Акушерство та гінекологія

Как выглядит новорожденный ?

Как выглядит новорожденный ?

Общее детальное описание новорожденного. Признаки нормального и здорового ребенка. Органы чувств у новорожденного.

Пропорции тела новорожденного существенно отличаются от пропорций взрослого человека. Голова новорожденного кажется очень большой и тяжелой для его крохотного тельца. К моменту рождения она составляет четвертую часть туловища, к двум годам — пятую, к 18 — приближается к 1 /8.
Пропорции частей тела. Вначале туловище ребенка длиннее, чем конечности, а руки длиннее, чем ноги. Стопы малыша кажутся несоразмерно большими, живот, выпячиваясь вперед, выглядит надутым. У ребенка еще слабо развита подкожная жировая прослойка, поэтому он может казаться худым. Со временем соотношение частей тела изменится, жировая прослойка увеличится.

Голова. У новорожденного редко бывает идеально круглая голова. Сдавливание головы во время родов и смещение костей черепа для защиты мозга обычно приводят к изменению ее формы. Часто голова бывает овальной формы для того, чтобы ребенок легче проходил по родовым путям. Голова может быть отечной, сдавленной в некоторых местах или вытянутой в длину. Деформации возникают из-за сильного сжатия мышцами матки во время схваток. Но даже если голова и кажется слегка шишковатой или припухшей, уже в первые недели жизни ребенка деформация формы головы заметно уменьшается.

Зубы. Новорожденный обычно рождается без зубов. Первые зубы прорезаются на четвертом-восьмом месяце жизни. Очень редко случается, что ребенок рождается с зубами или они появляются раньше срока. Это мешает грудному кормлению, потому что зубы могут ранить сосок.

Кожа. Кожа новорожденного редко выглядит идеально чистой. Нередко встречаются красные и голубоватые пятна, красные или белые прыщики с желтой серединой. Кожа младенца, если его внутриутробный период сопровождался недостаточным питанием, почти всегда сморщенная. Голубые пятна, похожие на синяки, на самом деле связаны с временным изменением кожного пигмента. Они чаще встречаются у младенцев с темным цветом кожи, совершенно безвредны и со временем исчезают. К концу первого месяца кожа обычно очищается.

Смазка. При рождении кожа ребенка покрыта белым жировидным веществом, называемым первородной смазкой. Она является естественной защитой кожи. После родов ее можно оставить, чтобы она впиталась.

Высыпания и прыщики. У некоторых детей появляется пятнисто-красноватая сыпь с маленькими белыми точками. Это состояние обычно длится несколько дней и проходит без лечения. У новорожденного бывают различные прыщики. Большинство из них вызвано недостаточно хорошим функционированием кожи и ее пор. Красные или белые прыщики с желтой серединой на кончике и крыльях носа исчезнут сами через несколько дней.

Шелушение кожи. Некоторые дети рождаются с сухой шелушащейся кожей на ладонях и подошвах. Это — не признак экземы. Все исчезнет через несколько дней.

Родничок. Родничок — это мягкий участок на голове ребенка, место соединения четырех костей, образующих верхнюю часть черепа. Постепенно кости срастутся, и родничок исчезнет. Он закрывается в период между девятым и восемнадцатым месяцем жизни, обычно к году. При хорошем освещении видно, как родничок пульсирует в ритме пульсации сердца. Родничок защищен очень плотной пленкой, поэтому повредить его при обычных манипуляциях с ребенком практически невозможно.

Волосы. Многие дети рождаются сразу с волосами. Эти волосы могут остаться, а могут выкататься. У ребенка может быть волосистый пушок (лануго) по всему телу, на плечиках, ушках, висках, лице. Не волнуйтесь, это совершенно нормальное явление, пушок выкатается спустя 1-2 недели.

Ногти. Доношенный новорожденный ребенок сразу имеет ногти, чуть длиннее кончиков пальцев.

Глаза. У всех новорожденных вначале серо-голубые глаза. Это объясняется тем, что в радужной оболочке отсутствуют пигменты. Они образуются через несколько недель после рождения, и глаза ребенка начнут приобретать цвет. Но только в год или два у ребенка сформируется определенный цвет глаз. Сразу после рождения глаза слегка отечные. Это происходит вследствие сильного сжатия во время родов. Отечность проходит сама через несколько дней. Ребенок поначалу косит глазами, и это нормально, так как умению видеть ребенок будет еще учиться. Если же ребенок продолжает косить в два месяца, покажите его врачу.

Есть ли причины для беспокойства?

Новорожденный ребенок обычно плачет без слез. Слезные протоки у многих новорожденных закупорены или сужены, поэтому слезы не могут вытекать, и в уголках глаз образуются белые выделения. Это сужение проходит само в первые месяцы жизни.

Если вы заметили, что у ребенка конъюнктивит, его глазки склеиваются, особенно после сна, в этом случае промывайте глаза крепким чаем, очень светлым раствором перманганата калия или настоем ромашки. Если у ребенка не длинные ресницы, можете закапать ему свое молоко. Если воспаление исчезнет, можете не волноваться, если же отечность очень сильная, глаза закисают постоянно, и через несколько дней улучшение не наступает, нужно сделать бактериологическое исследование выделений из глаз, чтобы выяснить, не было ли инфицирования. Этот анализ вам сделают в детской поликлинике.

Родимые пятна. У новорожденного могут быть розовые пятнышки на переносице, веках, на подбородке и вверху на шейке возле головки. Это увеличенные кровеносные сосуды-гемангиомы, которые уменьшатся через несколько месяцев. Они красного цвета, иногда немного выпуклые, и могут достигать размера пятикопеечной монеты. Они не доставляют неудобства ребенку, и со временем исчезнут сами. Через месяц-два пятно станет менее заметно, а к году или к трем вы не сможете отличить его от других участков кожи.

Кефалогематома. Кафелогематома — опухоль, которая возникает во время родов. Под кожей у ребенка скапливается кровь. Небольшие кафелогематомы рассасываются в первые часы или дни после родов. Если после двух недель у ребенка еще есть кафелогематома, обязательно покажите его хирургу. При необходимости врач удалит эту кровь шприцем. Если же вы упустите время и покажете ребенка через месяц, то опухоль может уплотниться (кальцинироваться).

Дыхание. Новорожденные дети дышат неритмично. Временами их дыхание становится слабым, едва слышным. Иногда ребенок храпит во сне. Это явление совершенно нормальное. Если ребенок постоянно издает подобные звуки во сне, вас это не должно беспокоить. С другой стороны, если затрудненное дыхание возникает внезапно и имеет совершенно иной звук, чем постоянное дыхание, — это может быть вызвано крупом, астмой или другим заболеванием. В этом случае, покажите ребенка врачу.

Вздрагивание. Новорожденные вздрагивают от громких звуков и неожиданных изменений положения тела. Некоторые дети более чувствительны, другие — менее.

Дрожание. У некоторых новорожденных временами бывает дрожание подбородка, рук и ног. Это признак того, что нервная система еще не совершенна. Со временем эти явления проходят. Подергивания во сне также бывают у многих маленьких деток. Если подергивания приобретают характер повторяющихся и переходят в дрожание и подергивание всего тела, нужно обязательно посоветоваться с врачом.

Желтуха новорожденных. Физиологическая желтуха объясняется распадом лишних красных кровяных телец. На ранней стадии жизни печень многих новорожденных не в состоянии справиться с огромным количеством желто-красного пигмента билирубина и не может полностью вывести его через почки. Билирубин окрашивает кожу ребенка в желтый цвет. Обычно желтушка нарастает со второго по пятый день. К двум неделям она проходит. Если желтуха держится долго, ребенка нужно показать врачу для определения концентрации билирубина в крови. Если окажется, что уровень билирубина превышает норму, ребенку потребуется лечение.

Икание — это рефлекторное движение диафрагмы — плоской мышцы, отделяющей живот от грудной клетки. Икание появляется после еды и длится только несколько минут. Оно совсем не опасно и не беспокоит ребенка.

Чихание. Если ребенок в первый месяц чихает сухо или у него есть отдельные корочки в носу, это совершенно нормальное явление. Происходит послеродовая очистка организма. Сухие покашливания, почихивания вовсе не означают, что ребенок простудился. Если же из носа ребенка текут жидкие выделения, — это насморк и его нужно лечить.

Моча. Сразу после рождения, до появления у мамы молока, ребенок мочится редко, а с третьего дня, после того как он начнет получать уже достаточно пищи, он начнет мочиться часто — до 20 раз в сутки. В первые дни моча имеет интенсивно желтый и даже коричневый цвет. В последующие дни она станет абсолютно прозрачной и не будет оставлять пятен. Используйте подгузники, особенно во время сна.

Стул. Первые два дня после родов стул ребенка темный, черный или черно-зеленый и вязкий по консистенции. Это отходит меконий, первородный кал, — все, что накопилось у ребенка в кишечнике за внутриутробную жизнь. После двух дней начинается переходный стул. Он еще похож на меконий, но уже более светлый и не такой густой. Через четыре дня у ребенка устанавливается обычный детский стул консистенции сметаны от соломенного до ярко-желтого цвета. Не волнуйтесь, если стул ребенка не совсем однороден и в нем присутствуют белые комочки.

Половые органы. Воспаленная крайняя плоть у мальчиков и выделения из влагалища у девочек связаны с гормональными изменениями в организмах новорожденных. У девочки выделения могут быть белыми, прозрачными, розоватыми, красными, вплоть до маленькой менструации. У девочки все выделения нужно аккуратно вымывать ваткой. У мальчика, является необходимым, аккуратно отделяя кожицу от головки члена, промывать крайнюю плоть. К концу первого месяца все эти явления закончатся.

Молочные железы. Припухлость молочных желез может быть как у девочек, так и у мальчиков. Под влиянием гормонов в них собирается чуть-чуть молочка, и они слегка припухают. Если при этом нет покраснения и возле сосочка нет затвердений, то делать ничего не нужно. Если же припухлость достаточно большая, железа твердая, то это немного похоже на грудницу, как у мамы, застой молочка в груди. В этом случае нужно приложить капустный лист, предварительно слегка отбив его и обдав кипятком. Можно использовать компресс из творога. Хорошо оправдывает себя лепешка из черного хлеба, меда и масла. Масло и мед нужно слегка разогреть, затем замесить немного теста из черного хлеба так, чтобы получилась лепешка. Эту лепешку нужно остудить и положить на грудку ребенку. Если эти методы не помогли, и железа довольно твердая, в этом случае мы рекомендуем обратиться к врачу.

Пупок. После родов пуповину перерезают на расстоянии 2-3 см от живота ребенка. Оставшуюся часть пуповины нужно несколько раз в день равномерно обрабатывать густым раствором марганцовки, или зеленкой, сушить на воздухе. Важно тщательно обработать срез пуповины, а также всю длину пуповины вплоть до пупочного колечка (его обрабатывать не нужно). В противном случае на животике у ребенка будут ранки и сильно шелушащаяся кожица. Через несколько дней после рождения, чаще на 4-5 день, пуповина отпадает сама. После этого остается еще незатянувшаяся пупочная ранка, которую нужно несколько раз в день тщательно промывать 3%-ным раствором перекиси водорода. Удобно из пипетки капнуть пару капель в пупочек, а потом стерильным ватным тампоном тщательно вымыть пупочное колечко. Раз в день после обработки перекисью рекомендуется обработать пупок зеленкой. Желательно это делать после купания ребенка.
Многие родители беспокоятся, что может образоваться пупочная грыжа. Нужно дать немного подрасти малышу, когда жировая прослойка увеличится, пупок перестанет выпячиваться. Хорошей профилактикой пупочной грыжи служат занятия гимнастикой для укрепления мышц живота.

Мир чувств ребенка

Раньше считалось, что новорожденный не слышит, не видит, и у него отсутствует обоняние. Предполагалось, что ребенок, имея органы чувств, просто не умеет ими пользоваться. Но эта гипотеза была опровергнута многочисленными научными исследованиями. Сегодня доказано, что плод в утробе матери не только имеет все пять органов чувств, но и успешно пользуется ими. Он тренирует чувства равновесия и осязания, он умеет слышать и запоминать звуки, а после рождения ребенок сразу различает знакомые голоса, он видит и осязает.

Если вы во время беременности пели или слушали музыку, рисовали или ходили на выставки, плавали в бассейне, то ребенок впитал все эти знания и рано или поздно порадует вас тем, что наука не пропала даром.

Новорожденный в состоянии все, что он воспринимает своими органами зрения сразу после рождения, связывать воедино, упорядочивать и реагировать на это. Сразу после первого вдоха ребенок начинает пользоваться своими органами чувств, чтобы познавать мир, в который он пришел. Ребенок не только использует навыки, полученные в утробе матери. За короткое время он быстро обучается всему новому. У него есть огромные потенциальные возможности многое усваивать.
Современные исследования дают ответ, что же видит и чувствует ребенок сразу после рождения.

Зрение. Если ребенок рождается в помещении с приглушенным светом, он широко открывает глаза и начинает осматриваться вокруг. Если он рождается в родильной комнате с ярким освещением, то плотно смыкает глаза: он поступает так, чтобы не ослепнуть в первый момент. Сразу после рождения ребенок ищет зрительный контакт с мамой. Он видит в пределах 20-30 см. С точки зрения выживания таким объектом является его мать и еда, а все остальное на этой стадии развития может лишь повергнуть ребенка в панику. Ребенок еще не воспринимает детали. Притягивает ребенка лицо — большой круг, на котором есть два маленьких круга и горизонтальная и вертикальная полосы носа и рта. Ему нравится все, что движется и излучает эмоции. Вы можете заметить, что движения обоих глаз еще недостаточно скоординированы, однако, это не настоящее косоглазие. Диагноз косоглазия у младенца устанавливается к третьему месяцу жизни, когда зрительный нерв почти полностью сформирован. В этот период ребенок может лучше наводить взгляд на окружающие предметы, четче их видеть, дольше на них сосредотачиваться. Движущиеся предметы он будет провожать глазами. Его все больше начинает интересовать окружающий мир. Примерно с шести месяцев он начинает отличать лица других людей от лица мамы и папы. Одновременно включается реакция беспокойства и тревоги на незнакомый раздражитель. Полностью зрение формируется лишь к четырем годам, но к году большинство взрослых реакций на внешний зрительный раздражитель у ребенка уже сформированы.

Годовалый малыш уже полностью визуально адаптирован.

Слух ребенка также натренирован еще с внутриутробной жизни. Там он слышал биение сердца матери, пуповины, различные звуки извне. Хотя слуховой нерв полностью развивается лишь к концу первого года, у ребенка ярко выражена способность слышать с момента появления на свет. Он сразу отличает знакомые голоса от чужих. Более всего слух ребенка настроен на голос мамы, это не удивительно, ведь он привык уже к ее голосу. Сразу после рождения и в течение еще нескольких дней внутреннее ухо ребенка заполнено жидкостью, которая смягчает восприятие невероятного количества разнообразных звуков, которые обрушиваются на младенца после появления на свет. Ребенок поворачивает голову в направлении, откуда доносится звук. Установлено, что ребенку больше нравятся высокие частоты, чем басы. Многие взрослые люди инстинктивно меняют тембр голоса на более высокий при разговоре с ребенком, ведь такой голос ему нравится больше. Мама, разговаривающая с ребенком, воркующая над ним, оказывает ему неоценимую услугу. У человека слух напрямую соединен с уникальной функцией, которой не обладает больше никакое существо на Земле, — способностью к членораздельной речи. Но начиная со стадии полового созревания, она начинает угасать. Ирония заключается в том, что к тому моменту, когда человек сможет воспользоваться дорогостоящей стереосистемой, он уже не сумеет ее по-настоящему оценить.

Органы обоняния. В мире взрослых зрение безраздельно господствует над обонянием, однако в жизни младенца его нос играет очень важную роль. Ребенок сразу после рождения различает запахи, он сразу узнает свою мать по специфическому запаху ее кожи и может отличить ее от других женщин. Удивительного и мать может по запаху узнать своего ребенка без каких-либо других подсказок. Ребенок накладывает свой запах на материнскую грудь, на свои игрушки и пеленки. После того, как их отстирывают, ребенок теряет к ним интерес.

Вкус. В лоне матери ребенок уже различал вкус. Во рту у новорожденного значительно больше вкусовых рецепторов, чем у взрослого человека, некоторые из них расположены даже за щеками. Все они направлены только на одно — на восприятие материнского молока. Проведение многочисленных экспериментов по подслащиванию и подсаливанию околоплодной жидкости показывает, что ребенку разнообразные вкусовые ощущения были небезразличны. Существуют четыре основных вкуса: сладкое, кислое, соленое и горькое, которые в сочетании дают всю ту гамму вкусовых ощущений, которой наслаждаемся мы, взрослые. Но у ребенка работает другая динамика. Раствор сахара вызывает сильный сосательный рефлекс, а раствор соли — совершенно другую реакцию. Эти механизмы обеспечивают ребенку соблюдение строгой молочной диеты.

Вкусовые пристрастия, по мнению ученых, начинают формироваться еще в период внутриутробной жизни. Если во время беременности вы употребляли в пищу чеснок, лук или пряности, вы можете употреблять их и во время грудного вскармливания. Хотя молоко будет иметь запах этих веществ, ребенок будет с аппетитом потреблять то, к чему он уже привык.

Чувство осязания. Посредством осязания новорожденные могут ощущать нежные прикосновения, тепло, холод и боль. Осязание тоже развито со времени жизни в лоне матери. Интенсивный телесный контакт, поглаживание, ношение на руках особенно важны в первое время потому, что способствуют лучшему здоровому развитию ребенка и являются необходимым компонентом для развития органов чувств. Они также способствуют образованию определенных гормонов, которые влияют на рост и умственное развитие ребенка. Значит, то, что маленький ребенок просится на руки, -это не прихоть, а жизненно важная для него необходимость?

Способность мыслить. Часто спрашивают, разумен ли младенец. Строго говоря — нет. Разум — это способность сопоставлять вновь возникшие проблемы с опытом прошлого. Новорожденный слишком мало жил, чтобы иметь какой-либо опыт прошлого. Однако у него есть способность к обучению. Как губка, он впитывает впечатления, поступающие к нему от всех органов чувств. Мозг здорового ребенка к моменту начала ходьбы буквально начинен впечатлениями. У нас нет уверенности, что скучное младенчество ведет к отставанию в развитии, но стоит ли рисковать.

Комментировать

Нажмите для комментария