Именно родители закладывают фундамент будущей личности и прививают все плохое и хорошее ребенку тоже они.
В основе этого ощущения лежит неадекватная, обычно, заниженная самооценка. Корни этого понятия уходят в психоанализ Адлера, именно он впервые ввел это понятие. Большое внимание уделял этой проблеме и Фрейд.
Люди, страдающие комплексом неполноценности, постоянно сравнивают себя с другими, и это сравнение оказывается не в лучшую сторону, всегда найдутся окружающие, которые более успешны, привлекательны и т.п. В результате человек постоянно находится в состоянии напряжения и в погоне за своими идеалами теряет смысл жизни и не успевает радоваться тому, что имеет.
Какие же причины комплекса неполноценности?
Учитывая, что понятие ввели психоаналитики, причины комплекса неполноценности они увидели в детстве. А именно, в отношениях между ребенком и родителями, именно родители закладывают фундамент будущей личности и прививают все плохое и хорошее ребенку тоже они.
При этом комплекс неполноценности может развиться у ребенка и в достаточно благополучных семьях, где родители часто не обращают внимания на, казалось бы, безобидные высказывания, которые при многократном повторении вызывают у ребенка комплекс неполноценности.
Например, высказывание:
«Ты еще не дорос до того, чтобы у тебя была такая большая стеклянная чашка», вызывает у ребенка желание поскорей дорасти.
Причем ребенок воспринимает эту фразу буквально: «Нужно стать выше ростом и тогда мне можно будет пользоваться такой чашкой!».
В результате, если мальчик остается и в подростковом возрасте и во взрослой жизни ниже ростом, чем большинство окружающих мужчин, тогда у него возникает комплекс неполноценности. У девочек, конечно, тоже появится такой комплекс, но у женщин разница в росте более сглажена и поэтому проблема не воспринимается так остро.
Как общаться с ребенком правильно?
Пример с развитием комплекса неполноценности ввиду низкого роста самый яркий, кроме маленького роста существует еще много других «проблем», которые прививаются ребенку родителями.
Рассмотрим наиболее распространенные проблемы и способы их профилактики:
1. У женщин очень часто бывает искажена оценка своей внешности (я толстая/худая, я некрасивая, у меня длинный нос/руки/ноги и т.п.). Такое отношение к своему телу прививается тоже родителями! Когда девочка чаще всего слышит только критику своей внешности (ты опять плохо причесалась/помылась/оделась…) и очень редко слышит похвалу своей внешности.
А потом в подростковом возрасте всегда найдется «добрый» сверстник или сверстница, который только укрепит этот комплекс своими высказываниями – развивается комплекс.
Нужно чаще хвалить своих детей за опрятность, называть их красивыми, а если нужно внести коррекции во внешний вид, но делать это мягко, спокойно и с улыбкой.
2. Когда ребенок не может выполнить какое-то действие, по любым причинам (не хочет, действительно не может ввиду своего возраста, не понимает, что от него хотят), и родители начинают называть его неудачником (ты наверно еще маленький, поэтому не можешь; ты что, глухой/тупой…?, ты криворукий, опять разбил чашку!…), тогда у ребенка возникает комплекс неудачника.
Чтобы ребенок выполнил вашу просьбу, необходимо объяснить ему доступным языком, что вы от него хотите и зачем это нужно. Не нужно относиться к детям, как к глупым животным. Даже младенцы понимают много слов и очень хорошо понимают интонацию.
Общайтесь с ребенком, как со взрослым, только на доступном ему языке, спокойно и с улыбкой высказывайте свои просьбы.
3. Частые необоснованные запреты вызывают у ребенка ощущение, что ему ничего нельзя. В результате он принимает решение самостоятельно, что ему можно все ввиду врожденного любопытства, так необходимого для изучения окружающего мира. Хуже всего, если запреты меняются каждый день, в зависимости от настроения родителей.
«Вчера можно было есть варенье руками из банки, а сегодня нельзя. Значит, меня уже не любят!», — вот так думает малыш. Такие же мысли у него возникают, если у всех членов семьи разные запреты.
На семейном совете решите вместе, что действительно нельзя вашему ребенку и все остальное ему разрешайте. Почему нельзя, нужно доходчиво, спокойно объяснить. В этом случае можно и без улыбки.
4. Очень опасный комплекс неполноценности, связанный с низким ростом, берет свои корни из частого повторения фразы: «Вот вырастешь и потом…». Не нужно создавать у ребенка желание поскорее вырасти, наоборот, объясняйте, что в таком возрасте много преимуществ (можно не ходить на работу, можно заниматься своим любимым делом…).
Постарайтесь выполнять все желания ребенка в разумных пределах. Если ему что-то нельзя давать ввиду возраста (опасные инструменты, нож, вилку и т.п.), говорите, что это опасно для него.
Чаще всего традиции воспитания и общения с детьми передаются из поколения в поколение, бессознательно мы повторяем своим детям то, что слышали от своих родителей. Поэтому проанализируйте все свои фразы и требования к детям, вспомните, что у вас в детстве вызывало дискомфорт, и не повторяйте ошибки своих родителей!
Комментировать