов высшего и среднего звена в об­ласти лабораторной медицины в странах дальнего и ближнего зарубежья

В странах дальнего и ближнего зарубежья контингент работников, составляющих высшее звено штатно­кадровой структуры клинико-лабораторной службы, представлен в основном специалистами медицинского, биологического или фармакологического направления, тогда как специалисты среднего звена медицинс­кими лабораторными техниками и медицинскими технологами, а также флеботомистами, лабораторными ассистентами и регистраторами. Кроме того, во многих крупных лабораториях в штате КДЛ состоят инжене­ры, программисты (специалисты по компьютерным технологиям), администраторы, финансовые менеджеры. Но, как правило, медицинским консультированием (и часто руководством лабораториями) занимаются специали-сты в области лабораторных исследований, имеющие высшее медицинское образование, медицин­ские патологи.

Медицинская (клиническая) патология и другие аналоги этой диагностической дисциплины клиническая патология (в США), клиническая/медицинская биология (во Франции, Бельгии, Нидерландах, Австрии и не­которых других странах), лабораторная медицина (в Германии), биопатология (в Греции), так же, как и анатомическая патология (патологическая анатомия), тесно связаны с выполнением лабораторных иссле­дований состава и свойств биологических жидкостей с последующей трактовкой полученных результатов. Ее основными разделами являются клиническая химия, гематология, трансфузиология и коагулология, микро­биология, иммунопатология, молекулярная патология, цитогенетика.

В клинической (медицинской) патологии (лабораторной медицине, медицинской патологии) используются химические (энзиматические, хроматографические, масс-спектрометрические), культуральные, иммунологи­ческие, серологические, молекулярно-биологические, гематологические методы исследования, а также про­точная цитометрия и другие виды инструментального исследования.

Клинические (медицинские) патологи выступают в роли консультантов других врачей, используя свои знания для оказания помощи в диагностике заболеваний и лечении пациентов. Одновременно патологи работают в тесном контакте со специалистами среднего звена медицинскими технологами. Многие из патологов выпо­лняют в лаборатории и обязанности менеджеров (медицинского директора и др.), а также участвуют в разви­тии и совершенствовании лабораторных информационных систем.

Специалисты в области научных исследований (researchpathologist) изучают клинические случаи и экспе­риментальные модели заболеваний, работая с клеточными культурами и тканевыми препаратами.

Таким образом, медицинская патология за рубежом как медицинская дисциплина объединяет морфологиче­скую и лабораторную диагностику. Она подразделяется на анатомическую, клиническую и, в ряде случаев, научно-исследовательскую патологию, каждая из которых включает ряд «узких» субдисциплин. Сами же ме­дицинские патологи представляют собой специалистов, которые по данным лабораторных исследований способны оценить состояние пациента, установить причины заболевания, осуществить правильную лабора­торную диагностику и лабораторный контроль (мониторинг) лечения больных. Они отвечают за получение и интерпретацию всей клинико-лабораторной информации, консультируют лечащих врачей по всем входящим в их компетенцию вопросам.

В США подготовка специалистов лаборатории с высшим медицинским образованием предусматривает че­тырехлетнее освоение общенаучных дисциплин (биологии, химии, анатомии) с последующим четырехлет­ним изучением медицинских дисциплин в сочетании с практикой. В дополнение к этому осуществляется про­хождение четырехили трехгодичной специализации (резидентуры) в аккредитованном медицинском обра­зовательном учреждении колледже, университетской клинике, госпитале либо по общей патологии, либо по избранному ее виду, а также получение степени доктора медицины (MD).

При устройстве на работу в лечебно-профилактическое учреждение большое значение имеет сертификат, свидетельствующий об успешном освоении стратегии и тактики лабораторной диагностики при каждой пато­логии. Повторная сертификация проводится через 10 лет. Дополнительная стажировка по одной из субспе­циальностей занимает еще один год. Таким образом, общий срок подготовки высококвалифицированного специалиста в области лабораторной медицины составляет 11-12 лет.

В Великобритании общая продолжительность подготовки медицинских патологов также составляет 11-12 лет (5 лет приходится на усвоение общенаучных дисциплин, 1-2 года на общемедицинскую подготовку, 5 лет на резидентуру по патологии). По окончании обучения сдается экзамен.

В Японии для будущих медицинских патологов с 2001 г. стала обязательной предварительная двухгодичная «общеклиническая» подготовка. Далее следует трехгодичная резидентура по лабораторным исследованиям.

В странах Евросоюза требования к базовому образованию лабораторных специалистов различаются: оно может быть медицинским, биологическим, химическим или фармацевтическим. Соответствующие должности обозначаются как медицинский/клинический патолог, исследователь, биопатолог, фармацевт-биолог, клини­ческий исследователь.

Состояние штатно-кадровой структуры и подготовка специалистов с высшим и средним специаль­ным образованием в области лабораторной медицины в странах Евросоюза

В странах Евросоюза обучение специалистов проводится в соответствии с требованиями Европейского Со­глашения.

Во Франции основная часть специалистов клинических лабораторий имеет университетское фармацевтиче­ское образование. Фармацевты-биологи составляют 75% специалистов клинических лабораторий, остальная часть медицинские биологи(врачи-патологи 25%). Подготовка врачей занимает 10-12 лет. Медицинские биологи могут пройти дополнительную двухгодичную подготовку в области проявлений отдельных форм па­тологии.

В Германии подготовка патолога (специалиста в области лабораторной медицины) занимает минимум 10 лет: первые 5 лет отводятся на получение базового медицинского образования, последующие 5 лет пос ледипломного. Для получения ученой степени предусмотрена трехгодичная научная стажировка.

Как уже было отмечено, вместе с патологами в клинической лаборатории работают исследователи биоло­ги, биохимики, которые занимающиеся как рутинными исследованиями, так и научными разработками на экспериментальном и клиническом и материале. После получения университетского образования (на что отводится 4 года) они проходят последипломную подготовку.

Должность руководителей лаборатории и их отделов в клиниках университетов занимают, как правило, ме­дицинские патологи, в виде исключения исследователи, имеющие большой опыт и ученую степень.

Последипломное образование специалистов высшего звена лабораторной медицины носит непрерывный характер и включает участие в семинарах и научных симпозиумах, а также обучение на учебных курсах про­должительностью от половины дня до 5-6 дней, аудиои телеконференции, «электронные» курсы с разбо­ром клинических случаев и препаратов и т.д. Все образовательные мероприятия предварительно аккреди­туются в соответствующих инстанциях. Краткосрочные курсы обычно проводятся непосредственно в госпи­талях и клиниках. В результате специалист должен набрать обязательное количество образовательных кре­дитных единиц.

Кроме патологов, биологов и исследователей в лабораториях работает большое количество специалистов среднего звена (медицинских технологов), которые составляют основную часть лабораторной службы. Их обязанности намного шире, чем у аналогичных специалистов в нашей стране.

Медицинские (клинические) лабораторные технологи выполняют достаточно сложные химические, биоло­гические, гематологические, иммунологические и бактериологические исследования. Они микроскопируют препараты крови, других биологических жидкостей, проводят культуральные исследования по поиску и иден­тификации бактерий, грибков, паразитов и других микроорганизмов, выполняют изосерологические тесты, осуществляют автоматизированные исследования. В задачи технологов входит оценка результатов тестов, развитие и совершенствование аналитических процедур, освоение и мониторинг программ обеспечения точ­ности выполнения лабораторных исследований.

В небольших лабораториях технологи выполняют широкий спектр лабораторных тестов, в больших обычно специализируются на каких-либо отдельных их видах: биохимических, гормональных, трансфузиологических, иммуногематологических, микробиологических, иммунологических, молекулярно-биологических или цитоло­гических (цитотехнологи).

Медицинские (клинические) лабораторные техники выполняют менее сложные лабораторные процедуры (в соответствии с инструкциями и под наблюдением медицинских технологов.

В США и других экономически развитых странах утверждено более 470 программ подготовки медицинских технологов и техников в различных областях лабораторной медицины и более 60 программ подготовки фле­ботомистов и лабораторных ассистентов. Продолжительность их обучения составляет 2-3 года: оно прово­дится в медицинских колледжах или на медицинских факультетах университетов. В порядке исключения ла­бораторные техники могут готовиться на рабочем месте. Последипломная подготовка специалистов средне­го звена организуется и проводится менеджерами лабораторий и не носит систематического характера.

В США и других странах Европы, Азии и Америки благодаря бурному прогрессу фундаментальных, биологиче-ских и медицинских наук медицинская патология развивается быстрее, чем другие медицинские специа­льности и считается весьма перспективным направлением.

Таким образом, в разных странах мира используются две модели подготовки специалистов в области лабо­раторной медицины: врач-патолог (обладающий достаточно большими знаниями в области аналитических исследований) и биолог-аналитик (или химик-аналитик).

В подавляющем большинстве стран мира лабораторные специалисты среднего и высшего звена представ­лены тремя градациями специально обученного вспомогательного персонала («техника» за рубежом, у нас «фельдшера-лаборанта»), врача лабораторной диагностики с медицинским образованием (организо­вана специальная подготовка в Гомельском и Гродненском государственных медицинских университетах, а также в БелМАПО) и специалистов с высшим образованием: аналитиков, биологов, химиков, физиков, про­граммистов, обеспечивающих работу сложного современного клинико-лабораторного оборудования. В развитых европейских странах и в России эта категория сотрудников КДЛ в последние годы направленно расширяется вслед за внедрением новых технологий исследования и видов клинико-лабораторного обору­дования.

Состояние штатно-кадровой структуры и подготовка специалистов высшего и среднего звена в об­ласти лабораторной медицины в ближнем зарубежье, России и Беларуси

Согласно одному из вариантов европейской модели штатного обеспечения КДЛ, их кадровый состав вклю­чает следующую номенклатуру должностей: 1) заведующий КДЛ; 2) врач КДЛ; 3) старший аналитик; 4) ана­литик; 5) старший фельдшер-лаборант; 6) фельдшер-лаборант; 7) инженер и/или инженер-программист; 8) лаборант; 9) санитарка.

В этой модели должности заведующего лабораторией и врача КДЛ занимают специалисты с высшим меди­цинским образованием, а во врачебных амбулаториях, сельских участковых больницах специалисты со средним медицинским образованием. Для лиц с высшим немедицинским образованием вводится должность «аналитик клинико-диагностической лаборатории». При этом должность старшего аналитика используется в крупных лабораториях, и замещающий ее специалист может быть заместителем заведующего лабораторией по организации аналитического процесса и осуществлению внутреннего контроля качества клинико­лабораторных исследований. Должность инженера (инженера-программиста) вводится в штатную структуру крупных КДЛ.

В российской модели штатного обеспечения КДЛ, основывающейся на приказе № 380 Министерства здра­воохранения Российской федерации от 25.12.1997 г., определен другой перечень должностей медицинского персонала: 1) заведующий КДЛ; 2) врач клинической лабораторной диагностики; 3) биолог КДЛ; 4) медицинс­кий технолог; 5) медицинский лабораторный техник; 6) лаборант КДЛ.

В соответствии с утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации Положением о пе­речисленных должностях специалистов, на должность руководителя структурного подразделения назна­чается врач клинической лабораторной диагностики, имеющий сертификат специалиста и стаж практической работы не менее 5 лет. В соответствии с российским «Положением о заведующем клинико-диагностической лаборатории» он не только обеспечивает своевременное и качественное проведение клинических лабора­торных исследований (непосредственно выполняя часть из них), но и консультирует врачей других специа­льностей по вопросам диагностики заболеваний.

Врач клинической лабораторной диагностики специалист с высшим медицинским образованием, освои­вший программу подготовки по КЛД и получивший сертификат специалиста. Проводит лабораторные иссле­дования в соответствии с возложенными на него обязанностями (согласно мощности и профилю ЛПУ), обес­печивает использование аналитически и диагностически надежных методов, участвует в освоении и внедре­нии новых методов исследований и оборудования, консультирует врачей других специальностей по вопро­сам лабораторной диагностики, составляет рекомендации для персонала лечебных отделений ЛПУ по пра­вилам взятия и доставки биологического материала в КДЛ, контролирует работу специалистов со средним медицинским образованием, участвует в интерпретации результатов лабораторных исследований, осущест­вляет мероприятия по проведению внутрилабораторного и внешнего контроля качества.

Биолог КДЛ специалист с высшим образованием, допущенный нормативными документами к осуществле­нию деятельности в области КЛД и получивший сертификат специалиста. Он проводит лабораторные иссле­дования по определенному разделу работы, участвует в освоении и внедрении новых методов, контролиру­ет работу специалистов со средним медицинским образованием, осуществляет мероприятия по проведению внутрилабораторного контроля качества.

Медицинский технолог — сотрудник лаборатории, имеющий среднее медицинское образование по специа­льности «Лабораторная диагностика» (квалификация по диплому «медицинский технолог») и сертификат специалиста. Его функцио-нальные обязанности: подготовка реактивов, химической посуды, аппаратуры, дезинфицирующих растворов, регистрация поступающего в лабораторию биологического материала для ис­следования, в том числе с использованием персонального компьютера, обработка и подготовка материала к исследованию, взятие крови из пальца, освоение нового оборудования и новых методик исследований, кон­троль качества выполняемых исследований и обеспечение мероприятий по повышению их надежности, ве­дение документации (регистрация, записи в журналах и бланках результатов анализа, составление заявок на реактивы, учет своей работы, составление отчетов и т.д.), выполнение поручений заведующего КДЛ по ма­териально-техническому обеспечению лаборатории.

Медицинский лабораторный техник — специалист, имеющий среднее медицинское образование по специа­льности «Лабораторная диагностика», квалификацию «медицинский лабораторный техник» («фельдшерлаборант») и сертификат специалиста. Его обязанности: подготовка реактивов, химической посуды, аппара­туры, дезинфицирующих растворов, регистрация поступающего в лабораторию биологического материала для исследований, в том числе с использованием персонального компьютера, обработка биологического ма­териала и подготовка его к исследованию, стерилизация лабораторного инструментария в соответствии с действующими инструкциями, ведение необходимой документации, выполнение поручений заведующего КДЛ по материально-техническому обеспечению лаборатории.

На должность лаборанта КДЛ назначаются специалисты, имеющие среднее медицинское образование, или другие специалисты, прошедшие переподготовку по утвержденной программе и получившие сертификат ла­боранта. Обязанности этих специалистов: выполнение лабораторных исследований по разделу, определяе­мому заведующим лабораторией в соответствии с квалификационными требованиями и установленными нормами нагрузки; подготовка реактивов, химической посуды, аппаратуры, дезинфицирующих растворов; регистрация поступающего биологического материала, его обработка и подготовка к исследованию; взятие крови из пальца; соблюдение правил эксплуатации оборудования; стерилизация лабораторного инструмен­тария в соответствии с дей-ствующими инструкциями; ведение необходимой документации.

Обе модели штатного расписания клинико-диагностических лабораторий отражают реализуемую в мировой практике стратегию многоуровневой подготовки специалистов КЛД, в том числе и среднего звена. В данном отношении особенно интересен опыт России, где с 1991 г. на факультете лабораторной диагностики 1-го Московского медицинского колледжа была введена новая для Российской Федерации структура подготовки кадров по двум квалификационным уровням. В течение первых двух лет студенты получают квалификацию «медицинский лабораторный техник» (согласно номенклатуре специалистов, принятой в России), что соот­ветствует принятой в Белоруссии квалификации «фельдшер-лаборант». В последующие два года обучения они приобретают квалификацию «медицин-ский технолог» и становятся специалистами в области медицинс­кой генетики, лабораторной диагностики наследственных заболеваний, клинической микробиологии, клини­ческой иммунологии, вычислительной техники и автоматизированных систем в лабораторной диагностике.

Существующая в настоящее время в системе Министерства здравоохранения Республики Беларусь штат­ная структура клинической лабораторной службы включает следующую номенклатуру должностей: 1) заве­дующий КДЛ; 2) врач лабораторной диагностики; 3) старший фельдшер-лаборант; 4) фельдшер-лаборант; 5) лаборант; 6) препаратор (санитарка).

Вопрос о включении должности биолога в штатное расписание КДЛ обсуждался на VI и VII съездах Республиканского научного общества специалистов клинической лабораторной диагностики (2002 и 2007 гг.). С учетом сделанных на этих форумах рекомендаций в классификатор специальностей дополнительно были внесены наименование должностей «биолог клинико-диагностической лаборатории» и «химик-аналитик».

Согласно квалификационной характеристике биолога КДЛ, на эту должность назначается специалист с вы­сшим образованием, допущенный нормативными документами к осуществлению деятельности в области КЛД. Его обязанности: Проведение лабораторных исследований по видам деятельности, соответствующим профилю его профессиональной (базовой и дополнительной) подготовки; участие в освоении и внедрении новых методов исследования коагулологических, общеклинических, молекулярно-биологических, медико­генетических, паразитологических, морфологических (по оценке морфологической структуре клеток крови и тканей); осуществление мероприятий по проведению контроля качества лабораторных исследований внутрилабораторного (оценка сходимости и воспроизводимости изо дня в день), межлабораторного, республика­нского, международного; контроль работы сотрудников лаборатории со средним специальным образовани­ем. Биолог имеет право: вносить предложения заведующему клинико-диагностических лабораторий по воп­росам улучшения организации и условий труда, проходить аттестацию на получение квалификационной ка­тегории, участвовать в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с работой подразде­ления, получать служебную информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей, участвовать в работе заседаний научных обществ, конференций и съездов. Биолог несет ответственность за выполнение своих обязанностей, предусмотренных положением о биологах и правилами внутреннего трудового распо­рядка.

На должность химика КДЛ назначается специалист с высшим образованием, допущенный нормативными документами к осуществлению деятельности в области клинико-диагностических лабораторий. Его обязан­ности: освоение и внедрение в практику работы лабораторий технологий химического и физико-химического исследования, выполнение аппаратных (инструментальных) методов исследования: всех спектральных, хроматографических, электрофоретиче-ских, масс-спектрометрических, ионометрических и др.

Химик-аналитик выполняет химико-токсикологические исследования (мониторинг лекарственных препара­тов, обнаружение наркотиков и их производных и др.), готовит стандартные калибровочные растворы, осу­ществляет качественное и количественное определение различных эндогенных веществ (гормонов и др.) и ксенобиотиков, проводит внутренний и внешний контроль качества лабораторных исследований, адаптирует автоматизированное оборудование к отечественным и импортным наборам реагентов

Квалификационная характеристика «химик-аналитик» в полной мере соответствует основным направлениям работы химико-токсикологической лаборатории лечебно-профилактических организаций, деятельность кото­рой связана с анализом биологических объектов организма (кровь, моча, слюна, волосы, ногти, потовые вы­деления), а также смывов с поверхности кожи на наличие алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ, вызывающих одурманивание, для чего используются сложное аналитическое оборудования (для выполнения хромато-графического анализа, поляризационной флуориметрии и т.д.).

На наш взгляд, при решении вопросов о штатной структуре национальной клинической лабораторной служ­бы следует исходить из сложившихся в ней традиций, сформировавшейся в республике системы подготовки кадров высшего (специалисты преимущественно с медицинским образованием) и среднего (фельдшерылаборанты) звена, получающих достаточно серьезную подготовку в области аналитики и осуществления ко­нтроля качества. Следует учитывать и наметившуюся перспективу существенного обновления штата лабо­раторий кадрами специалистов КЛД с медицинским образованием (что особенно важно для этой отрасли медицины), а также то, что введение в штатную структуру должностей старшего аналитика, аналитика, ин­женера и др. не предусмотрено существующими программами подготовки врачей лабораторной диагностики и фельдшеров-лаборантов.

Как было отмечено на Коллегии Министерства здравоохранения Республики Беларусь 25 ноября 2009 г., в системе Министерства здравоохранения страны на начало 2009 г. имелось около 3300 штатных должностей врачей, осуществляющих свою деятельность в различных сферах лабораторной диагностики (как в лечебно­профилактических организациях, так и в учреждениях санитарно-гигиенического профиля): врачей лабора­торной диагностики, врачей-лаборантов, врачей-бактериологов, врачей-вирусологов. Эти должности были заняты примерно 2500 физическими лицами. Причем около 1500 таких должностей было занято 1200 специ­алистами, не имеющими высшего медицинского образования, что составляет более 45% от всех лиц, рабо­тающих на должностях врачей специалистов лабораторной службы.

Вместе с тем отмечено, что на данные должности возможен прием лиц с высшим медицинским образовани­ем по специальностям «Медико-диагностическое дело» и «Медико-профилактическое дело», по которым в ближайшие годы будет наблюдаться значительный рост выпускников медицинских университетов (с 2010 г. по 2015 г. в среднем более 300 выпускников ежегодно), что позволит в будущем более полно удовлетворять потребность практического здравоохранения не только во врачах-профилактиках (врачи-гигиенисты, врачиэпидемиологи), но и во врачах-лаборантах.

Одновременно с этим имеется возможность приема лиц с высшим немедицинским образованием на долж­ности лаборанта, бактериолога, вирусолога и т.д. в соответствии с присвоенной квалификацией. Для этого необходимо внесение изменений в штатное расписание и замена штатной врачебной должности на невра­чебную, должностные обязанности которых частично совпадают. В связи с этим ограничивается прием лиц без высшего медицинского образования на врачебные должности лабораторных служб организаций здраво­охранения.

Ориентировочное количество выпускников высших медицинских учреждений образования в 2010-2014 гг. по специальности «медико-диагностическое дело» должно составить: в 2010 г. 63 специалиста, в 2011 г. 57, в 2012 г. 74, в 2013 г. 95, в 2014 г. 292 человека.

С целью выполнения поставленных задач по совершенствованию кадровой политики в отрасли здравоохра­нения, введения новых и более эффективных подходов к подготовке и использованию медицинских и фар­мацевтических кадров Коллегия Министерства здравоохранения Республики Беларусь постановила:
—   обеспечить укомплектование как минимум одной штатной должности врача-специалиста сельских участко­вых больниц и врачебных амбулаторий. Принимать оперативные меры по укомплектованию организаций здравоохранения в сельской местности с учетом прогноза увольнения молодых специалистов;
—   исключить случаи отсутствия «узкого» специалиста в районе и при необходимости обеспечить своевре­менное направление на переподготовку по соответствующим специальностям;
—   продолжить практику персонального участия при распределении выпускников учреждений, обеспечиваю­щих получение высшего и среднего медицинского (фармацевтического) образования, с целью рационально­го использования кадрового потенциала молодых специалистов и устранения кадрового дефицита в регио­нах;
—   принимать меры по укомплектованию штатных врачебных должностей лабораторий организаций здравоо­хранения лицами с высшим медицинским образованием, допущенными в установленном законодательством порядке к занятию таких должностей;
—   в случае отсутствия возможности укомплектования штатных должностей врачей лабораторной диагностики (врачей-бактериологов, врачей-вирусологов, врачей-лаборантов) лицом с высшим медицинским образова­нием вводить в штатное расписание в пределах общей штатной численности организаций здравоохранения штатные должности «микробиолог», «бактериолог», «биолог», «биохимик», «лаборант» и др. в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей служащих Республики Беларусь, должностные обя­занности которых частично совпадают с должно-стными обязанностями отдельных врачей-специалистов (выполнение лабораторных анализов, испытаний, измерений; слежение за исправным состоянием лабора­торного оборудования, осуществление его наладки и калибровки; подготовка оборудования к проведению исследований; проведение метрологической оценки результатов анализов; выполнение работ с микроорга­низмами и продуктами их жизнедеятельности; организация и контроль хранения исходных штаммов микроо­рганизмов, поддержка их на питательных средах и животных и т.д.) с установлением тарифных разрядов (коэффициентов) на уровне тарифных разрядов (коэффициентов), предусмотренных для врачейспециалистов;
—   только в отдельных исключительных случаях при острой нехватке соответст-вующих врачей-специалистов по разрешению Министерства здравоохранения Республики Беларусь трудоустраивать в лаборатории орга­низаций здравоохранения, преимущественно расположенных в сельской местности, малых городах, на тер­риториях, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, на штатные должности врачей лабораторной диагностики (врачей-бактериологов, врачейвирусологов, врачей-лаборантов) лиц с высшим биологическим (медико-биологическим) и средним медицинским образованием;
—   ходатайствовать перед Министер-ством здравоохранения Республики Бела-русь о разрешении приема на должности врачей лабораторной диагностики (врачей-бактериологов, врачей-вирусологов, врачейлаборантов) лиц, указанных в подпункте 12.3 п. 12 постановления Коллегии, только при наличии «хороших» и «отличных» (не ниже 6 баллов) результатов академической успеваемости по каждой из изученных дисцип­лин, со средним баллом академической успеваемости, как правило, не ниже 7,5.

Система подготовки профессиональных и научных кадров в области клинической лабораторной ди­агностики в Беларуси и других странах СНГ, ее отличительные особенности

С вопросами о штатной структуре и кадровом обеспечении клинической лабораторной службы Республики Беларусь тесно связано решение проблемы унификации программ подготовки специалистов КЛД высшего и среднего звена на додипломном и последипломном уровнях.

Подготовка врачей лабораторной диагностики в Республике Беларусь на «додипломном уровне» в послед­ние годы осуществляется в Гомельском, Гроднен-ском и Витебском государственных медицинских универси­тетах. Следует обратить внимание на то, что в ведущем медицинском университете страны БГМУ кафе­дра/курс клинической лабораторной диагностики отсутствует.

Крупным вкладом в становление лабораторной службы на высокопрофессиональные и научные рельсы, а также в систему подготовки кадров было создание в 18 институтах усовершенствования врачей бывшего Союза кафедр клинической лабораторной диагностики (на основании приказа МЗ СССР № 63 от 25.01.1968 г. «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию лабораторной клинико-диагностической служ­бы в СССР»), в том числе организация в апреле 1970 г. кафедры клинической лабораторной диагностики в БелГИУВ (в настоящее время БелМАПО). БелМАПО является головным учреждением образования в сис­теме непрерывного повышения квалификации и переподготовки кадров для специалистов с высшим образо­ванием в Республике Беларусь (в том числе медиков, биологов, экономистов и др.).

Если на протяжении первых 30 лет основной «кузницей» кадров специалистов КЛД была соответствующая кафедра БелМАПО, то в течение нескольких последних лет созданы профильные курсы и кафедры при Ви­тебском, Гродненском и Гомельском государственных медицинских университетах, а также Международном экологическом университете им. А.Д. Сахарова.

На кафедре клинической лабораторной диагностики БелМАПО постоянно проводятся курсы повышения ква­лификации и переподготовки по различным направления КЛД продолжительностью от 0,5 до 4 мес.

С участием сотрудников кафедры осуществляется аттестация специалистов КЛД на вторую, первую и высшую категории. При кафедре функционирует клиническая ординатура по специальности «клиническая лабо­раторная диагностика» (в ней прошли обучение более 40 отечественных специалистов и более 10 иност­ранных), а с 1999 г. при кафедре открыта очная и заочная аспирантура по специальности 14.00.46

(14.03.10)  клиническая лабораторная диагностика. Для сдачи кандидатского экзамена используется про­грамма-минимум по специальности «клиническая лабораторная диагностика».

Применение современных лабораторно-диагностических технологий создало объективные предпосылки и для выполнения научных исследований в области лабораторной медицины, то есть для подготовки научно­педагогических кадров высшей квалификации(кандидатов и докторов наук) по специальности 14.00.46

(14.03.10)  клиническая лабораторная диагностика (медицинские науки) и 14.00.46 (14.03.10) клиническая лабораторная диагностика (биологические науки).

В БелМАПО на протяжении 10 лет осуществляется подготовка научно-педагогических кадров высшей ква­лификации по специальности 14.00.46 (14.03.10) клиническая лабораторная диагностика. Президиумом ВАК Республики Беларусь утверждены постоянные паспорта специальности 14.0.46 (14.03.10) клиническая лабораторная диагностика (по отраслям «медицинские науки» и «биологические науки»), а в БелМАПО с на­чала 2001 г. функционирует совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности «клиническая лабораторная диагностика».

Таким образом, в области в системе Министерства здравоохранения Республики Беларусь реализуется ком­плексный подход в решении проблемы подготовки кадров врачей лабораторной диагностики, в котором отводится важное место вопросам базового и дополнительного образования, аттестации специалистов (бо­лее 60% специалистов имеют высшую, первую и вторую категории) и подготовке специалистов высшей нау­чной квалификации в области клинической лабораторной диагностики. Такой системной подготовки специа­листов КЛД в медицинских академиях (институтах) последипломного образования нет в странах дальнего зарубежья, что и привлекает внимание к обучению в нашей стране специалистов из многих регионов мира.

Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Долгов В.В.// Лаборатория. 2003. № 1. С. 3-22.
  2. Камышников В.С.// Здравоохранение. 1995. № 9. С. 42-44.
  3. Камышников В.С.// Медицина. 2002. № 3. С. 37-40.
  4. Камышников В.С.// Медицина. 2003. № 1. С. 17-19.
  5. Камышников В.С.// Медицина. 2004. № 1. С. 6-8.
  6. Камышников В.С., Сергейчик Н.Л., Зубов-ская Е.Т. Организация клинической лабораторной службы: ме­тод. указания. Минск, 2008. 121 с.

Комментировать

Нажмите для комментария