Говорять лікарі

Коммерция – враг медицины!

Особая форма вопросов двойной лояльности, с которой сталкиваются врачи, является реальный конфликт интересов между коммерческими организациями, с одной стороны, и больными или обществом, с другой.
Первый вариант – это конфликт личных интересов врача и организации с интересами пациента. Не секрет, что фармацевтические компании, производители новой медицинской техники и пр. предлагают врачам образцы их товаров и медпродукции, а также предлагают различного рода преимущества, вплоть до предоставления бонусов за научно-исследовательскую деятельность.

Главный этический принцип, который лежит в основе этих отношений, должен состоять в том, что врачи и руководители лечебных учреждений должны соотносить возможности получения выгоды и возможную пользу или вред для пациента.

Каждый знает, сколько порой не нужных препаратов (не плохих, но и не необходимых), назначаются пациентам в угоду своей личной выгоде. Но эта проблема идет глубже – порой врачи назначают препараты основываясь на рекомендациях ведущих экспертов. А те, в свою очередь, дают эти рекомендации, руководствуясь именно принципом финансовой целесообразности.

Если бы этот текст писался для пациентов, то вряд ли мы стали бы поднимать этот вопрос. Но поскольку мы все «в одной лодке», то каждый из нас знает, как это делается. И каждый из нас знаком с публикациями какого-нибудь «гуру» медицины – известного профессора, который в один год рекомендует один препарат и рассказывает о его преимуществах, а в следующий год, подписав контракт с другой фармкомпанией, уже говорит о преимуществах его конкурента.

Также известно «небезвозмездное» сотрудничество врачей и медорганизаций с коммерческими диагностическими центрами и лабораториями. И, порой, глядя на список назначенных пациенту исследований и анализов явственно видишь, чьи интересы в данном случае являются приоритетными для врача.

Отдельная тема – коммерческие медицинские учреждения. При всем моем уважении к коллегам, работающим в платных клиниках, проблема гипердиагностики наиболее распространена именно в коммерческой медицине.

 

 

Шушляпин О.И.,
канд.мед. наук,
Харьковский национальный медицинский университет

Комментировать

Нажмите для комментария