Комментарий к проекту Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно ограничений в использовании вспомогательных репродуктивных технологий»: полный текст.
21 февраля 2012 года Верховной Радой Украины принят в первом чтении проект Закона Украины о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ограничений в использовании вспомогательных репродуктивных технологий (регистр. №8282).
Законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 123 Семейного кодекса Украины от 10.01.2002 № 2947-III и статью 48 Закона Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» от 19 ноября 1992 г. № 2801-XII.
Так, с принятием указанного законопроекта планируется ввести следующие ограничения в использовании вспомогательных репродуктивных технологий:
• Возраст совершеннолетней женщины, к которой применяется искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона, не должен превышать 49 лет на день переноса эмбрионов. В исключительных случаях возрастное ограничение для женщины может быть увеличено на основании заключения комиссии, образованной органом центральной исполнительной власти в сфере здравоохранения.
• Вспомогательное (суррогатное) материнство может осуществляться только иностранным гражданам тех стран, где эта процедура разрешена законодательством.
• Условиями проведения в спомогательного (суррогатного) материнства является отсутствие непосредственной генетической связи ребенка с вспомогательной (суррогатной) матерью и генетическая связь по крайней мере с одним из будущих родителей.
Тема применения вспомогательных репродуктивных технологий, а особенно метода, так называемого суррогатного материнства, за последние несколько лет приобрела в Украине немалую популярность. Впервые внимание к этой теме было вызвано скандальным случаем с гражданкой Соединенных Штатов Америки, которая несколько лет назад пыталась вывезти ребенка, рожденного суррогатной матерью в Украине. Этот ребенок, кстати, так и остался в Украине. Прошлогодняя история с гражданами Франции, которые пытались нелегально вывезти детей рожденных в Украине, в результате применения метода суррогатного материнства тоже не осталась без внимания.
Активное освещение этих случаев СМИ в определенной степени заставило законодателя урегулировать некоторые вопросы сферы вспомогательных репродуктивных технологий на законодательном уровне. Одной из таких попыток и является вышеупомянутый законопроект.
Безусловно, любые шаги к надлежащему правовому регулированию сферы медицины являются однозначно позитивными, но принятие данного законопроекта, по мнению автора, при отсутствии законодательного закрепления механизма применения введенных норм, будет иметь ряд определенных проблем их практического применения.
Необходимо обратить внимание, что законодатель устанавливает возрастное ограничение 49 лет для женщин, пытающихся забеременеть с помощью искусственного оплодотворения, а не только с помощью метода суррогатного материнства. То есть после наступления этого возраста, женщина лишена права на применение вспомогательных репродуктивных технологий.
Так, относительно возможности в исключительных случаях увеличения возрастного ограничения для женщины, к которой применяется искусственное оплодотворение, на основании заключения комиссии, образованной органом центральной исполнительной власти в сфере здравоохранения. Возникает необходимость законодательного закрепления процедуры работы такой комиссии, в частности, порядка ее создания и работы, определение круга лиц, которые могут инициировать ее созыв — лечебное учреждение, непосредственно пациент, другие лица, и, главное, какие именно случаи, в данном контексте, считаются исключительными.
Установление возможности применения метода вспомогательного (суррогатного) материнства только иностранным гражданам тех стран, где эта процедура разрешена законодательством является достаточно противоречивым.
Во-первых, действующее законодательство Украины не содержит определения понятия вспомогательного (суррогатного) материнства. Так, ч. 2 статьи 123 Семейного кодекса Украины, регулирует вопросы происхождения ребенка рожденного в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий путем перенесения в организм другой женщины эмбриона человека, зачатого супругами. Во-вторых, в случае принятия данного положения, возникает необходимость создания и обнародования перечня иностранных государств, в которых полностью или частично запрещено применение вспомогательных репродуктивных технологий. Ведение такого перечня, скорее всего, должно быть возложено на орган центральной исполнительной власти в сфере здравоохранения — Министерство здравоохранения Украины.
Одним из положительных моментов данного законопроекта является попытка закрепить условия генетической связи ребенка со вспомогательной (суррогатной) матерью и будущими родителями. Ведь на сегодня в действующем законодательстве данный вопрос до сих пор остается не урегулированным. В этом контексте, одним из основных является вопрос обязательности генетического родства ребенка и будущих родителей, генетического родства ребенка с суррогатной матерью и возможности использования, в таких программах лечения, полностью донорских репродуктивных клеток.
В заключение хотелось бы отметить, что данный законопроект, конечно, не решает большинства проблемных вопросов сферы применения вспомогательных репродуктивных технологий, ведь эта сфера медицины требует комплексного подхода при ее правовом регулировании путем принятия отдельного закона.
Елена Бабич, медицинский адвокат, партнер Юридической компании “Бабич, Сысоенко и Партнеры”
Комментировать