Детская психика очень ранима и чувствительна ко всем вторжениям внешнего мира. Процесс взросления и роста ребенка проходит через несколько сложных периодов, которые называются «кризисами». Помочь разобраться с этими периодами мы попросили Голуб Оксану Викторовну – члена Ассоциации Детских Психологов, сертифицированного системно – семейного Арт-терапевта.
Кризисы в детском возрасте существуют потому, что развитие деток происходит неравномерно, даже скачкообразно. В связи с тем, что нервная система малыша несовершенна, она постоянно находится в состоянии развития и совершенствования, с некими внутренними подъемами и спадами.
Необходимо понимать, что любой кризис возникает перед серьезным скачком в развитии мышления ребенка и переходом его на новый уровень.
Темпы развития каждого ребенка абсолютно индивидуальны, в связи с этим и каждый кризисный период может наступать чуть раньше или чуть позже, степень проявления его тоже варьируется. У кого-то это длится несколько недель, а у кого-то до года.
Как же родителям понять, что у их чада начался кризисный период?Если присмотреться к ребенку, то можно увидеть определенную закономерность, которая повторяется на протяжении как минимум недели. Ребенок стал более плаксивым, возможно, более нервным, иногда даже замкнутым и малоактивным. Настроение ребенка может меняться очень резко от спокойного и пассивного до тревожного и агрессивного. Возможны нарушения режимных моментов таких, как сон, прием пищи. Ситуация, которая раньше вызывала радость, вдруг может явиться причиной недовольства и истерики . У ребенка может появиться регресс в некоторых умениях и навыках. Например: ребенок начинает отказываться ходить на горшок, есть ложкой, самостоятельно одеваться.
Кризис одного года
Основным содержанием кризиса одного года является приобретение навыка речи, формирование определённых актов протеста на условно неугодные реакции и ограничения со стороны взрослых. Когда ребенок начинает ходить, его автономность увеличивается. Расширяя свои границы познания мира, малышу хочется все потрогать, все достать, все взять в руки. При малейших ограничениях или запретах ребенок не может справиться со своими эмоциями. Сложность состоит в том, что ребенок еще не способен полноценно вербально общаться, словарный запас минимальный, эмоциональный фон растет. Малыш уверен, то или иное действие запрещается, чтобы препятствовать его познанию мира. У него есть четкое понимание своих близких – мама папа. И что же? В этот момент начинает приходить осознание того, что мама и он не — одно целое, что мама существует отдельно от него. И, чтобы не потерять это самое ценное в его жизни, ребенок может не отпускать маму от себя, надолго терять из вида. Ребенку сложно оставаться с кем-то чужим, при виде незнакомого лица у ребенка может начаться истерика.
Как помочь ребенку преодолеть кризис 1 года?
Необходимо понимать, что абсолютно все дети проходят через кризис развития – это достаточно естественный процесс. Родители должны оставаться спокойными, не кричать на ребенка, не говорить ему грубые слова. Организовать ребенку достаточно большое пространство для игр и познания мира. Все, что ребенок может достать самостоятельно, должно быть абсолютно безопасно для малыша. В данном возрасте малышу очень понравится огромное количество крышечек, баночек, ложечек, предметов, которые могут изменять свою форму достаточно легко, которые входят и выходят, трансформируются. Здесь подойдет все, что может пересыпаться, переливаться, изменять свою форму, цвет, консистенцию. Если родители смогут удовлетворять потребность ребенка в познании мира, то кризис данного возраста пройдет достаточно гладко.
Кризис трех лет
Этот период чрезвычайно важен для развития и становления человека в целом. Основным новообразованием кризиса 3 лет для ребенка является возникновение нового для него состояние — «Я сам». К этому моменту ребенок начинают ощущать себя как самостоятельное психическое существо. В этот момент появляются новые характерные черты личности ребенка.
Можно выделить основные признаки трехлетнего кризиса:
- Негативизм. Ребенок упрямо отрицает все, что предлагает ему взрослый. Например: «Маша хорошая девочка» — ребенок обязательно скажет — «Нет, Маша плохая девочка». «Мы сейчас оденемся и пойдем гулять на улицу» — «Нет, не будем одеваться». Контекст для ребенка не имеет значения. Взрослому кажется, что ребенок назло отрицает все его предложения.
- Упрямство. Малыш начинает вести себя совершенно иным способом, который бы хотел видеть его родитель. Ребенку очень важно настоять на своем. Если мы предлагаем ему одеть красные колготки, он может настоять на том, чтобы одеть синие. В этот момент ребенок осознает, что если он совсем не оденет колготки, то не сможет пойти на улицу.
- Строптивость. Ребенок очень хочет сделать что-то самостоятельно, абсолютно отрицая то, что эти действия он не может сделать. Например, малыш может захотеть взять нож для того, чтобы порезать себе банан или включить в розетку дрель для того, чтобы просверлить отверстие, как папа. Невыполнение его желания приводит ребёнка к истерике.
- Протест. Ребенок всеми силами пытается бороться с устоявшимися правилами, проверяет границы, которые были выставлены родителями. Ребенку очень важно попробовать раздвинуть границы дозволенного.
- Обесценивание. У ребенка происходит переоценка ценностей. Он может отказаться играть в привычную для него игру, есть любимую ранее еду, одевать любимую ранее одежду. У него появляются новые предпочтения и новые любимцы.
- Деспотизм и ревность. Ребенок пересматривает не только границы, но и иерархию в семье. Ему очень хочется перейти на главенствующее положение и показать всем, кто в доме хозяин. Если в семье присутствует еще один ребенок, независимо от возраста, малыш пытается перетянуть на себя одеяло, ревную без повода.
Как помочь ребенку преодолеть кризис?
Когда мы предоставляем ребенку свободу выбора, мы даем ребенку возможность роста. Даже если выбор ребенка изначально не самый лучший, мы не имеем право забирать возможность роста путем проб и ошибок. Уже давно доказано, что если родители ограничивали проявления независимости ребенка, не давали ему право выбора, у ребенка формировалось обострённое чувство стыда и неуверенности. Ребенок должен понимать границы, за которые не имеет права выходить ни при каких обстоятельствах. При каждой попытке ребенка нарушать границы дозволенного, вы при любых обстоятельствах должны держать их. Недопустимо играть с ребенком в «качели»: сегодня можно — завтра нельзя. Это принесет в мир ребенка хаос и непонимание мира.
Терпение и еще раз терпение: самое сложное в данном возрасте для родителей — это справиться с вспышками ребенка. Истерики, слезы — это яркое проявление данного возраста. Существует множество реакций родителей на данное поведение ребенка. На капризы, истерики ребенка можно реагировать по-разному: можно пытаться переубедить ребенка, можно проигнорировать, можно перевести его внимание на что-то другое.
Родителям необходимо понимать, что кризис данного возраста формирует у ребенка задатки воли и самостоятельности, что необходимо в дальнейшем для успеха.
Кризис 7 лет
У современном мире данный кризис возможен и в 6 лет. Это связано с условиями перехода ребенка к школьному обучению. Данный период является периодом рождения «социального Я» ребенка. Если основная деятельность дошкольника была игра, то основной деятельности теперь становится учеба. У него происходит усложнение внутреннего мира, обобщение представления о внешнем мире и жизни.
Можно выделить основные признаки кризиса семи лет:
- Ребенок перестает ориентироваться только на нормы семьи, у него появляется новый авторитет – школьный учитель. В любой учебной деятельности у ребенка не все получается сразу и, может выходить некая манерность или же напыщенность в поведении.
- Ребенок становится чувствительным к критике, стремление к познанию и приобретению новых навыков приводит к тому, что ребенок, пытаясь достичь новых целей, боится быть осмеянным. В таких ситуациях ребенок может быть более нервный, плаксивый, в некоторых моментах замкнутый. Может быть снижена мотивация посещения школы, выполнения домашних заданий.
- Ребенок может стать более неряшливым или небрежным, вредничать или препираться с родителями в тех ситуациях, с которыми раньше был согласен.
Как помочь ребенку преодолеть кризис 7 лет?
Родители могут помочь ребенку плавно перейти от игровой деятельности к учебной. Это не значит, что ребенок должен прекратить играть. Игровые моменты должны остаться в жизни ребенка, но уже не занимать ведущую деятельность. Родителям необходимо сформировать позитивное отношение к школе, учителям и всем, что связано с обучением. Необходимо объяснить ребенку что ошибки, которые он совершает и еще будет совершать – это нормально. Рассказывать примеры из своего детства. Как вы стремились к достижению каких-то результатов, как вы выходили из сложных ситуаций. Именно в данном возрасте необходимо делать уклон на то, чтобы ребенок научился понимать свои желания и соотносить их с конкретными ситуациями. Данный возрастной кризис может помочь ребенку плавно перейти от эксцентричного дошкольника к социально адаптивному ученику. Родители должны поощрять любое желание ребенка познавать что-то новое. Рассказывать максимально позитивные истории о школе, об учителях и все что, касается данной тематики. Категорически недопустимо наказывать ребенка, критиковать и сравнивать с другими детьми. Необходимо поддерживать режим дня, который будет наиболее подходить к школьному режиму. У ребенка появляется собственное, достаточно аргументированное мнение и он имеет право отстаивать его. Вашему чаду уже недостаточно просто сказать: «Сделай так и все!» Необходимо аргументировать свою просьбу. Ребенку необходимо расширять границы его возможностей, при этом давая ему понять, что можно, а что нельзя. У ребенка меняется отношение к миру, он не только хочет узнать что-то новое, овладеть новыми навыками, но и самореализоваться , пробует и проверяет свои силы и возможности, что и приводит к саморазвитию и самосовершенствованию маленького человека.
Комментировать