Неонатология и педиатрия Семья и дети Статьи

Календарь развития ребенка от 5 до 6 месяцев

календарь развития ребенка, медпросвита

Календарь развития ребенка от 1 до 2 месяцев

Календарь развития ребенка от 2 до 3 месяцев

Календарь развития ребенка от 3 до 4 месяцев

Календарь развития ребенка от 4 до 5 месяцев

В 5 месяцев малыш приближается к границе первых серьезных побед. Маленький шестимесячный экватор не за горами, и малыш изо всех сил старается взять от нынешнего этапа по максимуму.

Его движения становятся уверенными и целенаправленными, звуки – более четкими и громкими, эмоции – яркими, привязанными к событиям, поведение кажется вполне осознанным. Кроха не только спешит узнать что-то новое, а как правило, ежедневно совершенствует ранее полученные навыки. Мама и папа замечают, что ребенок может много раз подряд повторить какой-то слог, либо какое-то движение. Это и есть практическое закрепление полученной «теории».

Что же умеет ребенок в возрасте пяти месяцев?

Основные навыки пятимесячного ребенка:
·         уверенно принимает положение сидя, держась за руки взрослого;
·         при подтягивании за ручки, из положения лежа в положение сидя, уверенно держит голову, не дает ей запрокидываться;
·         в положении стоя (ребенка поддерживают за подмышки), практически полностью выпрямляет ноги в коленных и тазобедренных суставах;
·         лежа на спине, поднимает вверх руки и ноги, может играться ими, тянуть свои стопы в рот;
·         лежа на животе, уверенно приподнимается, удерживается в таком положении опираясь на предплечья;
·         быстро переворачивается из живота на спину;
·         уверенно хватает, удерживает, и тянет к себе игрушку;
·         лежа на животе, пытается поднять над поверхностью руки и ноги.

Приведенный выше перечень говорит о базовых умениях ребенка пяти месяцев. На самом деле, как доктор, так и внимательные родители могут увидеть гораздо больше метаморфоз, произошедших за последние несколько недель.

Особенности развития ребенка пяти месяцев

Ряд сложнейших процессов, совершенствование многих систем организма младенца, колоссальные усилия малыша, приводят к незначительным (только на первый взгляд) достижениям: произнесенные слоги, эмоция, в ответ на раздражитель, условные рефлексы… С первых дней жизни малыш усердно готовился к будущим победам. Питание, сон, контакт с родителями и наблюдение за окружающим миром – все это строило платформу для более взрослого сегодня.

Даже физиологичное положение тела – результат постепенной, сложной трансформации «новорожденного сгруппированного комочка» в пятимесячного малыша, так напоминающего маленькую копию взрослого человека. Богатые эмоции, новые полуслова, стремящиеся к маме расправленные ладони… К этому ребенок шел не один десяток недель, о чем важно помнить, оценивая уровень его достижений.

Моторика и общая подвижность
1)Лежа на спине, ребенок активно перекатывается из одного бочка на другой. Переворачивается со спины на живот. В 5 месяцев это удается не всем детям, но это скорее связанно со слабостью мышечного аппарата, нежели недостаточностью нейромоторики. Младенец поднимает ножки, стопы подтягивает руками ко рту.
2)Лежа на спине, упирается головой и ступнями в поверхность кроватки, поднимает ягодицы вверх, образуя неровный «мостик». Лежа на животе, таз плотно прилежит к поверхности. Голова четко удерживается. Производит попытки ползти, но пока что они безуспешны, больше напоминают верткие движения с элементами ползания.
3)Предметы в руке держит уверенно, подолгу, бьет друг о дружку, о кровать, тянет в рот. В 5 месяцев момент захвата игрушки еще достаточно неуклюж: всеми пальцами и с разгону. Хватает и тянет в рот одеяло, пеленку, обсасывает их края. Может ровно лежать некоторое время (голова расположена симметрично по отношению к правой и левой части тела).
4)Движения нижних конечностей более координированы. В период активности ножки могут полностью разгибаться в коленях. Поочередно или одновременно сучит стопами по кровати. В расслабленном состоянии, ноги по-прежнему немного разведены, коленные суставы отведены кнаружи.
5)В 5 месяцев наступает стабилизация туловища, позвоночника. Это означает, что младенец практически готов к освоению положения сидя. И тем не менее, без поддержки позвоночник не будет находиться в расправленном (анатомически правильном) положении, потому манипуляции с высаживанием должны быть нечастыми, непродолжительными, будто тренировка перед заветными 6-7 месяцами. Во время таких процедур, можно проследить неуверенность, нестабильность положения тела. Кроха будто ловит равновесие: ручки крепко держатся за помощника, ножки подвижны, но напряжены.
6)Ребенок делает попытки встать. Опереться на ноги еще не может, потому много вертится, будто ищет другие варианты. Лежа на спине подтягивает вверх голову, руки и ноги, лежа на животе – пытается встать на колени, раскачаться. Малыш уверенно держит голову даже при быстром изменении положения тела. Яркую игрушку хватает полностью открытой ладонью, разведенными пальчиками. Крепко держит, не отдает, если ее легонько пытаются отнять.
Вкусовые рецепторы – как способ познания мира
С возраста 5 месяцев, ребенок понимает, что вкусовые рецепторы дают еще больше информации об интересующем предмете. Малыш настойчиво тянет в рот все, что попадается ему под руку. Родители не имеют права абсолютно все запретить тянуть в рот – это специфический метод познания, это этап развития. Потому, им важно отбирать такие предметы и игрушки, которые можно облизывать, сосать, кусать. Младенец уже способен выделить особенные игрушки среди прочих, быстро находит их среди многих других.
Размеры игрушек должны исключать риск заглатывания. Поверхность – легко мыться, не иметь опасных, токсичных красителей, элементов, о которые можно пораниться.
Важно! Крестики и булавочки – распространенная защита от «недоброго глаза и всякой беды». К сожалению, нередко, эти предметы становятся причиной серьезных травм и, соответственно, хирургических манипуляций. Подобные вещи могут храниться недалеко от малыша, вне зоны доступа, но никак не в кроватке, и тем более, не на самом ребенке.
Речевое развитие
Звуки, издаваемые ребенком, остаются гортанными, кроха практически не задействует губы и язык. Младенец часто напевает, или даже «поет» целые звукосочетания. Если ему комфортно, такие вокальные этюды могут длиться по нескольку минут кряду. Прислушивается сам к себе, если новый звук нравится – сразу же повторяет его. Возникают первые: да-да, да-де, га-га. Если взрослый поддерживает произнесенные псевдослова, малыш с азартом продолжает лепетать, таким образом весело беседуя. Замолкает либо восторженно вскрикивает услышав музыку. Проявляет эмоции радости либо недовольства в ответ на звучание определенных мелодий.
Социальный контакт
С каждым днем, ребенок все больше ощущает потребность в общении с другими людьми. Он требует 100% внимания, активного участия, взаимодействия. Эмоции становятся более разграниченными, сознательными. К привычной радости и недовольству присоединяются страх, скука, или даже ярость. Внимательно слушает «собеседника». Обижается, когда на него кричат, проявляет негодование когда что-то запрещают. Целенаправленно обращает на себя внимание. Четко дифференцирует интонацию.

Как создать оптимальные условия для развития ребенка 5 месяцев?

Теперь малыш гораздо меньше спит днем, и в периоды бодрствования максимально насыщает себя эмоциями, от чего быстро устает. Неудивительно – опытным путем познавать мир отнюдь нелегко! Самостоятельно регулировать «уровень нагрузки» кроха научится нескоро, для этого у него есть заботливые мама и папа. Правильный баланс, чередование своевременного отдыха и бодрствования – лучший помощник развивающегося, растущего организма.

Ночью ребенок спит около десяти часов. Крайне важно, чтобы ночной сон подкреплялся комфортными условиями.

Комфортные условия предполагают следующие требования:
o   температура тела и температура в комнате (одежда должна быть комфортной, на комнатном термометре – 20-22°С);
o   влажность – не ниже 50%;
o   перед сном – проветривание комнаты в течение получаса-часа;
o   тишина;
o   темнота/приглушенный свет;
o   чистый подгузник;
o   сытый малыш J.
Купание
Купание – это не только обязательная гигиеническая процедура, но еще и гимнастика для тела, подвижная игра, источник положительных эмоций. Давно известно, что теплая вода снимает спазм сосудов, мышечное напряжение, улучшает кровообращение.
Купать малыша необходимо ежедневно. Температура воды — 37°. Один раз в неделю ребенка купают с детским мылом, остальные 6 дней – в чистой воде, либо с добавлением общеизвестных травок (череда, валериана, ромашка). Лучше избегать так называемых «миксов из трав»: есть риск, что какое-то из растений не подойдет крохе. В этом случае, будет сложно понять, что именно стало причиной аллергической реакции.
Все косметические средства, с которыми контактирует малыш, должны содержать минимум отдушек и красителей. Ввиду тех же причин, рекомендовано первые 3-6 месяцев стирать одежду малыша детским/хозяйственным мылом. Не обязательно возвращаться в суровые 1990-е: можно натереть мыло на терку и бросить его в барабан стиральной машины. И + дополнительное полоскание.
Кормление
5 месяцев – граница между исключительно грудным вскармливанием (или кормлением адаптированной смесью) и началом введения в рацион питания «взрослой» пищи. По-прежнему остаются ночные кормления. Интервалы между кормлениями, обычно, не превышают 4 часов. Теперь гораздо реже случаются срыгивания, утихают кишечные колики и постепенно стабилизируется регулярный стул.
Прогулки
Прогулки – время насыщения кислородом, контакта с другим миром – окружающей средой. Множество звуков, общий шум, непривычная температура воздуха, ветер, и собственно незнакомая обстановка, не приносят существенного дискомфорта. Ребенок чувствует себя легко и естественно, контактируя с обыденными явлениями повседневной жизни взрослых.
Сон на свежем воздухе крепкий и продолжительный, а отдых – полноценный. Если погода позволяет, стоит проводить на улице как можно больше времени.

Ответ на вопрос родителей: «Ходить ли к педиатру каждый месяц?»

Каждая мама знает, что знакомство с участковым врачом-педиатром осуществляется в одни из первых суток пребывания дома, после выписки из родильного дома (обычно 1-2 сутки). После этого, отлаживается связь с детским доктором. При первой встрече, он оценивает физическое и психомоторное развитие малыша, его соматическое здоровье. Дает рекомендации по ежедневным процедурам, и различные полезные советы по уходу за малышом.

Также, если есть на то объективная причина, врач может порекомендовать родителям проконсультироваться в определенные сроки у конкретного, узкого специалиста. Если ребенок здоров, и родители вполне самостоятельно справляются со всеми возникающими вопросами, им автоматически начинает казаться, что визиты к врачу являются: «…пережитками советского времени. А если надо будет, мы сами обратимся за помощью!». СТОП.

Запомним раз и навсегда, что правило о ежемесячном посещении педиатра придумал не сам врач. Посмотрим правде в глаза: эти визиты, все же, больше нужны ребенку, чем доктору, с сотнями других детей на участке. Еще раз: нужны ребенку. То есть, не родители определяют необходимость визитов к врачу.

Не один год практики докторов «педиатрического звена» говорит о том, что дети первого года жизни являются крайне уязвимыми, и их так называемая «внешняя стабильность» не гарантирует внутреннее благополучие. Именно объективный взгляд врача, скрупулезный контроль важных показателей, присущих каждому месяцу жизни младенца, позволяет подтвердить благополучие, или усомниться в состоянии здоровья крохи.

Мнение родителей несомненно важно, но оно крайне редко бывает объективным. Своевременное вмешательство: профилактика или лечение ряда патологий способно быстро поправить ситуацию и предотвратить множество негативных последствий. Никому не велено брать на себя функцию бога, даже врачу. Но родителям, играть роль врача – недопустимо.

Идеальное сочетание: грамотный врач + грамотные родители. Это лучший подарок для развивающегося ребенка. Внимательная мама находится круглосуточно возле крохи и замечает малейшие изменения в его поведении. Эту субъективную информацию оценивает врач, самостоятельно осматривает малыша и подробно обсуждает с родителями результаты такой слаженной «диагностики». При необходимости, конечно же начинается скрупулезное обследование или лечение ребенка.

Стоит запомнить раз и навсегда: диагнозы, заключение о гармоничности физического и психомоторного развития ребенка делает только врач. Да, случается так, что родители сомневаются в компетентности врача, и они имеют право обратиться к другому специалисту. Но самостоятельное заключение – не родительская прерогатива.

О чем стоит помнить родителям пятимесячного малыша

Советы, зачастую, даются из лучших побуждений. Здесь нужно вспомнить о пословице о благих намерениях… Папы и мамы должны помнить, что окончательное решение об уходе, воспитании и даже лечении малыша, принимают именно они. Не соседи, не бабушки, не подруги и даже не врач. Решение за родителями. И ответственность за результаты их выбора также на них.

Форумы и громкие дискуссии на детских площадках – возможность собрать багаж информации, засоряющей голову уставших мам. В основном, истории о других детях совершенно никак не относятся к ситуации своего ребенка, и только сбивают с толку, заставляют нервничать.

Вывод: мониторить достоверность информации важно и нужно, но необходимо качественно фильтровать ее источники.

Время идет, за последние 1-2 десятилетия изменилось многое. Изменились и дети. Этот факт можно оспорить, вот только стоит ли, если по итогу речь идет о благополучии наших малышей? По этой причине, стоит тактично определить «границы дозволенного» для заботливых бабушек.

Также, в 5 месяцев не стоит торопиться с навыками 6-7-месячного ребенка: высаживать его на поверхность, на горшок и даже садить на руки; вводить прикорм; использовать ходунки и т.п. Главное правило: всему свое время.

Малыш все «знает» сам. Ребенок никогда не сядет самостоятельно в 5 месяцев (разве что родители подмостят подушку), он не сможет встать и пойти, если опять таки, ему не помогут. Масштабы вреда от такой псевдопомощи откликнутся в недалеком будущем. Так стоит ли торопить события?

Папы и мамы, к вам несколько несложных просьб: запастись терпением, любить своего малыша, быть к нему внимательным. Чувство ответственности и безграничная любовь к ребенку, сами подскажут вам, как поступить в той или иной ситуации. Ребенок пока не умеет делать выбор и принимать решения. До того момента, как он сможет это делать, ему даны два ангела – мама и папа.

 

Материал подготовила

Скавинская В.

 

 

 

Комментировать

Нажмите для комментария

Мы на Facebook