В настоящий момент практически любой врач уверенно чувствует себя в каком-либо текстовом процессоре, за исключением, пожалуй, совсем уж почтенных сотрудников предпенсионного возраста.
Заявленная МОЗ программа компьютеризации действительно как никогда кстати. В век высоких технологий меня очень удивляет, что большая часть информации находится на бумаге. Причем, если лечишься у разных врачей в разных клиниках, это начинает еще больше доставлять неудобства, ведь каждый врач хочет знать полную картину болезней, от которых меня лечили. Вот и носишь с собой эти кипы бумаг. Отдельная тема здесь — это получение справок. Ну думаю многие были в очередях.
Решил поделиться своими соображениями на возможный вариант реализации подобной системы.
Как может выглядеть стандартная схема взаимодействия врача и больного:
- Больной N обратился в отделение больницы B;
- врач M1 выдает больному документ идентифицирующий его с сессией обслуживания;
- для идентификации используется QR-код, содержащий идентификационные данные пользователя. Причем на стороне системы остается только ID сессии, и без QR-кода привязать конкретного человека к этому ID нет возможности. Это обеспечивает сохранность и анонимность данных.
- Врач M1 проводит первичный осмотр, вносит данные первичного осмотра в систему, регистрирует направления на исследования.
- больной забирает документ идентифицирующий его с сессией обслуживания. И идет к врачу исследование у которого у него было назначено
- Врач M2 сканирует QR-код и получает ID сессии обслуживания больного. Проводит назначенное ему исследование и фиксирует данные в системе
- Далее больной возвращается к врачу M1.
- Он сканирует QR-код и смотрит результаты исследования. Ставит промежуточный диагноз. Система фиксирует его. И выписывает назначения, которые также фиксируются. Система дает врачу исчерпывающие накопленные статистические данные по заболеванию на основе предположений врача и анализу результатов проведенных исследований.
- Далее больной опять возвращается для повторной консультации к врачу M1. Он опять сканирует его QR-код и проводит повторный осмотр, фиксирую динамику течения болезни. Если прогноз негативный, то может быть поставлен дополнительный промежуточный диагноз, если первый был ошибочным и зафиксированы новые назначения.
- Если же больной излечился, то сессия обслуживания закрывается. И врач подтверждает окончательный диагноз.
Теперь система может идентифицировать весь опыт взаимодействия данного больного с конкретным заболеванием и врача, а также опыт лечения данной болезни.
Таким образом, система хранит всю полную исчерпывающую картину болезни человек и методов лечения. Наличие карты больного в электронном виде дает значительный прирост в скорости принятия медицинских решений.
Большая ставка должна делаться на мобильные приложения.
Так рабочее место врача может быть мобильным, а не привязанным к кабинету. Медик может оказывать помощь и получать информацию в любом месте, где есть доступ к интернет. А пациент, через мобильное приложение, сможет получать квалифицированные рекомендации по профилактике заболеваний, оказание первой доврачебной помощи, информацию и аннотацию о зарегистрированных лекарственных препаратах, с учетом собственной геопозиции, определить ближайшие аптеки, больницы, травмпункты, страховые компании и т д. Где по умолчанию будет забит номер его семейного врача, скорая и консультативная помощь, его права и перечень гарантируемых государством бесплатных медицинских услуг.
При наличии дополнительных устройств, мобильное устройство сможет контролировать и самочувствие пациента, основные параметры его здоровья, заносить инфо в медицинскую карточку и в случае отклонения оперативно информировать его и семейного врача.
Я бы выделил четыре уровня в структуре системы:
- уровень взаимодействия больной — врач. Сюда входят: веб-интерфейсы врача, веб-интерфейсы клиента, системы рассылки результатов, мобильные приложения.
- уровень учреждения. Та часть системы, которая обеспечивает связь между учреждениями в одном регионе.
- уровень национальный. На данном уровне устанавливается связь между региональными центрами.
- уровень. Здесь только головной центр, собирающий информацию со всех региональных центров.
Для обеспечения безопасности нужно придерживаться нескольких правил:
- база не должна содержать прямые связи между данными исследований и данными, способными идентифицировать конкретного гражданина;
- данные должны дублироваться (усложняет подмену — одновременно подменить данные в трех источниках — как-то маловероятный сценарий);
- обмен данными идет по шифрованным каналам.
Еще раз повторю – все сказанное не является истинной в высшей инстанции, просто хотел высказать, как я бы хотел видеть систему здравоохранения
Комментировать