Эффективность первичной профилактики инсульта методом группового обучения лиц из группы риска. Результаты проведенных исследований.
Кель Н. В., Котов С. В., Исакова Е. В.
МОНИКИ, Москва
Цель: оценить эффективность первичной профилактики инсульта методом группового обучения лиц из группы риска.
Материалы и методы
142 пациента с хронической ишемией головного мозга были разделены на две группы. 1 группу (1 Г) составили 75 пациентов согласившихся активно посещать семинары группового обучения, 2 группу (2 Г) — 67 пациентов, отказавшихся от них. При анализе состояния больных использовались: общий и неврологический осмотр; ЭКГ, РКТ и МРТ; ЭЭГ, УЗДГ, MMSE. Пациенты обеих групп получали одинаковые врачебные рекомендации. Групповые занятия в 1 Г проходили 1–2 раза в неделю, длились по 30–60 мин, полный курс занимал 1,5 месяца. В группах было от 10 до 15 человек.
Результаты
Срок наблюдения составил 36 месяцев. К концу этого срока у пациентов 1 Г отмечено уменьшение количества жалоб. У пациентов 2 Г улучшение было менее выражено, а некоторые симптомы имели тенденцию к ухудшению, в частности, отмечена тенденция к нарастанию эмоциональных проблем. Анализ дневников пациентов показал возросший уровень комплаентности в 1 Г: врачебные рекомендации стали соблюдать 68 в 1 Г и только 12 пациентов во 2 Г. Целевые показатели АД в 1 Г достигли 67 (89,3%); 8 пациентов (10,7%) не достигли уровня целевых значений, но гемодинамические показатели у них были стабильны. Во 2 Г целевых цифр АД достигли 56 (83,6%) пациентов. Процент достижения целевого давления в обеих группах был достаточно высок, но различие заключалась в том, что в 1 Г проводились достоверные систематические измерения АД, а во 2 Г — однократные измерения при посещении врача. Более глибоко различия между группами видны по исходам наблюдения: в 1 Г не зарегистрировано серьезных нежелательных явлений ишемического характера; во 2 Г у 12 пациентов обострение течения болезни, у 4 наступило стойкое ухудшение, у 2 —острое нарушение мозгового кровообращения.
Обсуждения
Представленные данные доказывают высокую эффективность группового обучения методам профилактики у пациентов в группе риска инсульта. Групповое обучение помогает пациентам изменить внутреннее ощущение болезни, достичь психо-эмоциональной стабильности, увеличивает показатели качества жизни, повышает комплаентность.
Комментировать