Питання психології

Есть болезнь или ребенок ее придумал?

Есть болезнь или ребенок ее придумал? — сложный вопрос в практике педиатров, окулистов, хирургов….

К сожалению, я знаю реакцию многих врачей на этот вопрос. Большинство нас, врачей, в условиях современной медицины, больше склонны выставлять диагноз несуществующей болезни, чем спорить и что-то доказывать пациенту, а тем более родителям «больного» ребенка.

Пример из жизни

Чтобы понять, насколько далеко зашла эта проблема в нашем обществе, приведу пример из жизни.

Во время профилактического осмотра у окулиста мальчик 7 лет явно путался с узнаваемыми и неузнаваемыми картинками. В результате окулист решил не изобретать велосипед, а выставить ребенку диагноз — правый глаз 0,7. Мама-врач, которая присутствовала во время осмотра, поняла, что ребенок затеял какую-то игру. После осмотра поговорила с ребенком о необходимости повторного осмотра через время. За это время нужно было разобраться в причинах такого поведения ребенка и убедить его в том, что ношение очков без необходимости может нанести вред его здоровью. Через несколько месяцев бабушка повела ребенка к окулисту, врач переписал диагноз из карточки, смотрел ребенка невнимательно и выписал рецепт на очки.

К третьему окулисту мама повела уже ребенка самостоятельно, провела профилактическую работу и пропаганду здорового образа жизни. Результат двух предыдущих осмотров мама врачу не сообщала. В результате окулист обнаруживает у ребенка совершенно нормальное зрение на оба глаза. О чудо исцеления!

Как повезло ребенку, что его мама — врач, а сколько таких мальчиков доигрались и ходят теперь в очках? А как же наш врачебный лозунг — не навреди?

Придуманные болезни — проблема психологическая

Для детей игра — это основной вид жизнедеятельности. Именно поэтому дети часто фантазируют, а потом уже и легко врут.

Каждый из нас сталкивался с «простудными» заболеваниями своего ребенка по утрам в понедельник, некоторые дети даже умудряются вызвать у себя рвотный рефлекс!

Если эти «простуды» не носят хронический характер, то поводов для беспокойства нет. Ну а если это переходит в проблему, то нужно искать причину. Чаще всего ребенок называет ее сам, но иногда психологи рекомендуют сменить детский сад или школу, насколько глубоко бывает травмирован ребенок.

С вопросом существования или отсутствия  простуды справится практически каждая мама, а вот с ситуациями сложнее приходиться дальше справляться нам!

Детские хирурги с острым животом тоже быстро справляются – оценивают отсутствие симптомов раздражения брюшины  в динамике под контролем анализов и отпускают домой через день.

А вот такие симптомы, как головная боль, нарушение зрения, боли в сердце и другие хронические боли нуждаются в более длительной диагностике.

 

Направляем обязательно к психологу!

Если вы обнаружили у ребенка выдуманную болезнь – не бойтесь говорить об этом родителям! Не нужно заниматься гипердиагностикой, поставьте себя на место родителей этого ребенка. Вы бы хотели, чтобы ваш ребенок с нормальным зрением испортил бы его ношением ненужных очков?

Пока вы исключаете диагноз, проводите диагностику, побеседуйте с родителями наедине, обратите их внимание на возможность выдуманной болезни. А дальше, когда вы пишите в карточке: «Здоров», напишите там же рекомендацию обратиться к детскому психологу. Вы очень поможете этим и родителям, и ребенку!

В дальнейших наших статьях мы будем еще неоднократно затрагивать вопрос детской лжи, будем брать интервью у психологов, которые работают с данной проблемой и узнаем у них наиболее частые причины детской лжи.

Т. Бондаренко
Психолог