До уваги

Как не обидеть собеседника: пять проверенных способов

Еще Оноре де Бальзак говорил, что критиковать и хвалить нужно с одинаковым мужеством. На самом деле критика является обычным элементом нашего повседневного общения. Каждый раз, когда что-либо не соответствует нашим ожиданиям и представлениям об окружающем мире в нас включается критик. И это вовсе неудивительно, ведь каждый человек имеет свое собственное мировоззрение, основанное на его личных убеждениях, родительском воспитании, предыдущем жизненном опыте и примере авторитетных личностей.

Критикуем собеседников мы обычно тоже по-разному, а наша критика может быть как полезной и конструктивной, так и обидной, унизительной, и даже пугающей. То же самое относится и к тому, когда критикуют нас, ведь многие вообще не умеют воспринимать критику в свой адрес.

На самом деле критика является отличным инструментом психологического влияния, но только в том случае, если используется правильно. По этому поводу существует мудрое высказывание Марка Твена о том, что правду нужно подавать как пальто – аккуратно и бережно, а не швыряя в лицо, как мокрое полотенце.

Каковы же основные правила конструктивной критики, не вызывающей негатива у собеседника?

Правило №1

Перед тем как приступать к критике необходимо похвалить. Похвала является основным элементом эмоциональной поддержки и отличной основой для последующего восприятия критики вашим собеседником. \

Правило №2

Перед тем как критиковать кого-либо, укажите на то, что вы тоже не совершенны. Таким образом вы предотвратите негатив со стороны своего собеседника, и он не почувствует, что только с ним не все в порядке, а значит не станет закрываться от вас.

Правило №3

Никогда нельзя критиковать человека – критика уместна только по отношению к поступкам и действиям. Фразы типа: «ты лентяй», «ты слабак», «ты обманщик», «у тебя никогда ничего не получается» это не критика, и никакого конструктива в них нет, а значит ничего кроме злобы и сопротивления у вашего собеседника они не вызовут. \

Правило №4

Если вы критикуете, то предлагайте сразу и решение ситуации. Обратите внимание, что решение должно быть выполнимым и вполне конкретным, никакой размытости и общих фраз. Можете спросить у вашего собеседника как он сам видит возможности решения сложившейся и подвергшейся критике ситуации. Придайте проблеме большей значимости, стараясь объяснить кому и почему это важно. Ведь для значимых для нас ситуаций мы всегда находим и ресурсы, и время.

Правило №5

Подчеркните, как для вас важен ваш собеседник. Понадейтесь вслух на то, что таких ситуаций больше не повторится. Кроме того, крайне важно уточнять у собеседника его отношение к услышанной критике и попытаться понять и принять его мнение. Старайтесь всегда общаться на позитиве, ведь основная задача критики не обижать окружающих, а мотивировать их на конкретные действия и поступки. Учитесь не только правильно критиковать, но и спокойно воспринимать критику на свой счет. Тогда вы будете не только отличным другом и собеседником, но еще и научитесь извлекать из критики опыт и использовать ее как толчок к активному движению по направлению к своим собственным целям.

Комментировать

Нажмите для комментария