Неонатология и педиатрия Семья и дети Статьи

Календарь развития ребенка от 2 до 3 месяцев

Календарь развития ребенка от 1 до 2 месяцев

 

Малышу исполнилось два месяца. Первый, один из сложнейших этапов адаптации позади, и он стал основой для грядущих, маленьких и больших испытаний. Ведь это только начало длинной, непроторенной дороги.

Еще пару недель назад ребенок практически постоянно спал, улавливал передвигающихся взрослых по силуэтам, которые «чередовали» свет и тьму, ориентировался по запахам и звукам. Монотонные звуки не мешали отдыху, как и яркий свет, окружающая обстановка (будь то в уютная колыбель, либо в коляска на улице). «Взрослых эмоций» еще не было: улыбка и печаль на лице малыша – результат непроизвольных реакций, возникающих на основе легкой возбудимости нервной системы.

Чему же научился ребенок в возрасте двух месяцев?

 

Органы чувств ребенка от 2 до 3 месяцев

Первые предпосылки к осознанности можно уловить на лице двухмесячного малыша. Осмысленность в глазках говорит о первых сложных процессах мышления, во все еще созревающем головном мозге. Повышается двигательная активность: движения более координированные, целенаправленные.

Родители начинают отмечать, что ребенок фокусирует взгляд на крупных и ярких предметах. Провожают взглядом передвигающегося по комнате родителя. Начинают сознательно отличать папу и маму от других людей, находящихся в комнате, узнают их по голосу.

Ребенок потихоньку начинает улавливать, откуда исходит звук, сопровождает взглядом предмет, издающий звук (погремушка, которую перемещают возле малыша, или мама, поющая песню для крохи, которая ходит по комнате). Улыбка перестает быть произвольной: теперь малыш улыбается, если его что-то заинтересовало, либо впечатлило. Нередко, кроха смеется во время любимых процедур: купание, массаж, мамины объятья.

Скелетно-мышечная и нервная системы ребенка от 2 до 3 месяцев

Ребенок начинает увереннее держать голову: мышцы шеи и спины окрепли. Но не стоит спешить: еще несколько недель лучше страховать малыша, так как недавно освоенный навык пока что требует немалых усилий. В этом возрасте, на один период бодрствования подобной нагрузки в течение десяти минут будет достаточно. Переодевая малыша (как и во время других манипуляций с изменением положения тела), стоит по-прежнему придерживать шею всей поверхностью ладони.

Нервная система развивается достаточно интенсивно, благодаря чему, спонтанных вздрагиваний и непроизвольных подергиваний мышц становится существенно меньше. Положив малыша на спинку, ручки и ножки, как и раньше будут стремиться прижаться к телу (нету полноценного расслабления, хотя напряжение, скованность в верхних и нижних конечностях выражены намного меньше).

С каждым днем прослеживается тенденция к ассиметричному расслаблению (ножка и ручка с одной стороны слегка приведены к телу, а с другой стороны – более расслаблены). Голова обращена в сторону большего расслабления. Примерно к трехмесячному возрасту положение тела становится относительно симметричным. Ребенок стучит ножками о поверхность, на которой лежит (в основном по очереди, правой и левой).

Лежа на животе, головка поднята примерно на 45°, плечи отведены назад. Время от времени малыш опирается на предплечья. Положение напоминает «лягушонка»: ножки разведены, отведены к наружи, по отношению к бедру. Сжатые в кулачок пальцы постепенно расслабляются. Ребенок чаще полностью расслабляет и выпрямляет руки. Тянет их вдоль головы или к интересующему объекту.

Все еще сохранятся рефлекс автоматической походки: если малыша держать подмышки в вертикальном положении, чтобы стопы касались поверхности, он опирается на них, делает несколько «шагов». Пока что его движения неуклюжие, нескоординированные.

 

Речь и специфика контакта с малышом в возрасте от 2 до 3 месяцев

Ранее, родители отмечали отдельные гласные а, у, о, е, произносимые ребенком, теперь они дополняются гласной х. В 2 месяца, звуки из уст малыша больше напоминают лепет: ха, хе, хо. Изредка ребенок смеется, звуки во время смеха по-прежнему остаются глубокими, гортанными.

К двухмесячному возрасту родители начинают четко понимать, чего требует малыш. Крик по-прежнему говорит о раздражении и недовольстве, улыбка и лепет – о радости и удовольствии. Важно понимать, что ребенок не способен дифференцировать потребности на глобальные и незначительные. Для него каждая необходимость первостепенная, срочная и Вселенского масштаба.

 

Как понять причину крика малыша?

Характер крика отличается в зависимости от причины его возникновения:
o   голод: крик начинается за 15-20 минут до приема пищи, сопровождается характерным поиском груди/соски (малыш вытягивает губки вперед, облизывает их, имитирует сосательные движения);
o   дискомфорт: крик практически беспрерывный, прекращается только после устранения раздражителя (смена подгузника, нормализация температуры тела и т.д.);
o   кишечные колики: выраженный крик, практически не прекращающийся в течение нескольких часов, волнообразно меняющий интенсивность. Параллельно, малыш сучит ножками, поджимает их к животу, размахивает руками;
o   крик как общение: порой, ребенок просто желает напомнить, что он главный персонаж в семье и требует большего внимания. Обычно это непродолжительный крик умеренной выраженности, уходящий в момент переключения внимания.

Важно! Крик тревоги во время выраженного беспокойства всегда будет интенсивным, неугасающим.

Малыш обычно не реагирует на привычные методы отвлечения. Изначально стоит исключить ранее приведенные причины беспокойства, после чего обратиться за медицинской помощью.

Ребенок многому научился за несколько недель жизни. В периоде новорожденности, он больше чувствовал путем тактильного контакта, слышал, ощущал, теперь же, он уже четче видит крупные и яркие предметы, впервые осваивает целый ряд новых навыков. Именно эти особенности позволяют оценить уровень развития младенца.

Что умеет делать ребенок в возрасте от 2 до 3 месяцев?
В период от 2 до 3 месяцев ребенок:
·         уверенно держит голову, поворачивает ее, сопровождая взглядом интересующий объект;
·         поворачивает голову на звук (голос родных, погремушка, музыка);
·         улыбается, осознанно проявляя положительные эмоции;
·         крик/плач имеет разный характер (в зависимости от причины);
·         гораздо четче фокусирует взгляд, подолгу рассматривает яркий предмет;
·         начинает лепетать;
·         способен координировать движения: тянется в направлении игрушки, пытается определить «на глаз» расстояние до интересующего предмета;

Каждый ребенок показывает разные результаты в своих достижениях. Некоторые считают вопрос спорным, и тем не менее, большинство докторов (да и самих родителей) убеждены, что успехи малыша напрямую зависят от степени участия родителей, их внимательности и терпеливости. Многие процедуры, занятия, игры необходимо повторять ежедневно, а иногда и по нескольку раз в день для полноценного освоения и закрепления навыка.

 

Что способствует развитию ребенка в возрасте от 2 до 3 месяцев?

Комфортные условия
В детской комнате всегда должен быть комфортный температурный режим (20-22°), помещение – регулярно проветриваться. В дневное время, в комнате не должно быть слишком ярко, в ночное – свет приглушен. Духота и шум неблагоприятно влияют на самочувствие, полноценный отдых младенца.
Свежий воздух
Помимо регулярных проветриваний, ежедневно должны осуществляться прогулки на свежем воздухе. Крайне важно одевать малыша в соответствии с погодой – дискомфорт не даст крохе расслабиться и быстро «вернет домой». Прогулки осуществляются минимум 2 раза в день, по 40 минут-2 часа, в зависимости от погодных условий.
Полноценный отдых
В возрасте от 2 до 3 месяцев, ребенок спит около 15-17 часов. На дневной сон приходится около 6-7 часов, в 4-5 подходов. Сильные эмоции, связанные с активным познанием нового, быстро изматывают младенца, потому, часы отдыха должны обеспечивать полноценное восстановление. Ночной сон длится примерно 10 часов. Отсутствие шума, приглушенный свет, комфортная температура и влажность в помещении – условия для качественного отдыха ребенка.
Развивающие игры
Отличный помощник для ежедневно трудящегося, крошечного познавателя мира. На последних остановимся подробнее.

Развивающие игры для ребенка от 2 до 3 месяцев

В двухмесячном возрасте, самое время «подключить» развивающие игры. Нехитрые мероприятия помогут малышу легко и в удовольствие получить новую информацию, освоить новые умения. Рассмотрим подробнее процедуры, занятия, игры для разных систем.

Мелкая моторика
Важным моментом для младенца является развитие мелкой моторики. Всем известен факт: на ладонях и стопах человека находится множество активных точек. Потому, активные, повторяющиеся движения, связанные с мелкой моторикой, положительно влияют на гармоничное развитие головного мозга и всего организма в целом.
Процедуры, которые могут выполняться родителями ежедневно:1)Растирания и пощипывания ладоней и пальцев малыша; 2)Легкое «вытягивание» пальчиков вверх; 3)Круговые движения каждым пальчиком в одну, затем в другую сторону; 4)Вкладывание шарика/мячика небольшого размера в ладонь малыша.
Кожа ладошек очень чувствительна, потому, если вкладывать в руки ребенка шарики с разными по структуре поверхностями, это будет способствовать развитию тактильной чувствительности, стимулировать кровообращение. Что можно использовать в качестве «тренажеров»? Теннисный мячик, мячик для пинг-понга, игрушечный «мохнатый» мячик, массажные мячики с шероховатой поверхностью, или латексными, мягкими шипами. Оптимальным является диаметр до 3,5-4см. Такой мячик даже можно вкладывать в ладони спящего ребенка, с целью их привыкания к физиологичному положению пальцев.
Для зрения, выбираем несложные процедуры: приведение и отведение яркого предмета от и к глазам. Фиксация и передвижение взгляда за движущимся предметом по разным траекториям: медленно перемещаем яркую игрушку, очерчивая в воздухе круг, квадрат, треугольник.
Для слуха, используем игрушки с разной высотой звука: разные погремушки, колокольчики. Движения со звенящей игрушкой лучше сопровождать фразами: «Звенит вверху», «Звенит внизу».

Тело ребенка также способно «запоминать» последовательность, а вскоре, и названия, предназначение выполнения движений. Правильным будет озвучивать все, что родитель делает: «Одеваем малыша: правая ручка, левая… (и т.д). Теперь мы можем идти на прогулку». Пройдет не так много времени, и малыш начнет улавливать причинно-следственные связи, активно участвовать в каждом мероприятии и занятии.

С ребенком, с раннего возраста, обязательно надо разговаривать! Даже если ребенок не начнет рано говорить, он будет многое понимать и выполнять. Обратите внимание на деток, которые выросли в неблагополучных семьях или детских домах. Говорить они начинают значительно позже, а речь их еще долго напоминает неуклюжие попытки полуторагодовалого ребенка.

Профилактика инфекционных заболеваний – важнее важного!

Частота и тяжесть течения ОРЗ в раннем возрасте непосредственно влияет на развитие малыша. Когда организм борется с инфекцией, все резервы направлены на защиту организма, который еще не научился «решать несколько задач одновременно». В этот период, все механизмы, влияющие на развитие как бы замедляются, и полностью восстанавливаются после выздоровления. Потому, если речь идет о младенческом возрасте, если все же кроха заболеет, лучше это будет позже, чем раньше. Качественная профилактика ОРВИ играет важную роль в жизни, развитии малыша.

Двухмесячный малыш формирует почву знаний и умений, на которой строится его дальнейшее развитие. Не преодолев хоть одну ступень непростой лестницы развития, он не может переступить на следующую, и вынужден топтаться на ней до тех пор, пока не сможет подняться выше.

Без лишнего преувеличения можно сказать, что именно от родителей во многом зависят успехи ребенка. Их усердие, терпение и настойчивость ответят благодарными результатами уже через несколько месяцев, и будут откликаться большими и маленькими победами и достижениями еще много последующих лет. Но есть одно условие: все должно делаться с любовью и удовольствием!

Любви, сил и терпения каждой маме и каждому папе!

 

Материал подготовила

Врач-неонатолог Скавинская В.

 

 

 

Комментировать

Нажмите для комментария

Мы на Facebook