ВУЗ – последняя и одна из важнейших ступеней, на пути к завершающему этапу общеобразовательной подготовки и началу трудового стажа. Для медиков – это шаг до начала самостоятельной врачебной практики, предполагающей огромную ответственность и напряженную работу.
Вряд ли на этом этапе кто-то из нас задумывается, что от этих навязчиво-стрессовых нескольких лет зависит комфорт и возможности всей последующей «трудовой жизни». Умение быть объективным и борьба с неискореняемой субъективностью – пожизненный труд, ведь результата нельзя добиться раз и навсегда!
Как находить общий язык с людьми? Парадоксальная загадка, которую никто не сможет разгадать: почему порой люди могут понимать язык жестов, и прекрасно взаимодействовать, но могут и не понимать друг друга, произнося слова единственного государственного языка? Почему этому не учат в медицинских ВУЗах?
На все вопросы, к сожалению, мы не можем получить ответов. Но вникать в них необходимо однозначно, ведь некоторые ответы практически на поверхности, необходимо просто внимательно присмотреться!
Психология юношества…
К счастью, проблемами различного характера на этапе студенчества заинтересовались многие педагоги и психологи в самых разных уголках мира. Разные типы личности – разная обучаемость, разные достижения, и в итоге – разные специалисты. Однако есть и общее в студентах – период юношества, становления личности, которые напрямую влияют на обучение и итоговые результаты.
Социальная обстановка напрямую влияет на становление, развитие личностных характеристик в рамках определенного возрастного периода. Ввиду непрерывной жизненной динамики, условия работы/учебы, социальной обстановки постоянно меняются. Студенты — как раз та категория людей, которая остро это ощущает.
Сложные отношения с родителями, самоутверждение, потребность в признании и уважении – все это становится в один ряд с необходимостью воспринимать огромное количество материала, да еще и бережно хранить ее в архивах памяти, для детального воспроизведения в нужный момент!
Будто забыв о том, какой ловушкой является период юности, взрослые напрочь игнорируют специфику поведения и потребностей своих детей и учеников. Некоторые из проблем откровенно преувеличены, некоторые – несправедливо недооценены. Но все люди разные – перфекционизм в оценке личности неуместен!
А если подумать, в конкретной ситуации, взрослые сейчас воспитывают врачей для себя же, для своих детей и внуков. Именно взрослые, состоявшиеся люди, способны создать благоприятные условия для формирования личностей с правильным стержнем и профессионалов своего дела.
Понимание того, какие проблемы, трудности, тупики для студентов являются ключевыми, можно успешно повлиять на конечный результат, а значит — добиться поставленной цели. Цель, в конкретном случае – самостоятельная, самореализовавшаяся личность и хороший врач-специалист. Прежде всего, это повысит уровень обучаемости, снизит уровень конфликтности, и, скажем, социальной антиадаптации.
Если говорить о медиках, среднестатистический возраст студенчества от 17-ти до 25-ти лет (опускаем варианты получения второго образования и тому подобное). Основная часть как раз припадает на период юности.
Всем и так понятно, что этот период жизни является определяющим: внутренняя борьба за принципы, страхи, сомнения, формирование мировоззрения в глобальном смысле, и определенный выбор. Выбор касается далеко не одной профессии. Каким, кем будет этот человек?
Формирование жизненной позиции и выбор жизненных ценностей – задачи не из простых. Не каждому взрослому под силу справиться с ними. Что важно, что правильно, какие у него есть права, что есть истина… Как раз в этот период случаются испытания: добро и зло тянет словно канат, каждый в свою сторону. И выбор делать именно растерявшемуся человеку, а не мудрому родителю и всезнающему преподавателю. Искушение запретов и стремление к глобальным целям. Хм… что же выбрать?
Может ли повлиять социум, родители, друзья на этот выбор? Могут, но, в конечном итоге, «да», либо «нет», скажет юноша без опыта и истинных понятий. А тут еще и половое созревание… И никуда от этого не деться. Серое вещество настроено на другие волны, и приходится реально бороться с ним. Эмоции, страсть, чувства – то, что нельзя запретить, сложно подавить, и невозможно отрицать их естественность и важность в этом периоде.
Герой или антигерой
В это возрасте кто-то из них станет авторитетом. К счастью или сожалению – это неизбежно. Идеалы – синоним юношеского возраста, и в лучшем случае, они будут выбраны правильно!
Самореализация в карьере, творчестве, семейной жизни – простое ли решение? А что, если осознание неправильного выбора придет на четвертом курсе? Бросать что ли?
Правильное отношение к самому себе поможет достичь саморазвитие через самообразование. Только так. Для этого необходимо осознать собственную индивидуальность, значимость, важные качества, научиться адекватной самооценке и самоуважению. Переоценка ранее заложенных стереотипов и суждений неизбежна. А к этому стрессу подготовиться нельзя. Первые и глубокие мысли о том, в чем заключается смысл жизни, или бытия, какова собственная роль в огромном мире, какая перспектива, какие итоговые результаты необходимо получить? В это время формируется простое для взрослых понятие «планы на жизнь», на ближайшую и будущую перспективу.
Беря на себя ответственность и полномочия вершить собственную судьбу, юноша становится взрослым. Такое простое определение взрослости!
А затем, начинается реализация планов на жизнь, исходя из понимания того самого смысла жизни! Но твердая решимость без динамического процесса – пустое. Пустив все на самотек, человек может на годы, или даже на всю жизнь остаться на психологически-подростковом уровне.
Студент и социум
Социогенный потенциал человека формируется именно на этапе студенчества. Мотивация, цель, обучение – общие черты всех студентов. Нерадикально отличающийся возраст, практически одинаковый старт (чаще это «послешкольные» знания), одинаковое время пребывания в условиях студенчества. К тому же, все они относятся к огромной социальной группе – группе молодежи!
Отличиями являются: разница в характере трудовой деятельности (новые навыки), способы и подходы в изучении учебного материала, активность проявления себя в учебной деятельности, самообучение.
Студенты, пришедшие в ВУЗ уже со сформированной системой ценностей, четко поставленными целями, обычно имеют и хороший багаж знаний, и достаточно мощную мотивацию. Они проще поддаются контролю, показывают лучшие результаты. Такие студенты быстрее адаптируются, пытаясь как можно быстрее разобраться в требованиях и правилах, чтобы скорее сосредоточиться на поставленной цели.
Это хорошее начало, но оно должно быть подхвачено грамотной организацией учебного процесса, адекватным взаимодействием учителя и ученика.
Последние факторы способны определить профессиональный потенциал и психологический стержень будущего врача-специалиста, который уже через несколько лет приступит к собственной практике.
Если первые курсы диктуют адаптацию и разного плана конфликты, то к третьему, должен появиться интерес и начало реального внедрения в потоки изучения медицинской практики. Специальная подготовка отодвигает внутренние конфликты на второй план, но побуждает новые переоценки многих понятий.
Последние 5-6 курсы – период определенного отчуждения. Каждый чует приближение самостоятельности, круги общения сужаются до максимального минимума!
Цель стать хорошим специалистом и обеспечить себе достойное будущее, становится приоритетным. Если еще будучи выпускником школы, подросток ставит цель поступить в конкретный ВУЗ, обычно мотивация удерживается надолго, а успешность обучения, гораздо выше чем у тех, кто поступал по воле родителей, «за компанию», или по любым другим причинам!
Признание, уважение и мотивация, могут разбудить стремление стать хорошим специалистом, даже того студента, который не понимал толком, зачем сюда поступил.
Последние курсы – стресс. Больше нет времени и возможности оставаться ребенком – время дела делать, время становиться ответственным и добросовестным специалистом. До или после интернатуры, обычно совершается окончательный выбор: быть или не быть.
Быть профессионалом, быть бизнесменом/добытчиком, либо постоянно сомневающимся доктором? Выбор идет из подсознания. Потому, часть докторов влюблены в свое дело, часть идут на пролом к собственной частной практике (либо уходят в прибыльный фармацевтический бизнес), а часть – ходят на работу, но все время хотят отдать предпочтение семье.
В заключение хотелось бы поставить ударение на том, что не смотря на множество общих характеристик, каждый студент – отдельная единица профессионального и социального общества. Так, как все заинтересованы в здоровье нации и хороших специалистах, стоит хорошенько постараться и создать все условия для их формирования!
Понравилось! Спасибо!
Азарт…Амбициозность…Трудолюбие…Склонность к состраданию и сопереживанию…Хорошая память…Хорошее здоровье…Наличие системы получения знаний…Позитивный характер…Уверенность в поддержке друзей и родственников…Жадность к знаниям…Дипломатия…Порядочность…Вера в добро,
в истину… Увлечённость анализом и сравнением …Умение и стремление ценить свой труд и не распыляться на жизненные ( семейные) неурядицы…
Чистоплотность…Фанатизм…
Эти качества должны быть!