Неонатология и педиатрия Семья и дети Статьи

Календарь развития ребенка от 9 до 10 месяцев

Календарь развития ребенка от 1 до 2 месяцев

Календарь развития ребенка от 2 до 3 месяцев

Календарь развития ребенка от 3 до 4 месяцев

Календарь развития ребенка от 4 до 5 месяцев

Календарь развития ребенка от 5 до 6 месяцев

Календарь развития ребенка от 6 до 7 месяцев

Календарь развития ребенка от 7 до 8 месяцев

Календарь развития ребенка от 8 до 9 месяцев

Много важных испытаний уже преодолел растущий человечек. Что же принесет ему десятый месяц жизни?

В возрасте девяти месяцев малыш хорошенечко закрепит ранее полученные навыки, будет совершенствовать недавно освоенное, и конечно же, пополнять багаж накопленных знаний. Теперь, большинство попыток увенчаются успехом, так как психомоторное, физическое развитие уже позволяют получить долгожданный практический опыт. У некоторых деток только начинается подготовка к самостоятельному хождению, а некоторые, уже совершат первые шажочки в интервале 9-10 месячного возраста.

Девятимесячный ребенок начинает усиленно запасаться арсеналом наиболее важных умений, перед открывающейся дверью в мир самостоятельности. Он менее раздражителен, так как у него все чаще получается осуществить задуманное, получить желаемое.

Что умеет малыш девяти месяцев?

Необходимо помнить о том, что успехи ребенка определяются не только возможностями организма (его тела), но и настоящим, взрослым стремлением «победить», титаническими усилиями и силой воли.

Так, как папа с мамой видят ребенка каждый день (час, минуту), им достаточно сложно уловить условные переходы от одного возраста к другому (помесячно), и соответственно, оценить существующие «нормативы» — показатели, свидетельствующие о хорошем развитии малыша. Остановимся на последних подробнее.

Девятимесячный младенец:

·         самостоятельно садится, находится в положении сидя около 10-15 минут;
·         в положении сидя может тянуться, брать рукой игрушку;
·         встает держась за опору, делает несколько мелких шагов;
·         держась за спинку стульчика передвигает его и совершает шаги;
·         уверенно ползает по-пластунски, не всегда или недолго – на четвереньках;
·         совершает много прицельных движений: двумя пальцами берет мелкие предметы, старается детально изучить, ощупать их;
·         крепко держит все, что попало в его сильные пальцы, с трудом разжимает их (нервничает, если пытаются изъять из ладони предмет).

У девятимесячного малыша продолжают резаться зубки.

Иногда, этот процесс сопровождается умеренным дискомфортом (малыш капризен, чешет десну, тянет игрушки в рот), а порой, вызывает выраженное беспокойство. Незрелый организм еще не в силах реагировать на болевой синдром, как временное явление, которое надо перетерпеть: иммунная система дает сбой, и в тот период присоединяются инфекционные заболевания.

То есть, повышение температуры и послабление стула – не всегда общая реакция на беспокойство. Это может быть параллельно текущая вирусная инфекция. В любом случае, не стоит допускать высоких цифр температуры (использовать жаропонижающие), а также, не пренебрегать обезболивающими (местного действия, при необходимости – общего). Если педиатр говорит о наличии ОРВИ, необходимо параллельно начать рекомендованное лечение, не забывая об интенсивном отпаивании (наводнении) ребенка, проветривании комнаты, увлажнении воздуха в комнате крохи.

Некоторые особенности развития малыша 9 месяцев

Предоставленный ранее перечень, указывающий на уровень развития ребенка, не отображает в полной мере масштабы изменений в психоэмоциональном и физическом состоянии младенца. Все они важны, и не должны остаться незамеченными, недооцененными мамой и папой. О чем же идет речь?

Моторика
Лежа на спине ребенок легко запрокидывает ноги к голове, захватывая их ручками, тянет стопы в рот. Легко переворачивается во всех направлениях, самостоятельно переходит в положение сидя. Сидит без поддержки, держит спину ровно, уверенно сохраняет равновесие. Может поворачиваться вокруг своей оси, немного продвигаться вперед.
Теперь кроха начинает ползать «на карачках». Хватаясь за кроватку или другую мебель, становится на ножки, один за одним совершает мелкие шаги. На несколько секунд задерживается в положении стоя без поддержки. Пытается сделать шаг, но попытка завершается мягким приземлением на попу.
В истории эволюции, возможность противопоставлять большой палец указательному, являлся одним из примеров величайшего прогресса в развитии. Теперь первобытный человек смог осваивать использование более удобных орудий труда, начать обучаться примитивному письму.
Для развития ребенка 9 месяцев этот навык также, несомненно, играет важнейшую роль. Он более уверенно держится за опору, тем самым открывая для себя новые возможности познания, обеспечивая безопасность при выполнении непростых движений. Крепко держит в ручке игрушку, чашку, пустышку. Это означает, что малыш способен адаптироваться к боле самостоятельному существованию, перестав привлекать маму по малейшему поводу.
Одним словом, уже с 9 месяцев начинается новый этап, на котором ребенок учится многое делать без помощи папы и мамы, а родители, в свою очередь, воздерживаться от лишнего вмешательства и опеки, но в то же время, не теряют бдительности, активно страхуют малыша.

Развитие речи и социальный контакт
Из уст девятимесячного ребенка можно услышать много новых звукосочетаний. Прежние дада, мама, папа, тата украшаются яркими интонациями, порой, слова звучат осознанно, применяются по отношению к определенному объекту.
Услышав свое имя ребенок оживляется, поворачивает голову, улыбается, может восторженно вскрикнуть. Эмоции крохи открыты и непосредственны: он не скрывает ни радости, ни злости, ни обиды. Если смеется, то искренне и громко, если плачет – от души, на всю мощь.
Умеет привлечь внимание к себе, затем указать пальчиком на то, что конкретно интересует. Внимательность, присущая жаждущему новых впечатлений малышу, позволяет запомнить, что красивый апельсин спрятали в холодильник, а пупырчатую расческу – в шкаф. Кроха настойчиво будет показывать на дверцу, требуя достать предмет, которым игрался ранее.
Некоторые дети понимают и отвечают на просьбы: «дай», «на», пытаются качать головой: «нет», «да». Начинают понимать значение фраз: «Иди сюда», «Туда нельзя», «Смотри сюда» и т.п. Одним словом, развитие ребенка 9 месяцев позволяет ему активно взаимодействовать со взрослыми.

 Оптимальные условия для развития ребенка 9 месяцев

Не зря во всем мире столько внимания уделяется понятию режима. Что дает ребенку режим: «дозированное» чередование бодрствования и отдыха? Организму тяжело контролировать неведанные ранее нагрузки: физические, психоэмоциональные, потоки шума и поступающей информации. Понимание того, что сейчас будет прием пищи, сейчас сон, а сейчас активная прогулка, дает ему возможность как бы настроиться на правильную волну.

Так, пищеварительная система начинает вырабатывать ферменты во время и перед едой; перед сном, центральная нервная система постепенно подавляет импульсы возбуждения, а во время прогулки – у малыша максимально концентрируется внимание и сосредоточенность. Если все привычные занятия делать в разное время – организм не будет готов к ним, и все необходимые процессы будут требовать больших усилий и затрат энергии.

Также, помимо режима, важны собственно условия, в которых пребывает ребенок. От них зависит его комфорт, и соответственно, возможности организма. Как бы не старались заботливые папа и мама, некоторые аспекты порой остаются упущенными. Еще раз поставим ударение на важном.

Кормление

К привычным кормлением грудью, в режим входят 2-3 «взрослых» кормления. Если ребенку еще тяжело принимать такие изменения, спешить не стоит. Любые новшества в пищевом рационе необходимо вводить постепенно, «закрепляя» их несколькими днями повторений.
 Для интенсивного развития ребенка в 9 месяцев уже недостаточно одного молока, потому, введение пищевых продуктов соответствующих возрастным потребностям является обязательным. Кормления грудью/смесью остаются на вторую половину дня.

Отдых

Девятимесячный ребенок днем спит два раза по полтора-два часа. Ночной сон составляет примерно 10 часов. Согласно прежнему режиму, просыпается на кормление ночью, хотя больше не из чувства голода а из-за потребности в тактильном контакте.
Организм должен полностью восстановиться после насыщенного событиями дня. Для этого должны создаваться определенные условия:
o   тишина;
o   приглушенный свет;
o   температура в пределах 20-22°С;
o   комфортная одежда;
o   оптимальная влажность воздуха (не ниже 50%).
Перед сном необходимо проветрить комнату в течении получаса-часа. Важно следить за тем, чтобы в помещении не было сквозняков.
Если не обеспечить малышу качественный сон, он проснется расстроенным и капризным. Грядущий день не будет для него интересным и познавательным, как в случае с продуктивным отдыхом.

Прогулки и профилактика инфекционных заболеваний

Ежедневно на прогулки должно уходить от полутора до четырех часов в день. Если позволяют условия гулять можно дольше. Единственное, не стоит радикально менять режим дня малыша из-за внеплановых прогулок. Всего парочка отхождений от привычных режимных моментов и малыш полноценно переключится на более свободные, непривязанные ко времени условия.
Те самые внеплановые прогулки уместны в случае, если страдает самочувствие малыша, тогда свежий воздух служит неким переключением внимания, успокоительной пилюлей.
Парковая зона, или двор частного дома – идеальная местность для прогулок с ребенком. Тень деревьев задерживает прямые солнечные лучи, что в этом возрасте как нельзя кстати. Если таких условий нет – прячем ребенка от прямых солнечных лучей навескиком коляски, избегаем места скопления народа.
Условная изоляция во время прогулок является профилактикой инфекционных заболеваний. Дополнительным мероприятием, предотвращающим активность патогенной флоры является ежедневное протирание/увлажнение носовых ходов специальным солевым раствором (особенно в холодное время года), и контроль влажности воздуха в детской комнате. Оптимальный уровень – 50-70%. Если нет возможности приобрести увлажнитель воздуха, можно на ночь положить на батарею мокрое полотенце – маленькая полезная хитрость.

Развивающие игры и массаж

Развивающийся малыш 9 месяцев продолжает активно познавать мир. Путем игры информация осваивается быстрее, проще и в удовольствие.
Кроха часто использует нестандартные подходы, пытаясь получить желаемое. К примеру, бросает игрушку в дверной проем, чтобы позвать маму. Или пытается встать на крупную игрушку, чтобы дотянуться желанному объекту. То, что шар не будет лежать на другом шаре, а кубик – котиться, познает опытным путем. Ударяя игрушку о другие игрушки, понимает, что звучание будет разным. Именно эти, на первый взгляд незначительные особенности, помогают понять какие игры и новые игрушки уместны для дальнейшего рационального развития ребенка.
Малыш по-прежнему все пробует «на зуб», потому предметы, которые даются крохе, должны быть чистыми и безопасными (исключить наличие токсичных красителей, травмоопасных элементов). Если игрушки нельзя обдать кипятком, необходимо их тщательно вымыть под проточной водой.
Ребенок начинает подолгу играть без участия взрослых. Небольшая пирамидка, кубики, неваляшки и погремушки разных размеров, форм и звучания – лучший ассортимент для этого возраста. Развивающий коврик также остается актуальным: теперь младенец более сознательно рассматривает, трогает составляющие коврика, изучает картинки на нем.
Несложная гимнастика для глаз и слуха будет отличным помощникам для развивающихся анализаторов. Если это не выполнение конкретных рекомендаций специалистов, достаточно просто тренировать умение младенца реагировать на разные звуки, следить за движущимся предметом.
Для того, чтобы появился стимул ползти – достаточно положить яркую игрушку на расстоянии метра-полутора. Следуя цели, кроха сможет проползти гораздо дальше (родители могут незаметно отодвигать предмет).
Легкий массаж стимулирует кровообращение и расслабление мышц. Поглаживание, растирание, пощипывание верхних, нижних конечностей и спинки – самое то. Для животика применяем мягкие круговые движения ребром ладони. Направление – по часовой стрелке.

Что должно насторожить родителей ребенка 9 месяцев?

Конечно же, все дети имеют свои особенности, и нет универсальной таблички для каждого малыша такого-то возраста. Но, существуют отхождения от привычных показателей, которые должны насторожить родителей. Возможно, беспокойство окажется ложным, но пусть это озвучит детский врач.

Родителям стоит обратиться к педиатру, если ребенок девяти месяцев:

·         не садится самостоятельно;
·         в положении сидя плохо держит равновесие;
·         не может ползти вперед;
·         не пытается самостоятельно держать чашку;
·         не стягивает шапочку с головы;
·         не заинтересовывается игрой;
·         проявляет очень скудные эмоции;
·         одинаково реагирует на близких и чужих людей.

Вполне вероятно, что что каждый из указанных показателей через несколько недель придет в норму. Помочь ребенку могут несложные упражнения и занятия, о которых просто надо узнать своевременно. Нехитрые манипуляции способны предупредить серьезные отклонения в развитии в ближайшем и отдаленном будущем.

 

Наверняка каждая мама хоть раз задумалась о том, почему львиную дол внимания, на всяческих обучающих курсах «для мам» уделяют именно первому году жизни ребенка. Все просто – это самый важный период. Это старт, первая «стометровка», от результатов которой зависят дальнейшие успехи на грядущей, непроторенной дороге. Конечно же, с каждым годом малыш будет «идти» все медленнее, ведь теперь он понимает, что от спешки его успехи никак не зависят!

Какова роль родителей? Быть надежными помощниками, партнерами своего чада, быть поддержкой и страховкой, безвозмездно дарить любовь и заботу. Ни в этом ли смысл материнства и отцовства?

 

Материал подготовила

Врач-неонатолог

Скавинская В.

Комментировать

Нажмите для комментария

Мы на Facebook