Неонатологія та педіатрія Статті

Календарь развития ребенка от 1,3 — 1,6 года

Календарь развития ребенка от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев

На втором году жизни ребенок продолжает активно развиваться. Если до первого дня рождения все его силы были направлены на освоение базовых навыков, то сейчас малыш стремится к активному взаимодействию, поиску новых открытий и достижений. А вот закрепление ранее полученных умений происходит автоматически. Развитие ребенка в 1 год 3 месяцев плавно подводит его к новым этапам – очередным ступеням лестницы взросления.

Что умеет ребенок в возрасте 1 года 3 месяцев

Большинство детей в первом полугодии второго года жизни активно развивают столь долгожданный навык – ходьбу. Несмелые шаги становятся уверенными, медленные движения – практически скоростными, а небольшие расстояния превращаются в километры. Вместо сильной усталости, малыш ощущает удовлетворение от проделанной работы.

Несмотря на то, что каждый ребенок имеет право на индивидуальный режим развития, главные его умения должны вкладываться в перечень навыков, характерных для определенного возраста. Только так можно судить о полноценности физического и психомоторного развития малыша. Негрубые отклонения – не повод для родительской паники, скорее звоночек для более активного участия в жизни малыша. Путем мягкого воздействия на «слабые звенья» и развивающих игр можно добиться хороших результатов в короткие сроки.

Параметры физического развития:

  • пробует залазить на высокий табурет, слазить с него;
  • быстро поднимается по ступенькам на четвереньках;
  • с поддержкой шагает по ступенькам;
  • ходит самостоятельно;
  • уверенно сидит за детским столиком;
  • пытается взбираться на мебель;
  • пинает мяч ногой;
  • бросает мяч и другие предметы (в основном, в произвольном направлении);
  • любит играть бытовыми предметами (кухонная утварь, расчески, коробки);
  • может орудовать ложкой самостоятельно (не всегда);
  • открывает тумбочки, достает из них содержимое;
  • помогает себя одевать (ставит ножку в обувь, подставляет ручку, одевая кофту).

Параметры психического развития:

  • любит активные игры (догонять маму, убегать, играть мячом);
  • достает содержимое шкафов, с интересом рассматривает его;
  • осваивает пользование посудой, зубной щеткой, полотенцем;
  • любит прогулки на улице (с удовольствием одевается на прогулку);
  • открыто демонстрирует свои чувства и эмоции;
  • проявляет эмоции гнева и обиды, когда его принуждают к чему-то;
  • понимает и соответственно реагирует на простые просьбы («Дай игрушку», «Возьми ложку»);
  • складывает и достает предметы из коробки/пакета (повторяет действия много раз кряду);
  • может долго складывать кубики, пирамидку;
  • пробует рисовать;
  • разговаривает с игрушками, предметами, с которыми играет.

Все эти занятия вызывают у малыша эмоции радости, восторга. Он может заиграться на 15-20 минут, не требуя участия взрослых.

Особенности развития и психология ребенка в возрасте 1 года 3 месяцев

После года ребенок начал медленнее расти и набирать вес. Это не является поводом для беспокойства, так как вся энергия малыша направленна на обеспечение двигательной активности. Все реже он заигрывается игрушками сидя на полу, все чаще бегает и взбирается на новые вершины. Тренировать усидчивость и внимание (в этот период), необходимо как бы искусственно. Это могут делать родители используя массу развивающих игр, занятий.

Сознательность

Основной движущей силой для ребенка остаются эмоции и любопытство. Не заинтересовав его в конкретном действии, вряд ли удастся добиться положительной реакции. Тем не менее, к неустойчивому эмоциональному фону добавляется созревающая сознательность, которая со временем сможет контролировать избыточные чувства и эмоции. Полученный опыт формирует в голове причинно-следственные связи: малыш может делать как надо и как нельзя вполне осознанно.

В 14-15 месяцев формируется понятие о совместной игре: малыш привлекает родителей, либо сверстников на детской площадке, предлагая вместе копать песок или строить пирамиду. Неумение играть по «общепринятым правилам» является причиной неприятных недоразумений в песочнице (свою игрушку отдавать не хочется, а чужая нужна и прямо сейчас). У малыша постепенно появляется более глубокая сосредоточенность, которая, все же, легко поддается переключению на другой объект.

Чтение книг и ребенок

Уместной составляющей ритуала укладывания может стать чтение книг. Ребенок больше не стремится разорвать бумагу и съесть уголки листов, теперь он готов слушать легкие для восприятия стихи/сказки. Важно правильно выбирать книги для чтения. Многие родители считают, что вначале можно читать все, что под руку попадет, ведь малыш еще не понимает смысла. На самом деле, дети ассоциируют стабильность с безопасностью, потому самые первые книги нередко превращаются в любимые. Тогда и проявится значение выбора правильной книжки.

В зависимости от того, какие качества хотелось бы воспитать в ребенке, выбираются сказки, смысл которых будет олицетворять нужные черты характера, бесстрашие, отношение к другим людям и т.д. Современная психология опровергает использование в раннем возрасте ребенка сказок, с глобальной идеализацией событий. Считается, что Принцессы (внезапно получившие принца, коня и полцарства), и Емели (сидящие на печи и диктующие: «По щучьему велению»), могут в будущем глубоко разочароваться в бесперспективном ничегонеделаньи.

Сказкотерапия – отдельный метод психологической коррекции нарушений, связанных со взаимодействием ребенка с другими людьми, творческим подходом к решению различных вопросов, интеграцией личности. Правильная картинка реальности, смоделированная специально для «чистой» психики, поможет ребенку постепенно научиться воспринимать мир объективно, не формируя в подсознании утопичные взгляды на жизнь.

Полезные привычки

Многократное повторение аналогичных действий приводит к возможности привить малышу полезные привычки: убирать игрушки в ящик перед сном, чистить с мамой зубы утром и вечером, снимать шапку после прогулки. Да, ребенок еще не способен помыть за собой посуду, но вполне в стоянии сложить чашку и ложку в тарелку, а может и поставить их в раковину.

Уважение к предметам, людям, режиму, формируют истинные человеческие качества, с которыми малышу взрослеть и, скорее всего, жить всю грядущую жизнь.

Дети не любят запреты

Развитие ребенка в 1 год и 3 месяца продолжает подталкивать его ко всевозможным дозволенным и запрещенным познаниям. Запретить ребенку все невозможно, особенно если задуматься, что это одна из форм познания окружающей среды. Тем более, некоторые запреты быстро забываются, так как у малыша нету ассоциации с опасностью, болью, пока он с ними не столкнулся. Стремление к непрерывному открытию нового заставляет ребенка следовать эмоциям: сначала бегут ноги, потом включается голова. Считается, что период «глаз да глаз» соответствует возрасту до двух лет, но зачастую он длится гораздо дольше.

Чтобы привыкание к «красным запретам» происходило постепенно лучше предварительно перестраховываясь, объяснять малышу смысл запрета. К примеру, выключив утюг, объяснять ему, что он горячий, имитируя боль при прикосновении. Не разрешать прикасаться пальцами к розетке, даже если отверстия закрыты заглушками. Но категорически исключаются «голые запреты». Ребенок вскоре сделает вывод: «Почему-то нельзя все. Надо что-то испытать на практике».

Фобии

В первый год жизни основным страхом для малыша было отсутствие мамы. После года, постепенно формируется предрасположенность к возникновению других страхов:

  • темноты;
  • громких звуков;
  • животных;
  • человека в белом халате и др.

Возникновению некоторых страхов, нередко, способствуют сами родители: «Не будешь спать – из-под кровати вылезет Бабай и унесет тебя», «Собаки чувствуют страх, и кусают только тех, кто боится», «Если ты не будешь сидеть спокойно – тетя в белом халате сделает тебе укол!». Ну как после такого не начать бояться?

Ребенка нельзя заставить не бояться чего-либо (а наоборот – можно). Страх сильнее аргументов, особенно если речь идет о таких маленьких детях. Высмеивание страха может привести к глубокой психологической травме и навыку скрывать его. Родители должны мягко объяснять ребенку то, что он может чувствовать себя в безопасности, и обеспечивать все условия для этого. К примеру, включать ночник в комнате, не подводить близко к животным, которых боится малыш. Для данного возраста далеко не всегда актуален подход: столкнуться со страхом лицом к лицу и навсегда избавиться от него, и напротив, это может привести к отрицательному эффекту.

Было бы хорошо, если бы папа сказал: «Я тоже когда был маленьким боялся темноты, но потом я вырос и перестал бояться». Пример родителя является авторитетным, когда возраст малыша позволит ему понять смысл сказанного, он будет отождествлять взрослость с отсутствием страхов. Ребенок очень скоро захочет назвать себя взрослым, что автоматически исключит некоторые страхи их его жизни, при чем легко и безболезненно.

Оптимальные условия для развития

Мощные потоки информации, яркие картинки детских впечатлений, ежедневная суета или даже хаос утомляют малыша. Всего должно быть в меру. Правильный баланс отдыха и различных нагрузок – то, что должны обеспечить родители для своего чада. Развитию ребенка в возрасте 1 года 3 месяцев способствуют:

Организация режима сна и бодрствования

В этом возрасте, в основном, дети спят 1 раз в дневное время, примерно 2-3 часа ± (13.00-16.00). Ночью – по-прежнему около 10 часов.

Периоды бодрствования наполнены активными играми, прогулками, развивающими занятиями, всяческим познанием нового.

Родители должны относиться внимательно к периодам отдыха. От них зависит самочувствие и состояние здоровья малыша. Режим дня, в который входит крепкий продолжительный сон обеспечит максимальные результаты во всех начинаниях ребенка. Температура воздуха, влажность воздуха в комнате, тишина и темнота – факторы, влияющие на качество сна.

Прогулки на свежем воздухе

Теперь ребенок безумно счастлив даже непродолжительным пешим прогулкам. Так как он еще быстро устает, не стоит забывать о коляске: 10-15минут ходьбы и полчаса-час катаемся. Через несколько недель малыш может полностью отказаться от коляски, но, зачастую, указанное чередование его вполне устраивает.

Прогулки не должны осуществляться в пик жары и в ветряную, морозную погоду. Если погода благоприятна для длительных гуляний – чем дольше, тем лучше.

Единственное, стоит учитывать режим кормлений и дневного сна.

Сбалансированное питание

В этом возрасте малыш уже перешел на общий стол, что добавляет ему уверенности в себе: я часть коллектива. В рацион включены все необходимые продукты, и теперь остается контролировать их качество, свежесть и способ приготовления.

Лучше избегать жаренных, жирных, тяжелых блюд. Такая пища не каждому взрослому под силу, что уж говорить о незрелом детском организме. Ребенок должен ежедневно употреблять мясо, молочные продукты, фрукты, овощи, сливочное и растительное масло. Не реже 3 раз в неделю необходимо давать яйцо (куриное, перепелиное) и рыбу нежирных сортов.

Более сытные блюда даются в первой половине дня.

Со сладостями, продуктами брожения и газированными напитками необходимо быть крайне осторожными. А лучше их полностью исключить. Источниками глюкозы вполне могут стать бананы, яблоки и кусочек кураги (если малыш не склонен к аллергическим реакциям). Шоколад оставляем на потом – к нему, как говорится, приучать не надо.

Развивающие игры

Помимо пеших прогулок и всяческих подвижных игр, родителям стоит уделить внимание развитию речи малыша, его сосредоточенности, памяти. Ежедневное рассматривание карточек с изображением геометрических фигур, разных цветов, или животных, поможет сформировать ассоциацию с предметами, окружающими малыша. Мама может говорить и показывать: «Вот круг, он зеленый, как и этот коврик», «Вот пес, как у дяди-соседа, он говорит: «Гав», и т.д. Незамысловатые занятия очень мягко привьют ребенку представление о множестве предметах, объектах.

Полезно начать складывать крупные конструкторы и пазлы. Стоит избегать игрушек не по возрасту – они не принесут пользы, а только вызовут раздражение у ребенка.

Игры с раскладыванием мелких предметов в крупные, открыванием и закрыванием коробок, банок очень нравится малышу, так как ему приятно наблюдать результативность собственных стараний.

Какую игрушку малыш с удовольствием не выпустит с рук?
Функциональная, яркая и вовлекающая – все эти определения присутствуют в игрушках интернет магазина Fisher Price.
Развивающие игрушки для детей, конструкторы, звуковые книжечки, ночники и много других интересных товаров для вашего малыша. Вы все это можете купить в интернет магазине Fisher Price

Профилактика синдрома гипервозбудимости

Как только малыш научится уверенно ходить, автоматически расширяется спектр эмоций. Ведь теперь ему доступно больше всего: возможностей, пространства, предметов для изучения. Ребенок жадно впитывает информацию, поступающую отовсюду и в большом количестве.

На первый взгляд безобидные, физиологичные процессы могут вредить малышу. Его нервная система еще не способна справляться с такими объемами информации и быстро переутомляется. За 2 часа до ночного сна лучше перейти на более спокойные мероприятия: легкий массаж, спокойные игры, чтение книг. А выплескивание фонтанирующей энергии должно осуществляться в утренние/ обеденные часы (помимо периода дневного сна).

В полтора годика малыш станет еще более самостоятельным и независимым от участия папы и мамы. Главное, чтобы за время предыдущих этапов, он впитал и получил все, что диктует развитие ребенка определенного возраста. Период «механических» достижений позади: теперь малыш превращается в настоящую, осознанную личность. Надежное плече родителей, их любовь и поддержка остаются неким каркасом для формирования взрослого, независимого человека.

Материал подготовила

Врач-неонатолог

Скавинская В.

 

 

Комментировать

Нажмите для комментария