Неонатология и педиатрия Семья и дети Статьи

Календарь развития ребенка в 1 год

Календарь развития ребенка от 1 до 2 месяцев

Календарь развития ребенка от 2 до 3 месяцев

Календарь развития ребенка от 3 до 4 месяцев

Календарь развития ребенка от 4 до 5 месяцев

Календарь развития ребенка от 5 до 6 месяцев

Календарь развития ребенка от 6 до 7 месяцев

Календарь развития ребенка от 7 до 8 месяцев

Календарь развития ребенка от 8 до 9 месяцев

Календарь развития ребенка от 9 до 10 месяцев

Календарь развития ребенка от 10 до 11 месяцев

Календарь развития ребенка от 11 до 12 месяцев

С первой минуты жизни мама начинает запоминать и записывать самые важные достижения своей крохи. Первые набранные 100 грамм веса, улыбка, смешно произнесенные слоги… Все-все-все важно. Это было будто вчера. Но уже сегодня малыш отмечает свой самый первый день рождения. С этого дня начинает работать негласное правило: летоисчисление ведется годами.

Период младенчества позади, и начинается почти взрослая жизнь, требующая еще больше упорства, сил, терпения, стараний. Причем как со стороны главного героя, так и его родителей. Так называемые базовые знания и навыки малыш получил на первом году своей жизни. Теперь пришло время осознанного познания всего окружающего, социальной адаптации, становления крошечной личности. Именно поэтому, папа и мама должны всегда задумываться над тем, когда уместен их контроль и вмешательство, а когда стоит предоставить возможность своему чаду выбрать то или иное занятие, ту или иную одежду и т.д.

В первые три года жизни происходит глобальная трансформация не только тела ребенка, но и его индивидуального «Я». Каким будет это «Я», во многом определяют именно условия, в которых растет и развивается ребенок, его взаимодействие с людьми, степень удовлетворения его базовых потребностей.

Возможно именно поэтому отпуск по уходу за ребенком длится 3 года? Многие мамы, даже без наличия серьезной потребности в материальных средствах выходят на работу уже в полугодовалом возрасте своего чада, аргументируя: «Я уже не могу сидеть в четырех стенах. Так я заработаю ему на лучшие игрушки и развлечения!». Вспомните годовалого малыша: он просит импортный трансформер? Возможно попросит в 2, но его внимание переключить еще достаточно легко, ведь истинная потребность такого ребенка именно внимание.

Уже к 3,5-4 годам многие родители буквально расстраиваются: создается впечатление, что кроха вовсе в них не нуждается. Все хочет делать без чьей-либо помощи. И это будет нормой, но это будет немного позже. А сейчас, когда наш «спортсмен» еще «на низком» старте, стоит быть с ним здесь и сейчас. А потом будет потом.

Навыки ребенка в 12 месяцев

Годовалый малыш не столько осваивает новые умения, столько оттачивает ранее полученные. И стоит отметить, это у него получается блестяще. Сейчас он с каждым днем все больше напоминает маленького взрослого человечка. Он стремится к этому, он закладывает «фундамент» для «постройки крепости» в недалеком будущем.

Рассмотрим подробнее нормы навыков присущих данному возрасту.

В возрасте 1 года ребенок:
·         продолжает подолгу и быстро ползать на четвереньках;
·         ходит держась за руку взрослого или самостоятельно;
·         берет одной рукой два небольших предмета;
·         двумя руками берет несколько предметов или горсть;
·         отдает предмет взрослому, разжимая пальцы;
·         захватывает пуговицу на одежде взрослого, при помощи большого и указательного пальцев;
·         самостоятельно садится;
·         приседает на корточки и самостоятельно встает;
·         ползает по ступенькам вверх/вниз;
·         поднимается по ступенькам держась за руку взрослого;
·         самостоятельно залазит и спускается с кровати/дивана на пол;
·         складывает кубики, небольшую пирамидку;
·         открывает и закрывает банки, коробки, дверцы шкафов;
·         имитирует движения мамы (причесывается, мажет руки кремом, вытирает руки полотенцем);
·         пробует самостоятельно есть ложкой;
·         осваивает жесты, которым учат родители (дует на горячее, целует в щеку и т.д.).

Так как малыш щедро тратит свою энергию на выполнение любой совершаемой манипуляции, он быстро устает. Поэтому, вынужден прерываться на несколько минут на менее энергозатратные занятия (рассматривает картинки, наблюдает за мамой и т.д.), чтобы снова вернуться к активной игре.

Двигательная активность ребенка в 1 год

Несмотря на одинаковый возраст, абсолютно все дети индивидуальны. Объем и качество выполняемых навыков могут существенно отличаться среди ровесников. Кто-то начал ходить в 10 месяцев, но не говорит ни одного полноценного слова, а кто-то только совершает первые шаги, но уверенно зовет: «Мама!» и просит: «Дай!». И то и другое – норма. То есть, психомоторное и физическое развитие не имеет четких границ, а скорее, обозначает допустимые пределы нормы/отклонений от нормы.

Малыш в 12 месяцев активен. Он часто приседает и встает, ползает на четвереньках и ходит (с поддержкой или без).

Видя предметы с высоты своего рота он понимает, что зона досягаемости расширяется, потому необходимо быть предельно осторожными с опасными предметами, которые до сегодня казались совершенно надежно спрятанными. Конечно же кроха будет стаскивать все, к чему дотянется со стола, вытаскивать со шкафа: рассматривать, разбрасывать, пробовать на зуб.

Как только приняты первые меры по ограничению доступа малыша к запретным вещам, у него активнее начинает работать мышление, анализ, включается изобретательность. Он внимателен к деталям: увидит на полу потерявшийся гвоздик, сорвет плохо пришитую пуговицу на рубашке папы, вытащит «невидимку» из аккуратно уложенной прически бабушки. Мелкие предметы всегда считались потенциально опасными, так как могут быть проглоченными. Также, проворные пальчики нередко заталкивают их в носовые или слуховые ходы. Стоит помнить об этом, и не оставлять кроху наедине со столь соблазнительными опасностями!

В этом возрасте проще спрятать, чем объяснить. Позже – каждый запрет должен обосновываться, подкрепляться аргументами. Так запускается логическое мышление и формируется доверие к вредным, но мудрым родителям.

Продолжает развиваться как мелкая, так и крупная моторика. Ребенок умеет держать ниточку двумя пальцами, а мяч – всей ладонью. Свою одежду сгребает с поверхности в охапку двумя ручками. Потихоньку угасают хаотичные движения. Малыш становится более последовательным.

Речь и взаимодействие малыша с окружающим миром

Большинство деток в полных 12 месяцев активно стремятся к вербальному общению. Отмечается существенный прогресс: несмелое та-та, да, на, да-да превращается в более взрослое мама, папа, дай и т.п. Обычно, в этом возрасте осваивается от двух до пяти несложных слов. Но это не останавливает маленького болтунишку: он эмоционально и подолгу лепечет что-то на несуществующем языке.

Развивается и пассивная речь: малыш четко понимает несложные пояснения родителей, запреты; реагирует на обращение или предостережения: «стой», «подожди», «не трогай». Ребенок становится более внимательным, потому папе и маме стоит говорить с интонацией, передавая свое личное отношение ко всему, о чем идет речь. Со временем, наблюдатель начнет формировать аналогичное родительскому мнение по поводу «хорошо» и «плохо».

Очень скоро, близкие начнут замечать, что у крохи формируется определенное отношение к каждому из членов семьи. Поведение ребенка, его требования и капризы напрямую зависят от того, с кем он находится. Так происходит и с чужими людьми: сначала понять, как настроены по отношению к нему, а потом соответствующе реагировать. Страх и неуверенность в себе пока не дают возможности легко «заводить знакомства» на детских площадках, но попытки совершаются все чаще.

Малыш очень эмоционален, он показывает свои чувства яркими жестами, поцелуями или отталкиванием, голосовым отрицанием. Поведение в присутствии мамы и без нее радикально отличается.

О кризисе первого года жизни

Многих родителей пугают метаморфозы, которые резко проявляются в возрасте одного года. Часто папы и мамы говорят, что ребенок стал трудноуправляемым: «будто не мой!», внезапно стал капризным по поводу и без, чересчур упрямым, обидчивым. Чаще всего вспышки негодования случаются при неудачных попытках сделать что-то впервые, или в случае, когда взрослые помогают сделать то, что он желает сделать самостоятельно.

Именно этот поведенческий перелом можно назвать самым первым кризисом первого года. Ребенок наблюдает, как папа и мама делают все самостоятельно, и также желает снять все запреты. Он проявляет категорическое непринятие ограничений по отношению к нему. В это момент очень важно помнить о том, что родитель должен быть не только авторитетом, но и доминирующим членом семьи, при этом не злоупотребляя своей «властью». Малыш не должен почувствовать, что его не уважают или ограничивают его стремление познать больше.

Если папа и мама будут терпеливо и грамотно подходить к вопросам воспитания, то малыш со временем станет менее болезненно переживать обоснованные «нельзя». А также, с каждым новым этапом развития у него будет быстрее получаться осваивать новые навыки. Так, постепенно и рассасывается первый кризис годовалого малыша.

Оптимальные условия для развития ребенка 1 года

Ребенок не желает признавать, что по-прежнему нуждается в помощи мамы и папы. Ему кажется, что он уже способен все делать самостоятельно и стремится к независимости. В годик развитие настойчиво шагает вперед семимильными шагами, что несомненно служит стрессом для него.

Во избежание дискомфорта и трудностей, характерных конкретному возрасту, необходимо придерживаться режима, который будет оптимизировать периоды сна и бодрствования, процессы восстановления и развития.

Режим сна и бодрствования
1Хорошо, если изменения в режиме и специфике отношений с малышом будут производиться мягко, постепенно. Стоит продолжать периодически носить его на руках, укладывать спать соблюдая прежний ритуал, ходить на прогулки в одно и то же время. Если малыш откровенно требует изменения привычной схемы дня, подразумевающее незначительные изменения в прежнем режиме – почему бы и нет?
2К примеру, ночной сон может сместиться с 21.00 на 22.00, а дневной – из двух подходов по 1,5 часа трансформироваться в один, продолжительностью 2,5-3 часа. Полноценный отдых по-прежнему требует определенных условий: тишины, темноты, оптимальной температуры воздуха и влажности (t: 20-22°С, влажность – 50-70%).
3Прогулки могут становиться более продолжительными. Ребенком руководит любопытство и порой он просто не ощущает усталости. Нетренированные мышцы все равно дадут о себе знать: через 10-15 минут непрерывных попыток идти самостоятельно, он будет готов передохнуть, посидев в коляске. Спустя некоторое время малыш снова попытается ходить, ведь ощущение почвы под ногами такое новое, долгожданное и захватывающее.

 

Кормление
Ребенок хочет быть самостоятельным во всем. Процесс приема пищи не является исключением. Теперь он пробует держать чашку, пить из нее, набирает в ложку кашу, держит кусочек хлеба/печенья, откусывая небольшие кусочки. Некоторые дети предпочитают выбирать, что будут есть из предложенного. Нельзя подавлять его желание делать выбор, необходимо «рекламировать» пищу таким образом, чтобы в итоге малыш захотел съесть все.
Время приема пищи зависит от режима сна. Если ребенок «выбирает» один продолжительный дневной сон, то кормление будет четырехразовым. Если спит 2 раза по часу-полтора – пятиразовым. Завтрак, обед и ужин – основные приемы пищи. Полдник помогает малышу «дождаться» ужина, так как в этом возрасте последний прием пищи является достаточно поздним (20-21.00).
К году имеет смысл завершить грудное вскармливание. Многие источники говорят о том, что можно кормить малыша до 2 и даже до 3 лет, но этот вопрос достаточно спорный. Решение о прекращении грудного вскармливания остается за мамой. Некоторые из матерей предпочитают оставить ночное кормление с целью сохранения близости с малышом, его успокоения.

Стоит избегать перекармливания малыша, особенно перед сном. Подвижные игры также актуальны спустя час-полтора после еды.

Родителям на заметку!

Педиатр видит ребенка не так часто. Зная на что обратить внимание, родители могут своевременно обратиться к специалисту и задать ему вопросы, которые их волнуют.

Необходимо обратиться за консультацией к детскому врачу в случае, если малыш:
·         плохо ползает на четвереньках;
·         не может сделать несколько шагов держась за опору;
·         не произносит ни одного короткого слова;
·         не проявляет интереса к играм, ярким картинкам, музыке, собственному изображению в зеркале и т.д;
·         пассивен или сонлив.

В таких случаях обязательной является консультация невролога. Специалист даст рекомендации, благодаря которым малыш быстро вернется к гармоничному развитию.

 

Малышу исполнился годик, а значит самое время продолжать активно формировать крепкие, доверительные отношения. Прививать доброту, внимательность, учить его видеть красивое и правильное.

Успехов вам, родители, в этом увлекательном путешествии!

 

Материал подготовила

Врач-неонатолог

Скавинская В.

Комментировать

Нажмите для комментария

Медична виставка ГалМЕД

Мы на Facebook