Часть-3
NB! Позволю себе высказать личное мнение: если бы в школе, классе в 8-9-м, показывали фильм: «Дневник баскетболиста», возможно это дало больше результатов, нежели многочисленные лекции из разряда: «Это хорошо, а это — плохо».
Психология подростков сложна, и подходы должны быть отнюдь не стандартными. Дать ощущение комфорта, или напротив, вывести из зоны комфорта; массовый призыв или спокойная беседа за закрытой дверью; давящая мотивация, или приведение простых, поучительных примеров из жизни. Какая из моделей универсальна? Универсальной нет.
Информирование – эффективный подход. Беседы, лекции, консультации, чтение полезных книг и просмотр полезных фильмов. Мощное воздействие, которое обычно дает хорошие результаты. Влияние на когнитивные процессы личности, которые должны ответить желанием к конструктивным действия, конструктивному мышлению и принятию решений. Часто должный эффект оказывают статистические данные, если только они не несут запугивающий характер или прямую угрозу: «От злоупотребления алкоголем, ежегодно умирает столько-то людей, и если ты не прислушаешься, через пару лет тебя постигнет та же участь!». Обычно еще приводятся примеры известных личностей.
Конечно же, это производит незабываемое впечатление, но, как показывает опыт, редко приводит к желанным результатам, а иногда, даже пробуждает интерес к ним! Важно отметить, что подобная информация должна предоставляться своевременно: не раньше, не позже, нежели личность способна ее адекватно воспринять и переварить.
Все идет к тому, что давление и запугивание должно искорениться из методов общественной борьбы с девиантным поведением.
Активное социальное обучение – достаточно эффективная методика, включающая:
- Тренировка устойчивости/резистентности к влиянию отрицательных негативных факторов.
Подросток должен научиться отличать правильное мнение/действие от деструктивного, и уметь противостоять ему, говоря «нет!»
- Эффективно-ценностное обучение.
Распознание эмоций, которые приводят к формированию девиантного поведения, порой оказывается решающим шагом к «исцелению». Бороться со стрессом может не каждый взрослый, что уж говорить о подростках.
- Жизненные навыки.
Социальные навыки, помогающие добиться комфорта в социальной среде. Порой им надо учиться самостоятельно, а порой, целенаправленно, благодаря помощи педагога или психолога. Коммуникабельность, рациональная оценка различных ситуаций, умение разрешать конфликты, нести ответственность, идти к поставленной цели – все это залог благополучия социальной единицы общества.
Альтернатива девиантному поведению
Повышение самооценки и появление стремления к саморазвитию, может сыграть ключевую роль в метаморфозах личности.
Достаточно найти достаточный мотивационный фактор для конкретного человека.
Нередко, личность достигает этого уровня, через определенные испытания: путешествия, походы в горы, экстремальные виды спорта, хобби, творчество, влюбленность, благотворительная деятельность. Что-то из этого обязательно срабатывает, главное попасть в точку.
Участие семьи, близких, играет важную роль. Помимо авторитетного мнения, можно добавить ценность особенного отношения, ежедневного положительного влияния. К сожалению, эти условия есть не всегда.
Здоровый образ жизни
Избитая фраза, которая не теряет своей актуальности. Ответственность за собственное благополучие, порождает и другие виды ответственности и организации. «Экология» мышления способна творить чудеся, искореняя девианта из целостного, гармоничного, здорового человека.
Личностные ресурсы обеспечивают активное поведение, на основе активной жизненной позиции. Таким образом, формируется щит против уязвимости, комплексов, склонности к саморазрушению.
Сведение к минимуму влияния негативных факторов – то, без чего будет очень сложно повлиять на человека, с уже сформировавшимся девиантным поведением.
Методы профилактики могут проводиться как индивидуально, так и в семье, в группе людей. Треннинги, специальные программы, разработанная тактика общения – все это реально работает.
Подробные методики, разработанные отечественными и государственными коллегами, вполне доступны.
При формировании адекватного представления о том, какое значение имеет своевременная профилактика и борьба с девиантным поведением, придет и настоящая потребность в активном участии и концентрации внимания, сил на существующей проблеме.
Хорошее будущее не построится само. Наши дети и есть – будущее!
Также предлагаем ознакомиться:
Девиантное поведение у детей и подростков – звоночек зазвенел! Часть-1
Девиантное поведение у детей и подростков — попробуем разобраться чуть подробнее. Часть-2
Комментировать