Выбор редакции Есть мнение Статьи

В. Гришин: Какой должна быть е-система для здравоохранения

Сегодня услышал замечательную фразу: «Идеальный медицинский прибор должен иметь всего одну кнопку».
С одной стороны, эта фраза иронично характеризует средний уровень компьютерной грамотности медицинского персонала, с другой — является напоминанием о том, что врач должен тратить минимум времени на освоение и работу с оборудованием, и максимум — на пациента.

Електронная система охорони здоров’я буде створена найближчим часом

Уверен, что это вполне справедливо и по отношению к медицинскому программному обеспечению.

В настоящий момент персональные компьютеры есть практически в любом учреждении, во многих даже есть локальные сети, как предшественник электронной истории болезни. Не вдаваясь в подробности, хочу сказать лишь следующее: каждый уголок (принадлежащий подразделению) такой сети подобен рабочему столу — посторонний вряд ли быстро найдёт необходимые ему документы.

А электронные истории болезни, с точки зрения врача, призваны упростить и ускорить поиск информации по пациенту.

В настоящий момент практически любой врач уверенно чувствует себя в каком-либо текстовом процессоре, за исключением, пожалуй, совсем уж почтенных сотрудников предпенсионного возраста.

Заявленная МОЗ программа компьютеризации действительно как никогда кстати. В век высоких технологий меня очень удивляет, что большая часть информации находится на бумаге. Причем, если лечишься у разных врачей в разных клиниках, это начинает еще больше доставлять неудобства, ведь каждый врач хочет знать полную картину болезней, от которых меня лечили. Вот и носишь с собой эти кипы бумаг. Отдельная тема здесь — это получение справок. Ну думаю многие были в очередях.

П. Ковтонюк: Е-система повинная бути зручною та відкритою

Решил поделиться своими соображениями на возможный вариант реализации подобной системы.

Я не претендую на истину в последней инстанции и думаю программисты предложат более профессиональный взгляд, но все же рискну поделиться своим мнением.

На мой взгляд, подобные системы должны решать несколько задач:

  • перевод документооборота, связанного со здравоохранением, в больницах и за ее пределами в электронный вид;
  • сбор данных медицинских исследований (данные осмотра врача, рентген, узи, тесты, анализы крови и т.п.);
  • анализ и систематизация полученных данных;
  • доступ больного к истории болезни и назначениям через интернет, mobile apps;
  • информирование о результатах исследований через sms, email, mobile apps;
  • дистанционное общение больного с лечащим врачом (в том числе и из другого региона);
    создание системы для статистики и объективной оценки эффективности мед.работника, учреждения здравоохранения или регионального подразделения;
  • исключение возможности подмены данных исследований, изменений их в последующем, сокрытия врачебных ошибок – что должно повысить уровень качества предоставляемых услуг;
  • единая централизованная база позволит избежать череды проблем с получением той или иной карты или справки, так как любой врач даже из другого города способен получить всю историю болезни пациента вне зависимости, где была открыта карта;
  • помощь в постановке верного диагноза на основе статистического анализа предыдущего опыта (исключение заведомого неверных диагнозов, помощь в прогнозировании течения болезни при определенных условиях);
  • доступ врача к обобщенному опыту других медиков;

Теперь подробнее остановимся на  основных пунктах.

Сбор и анализ данных медицинских исследований.

Уже сейчас большое количество медицинских приборов могут отдавать данные в электронном виде (не вижу смысла держать их на бумаге). Эти данные могут в будущем стать той незаменимой статистической базой для исследований и финансового анализа и контроля. Опыт в любой области незаменим, тем более в медицине.

Правильный диагноз

Но просто хранить такие данные я считаю прошлым — медицинские системы должны сделать шаг вперед: они могут помогать врачам избегать банальных ошибок постановке диагнозов, они могут помогать ставить верный диагноз (это больше похоже на системы в самолетах, когда пилот забыл убрать шасси после взлета — то система ему напомнит об этом). Возможно в будущем система сама сможет ставить простые диагнозы (такие как ОРВИ, ОРЗ, ВСД и прочие).

Удобство для врача и пациента

Такие пункты, как информирование и доступ к истории болезни через интернет, делают жизнь больного проще. Ведь это не здоровый человек, которому может и не сложно пройтись пару км к медучреждению. А так Вы сидя дома получите все нужные результаты, а также и назначения. Быстро и удобно. Большим плюсом может стать дистанционное общение больного с лечащим врачом.
Единое информационное пространство в пределах всей страны дает Вам возможность не заботиться о том, что приехав в другой город и заболев, придется новому врачу пересказывать , чем же Вы когда то болели.

Экстренная помощь

Я уже молчу про экстренные случаи, аварии и прочее, где нужно действовать, а не рыть бумаги в поисках противопоказаний для конкретного пациента. Возможно, это будет спасать жизни. Как вариант, я бы наносил QR-код медицинской карты человека, на документ удостоверяющий личность или на социальную карточку, водительские права.

Контроль качества и врачебная ошибка

Все данные в системе должны храниться без возможности их удаления и подмены. Это больше похоже на систему контроля версий. Все изменения будут фиксироваться, создавая лишь новую версию документа, но не заменяя старую. Врачебная ошибка будет доступна и видна сразу. Учитывая распределенную систему хранения данных будет сложно «занести» кому надо с целью подменить данные. На этих же данных можно построить систему оценки качества услуг, объективную, с числами.

Лекарства

Большая проблема сейчас — лекарства по рецептам. В системе могут быть уполномоченные аптеки. Тогда врач просто информирует удобную для больного аптеку о том, что необходимо будет определенное лекарство, а больному останется только прийти и забрать его (лекарство).

Читайте далее

В. Гришин: Как может выглядеть е-схема взаимодействия врача и больного

Комментировать

Нажмите для комментария

Здравствуйте,
Выйти

Мы на Facebook