Медицинская реформа угрожает работникам отрасли сокращением штатов, а пенсионная – отдаляет от выхода на заслуженный отдых и ограничивает льготы. Как выжить?
Пенсионный вопрос стал болезненным не только для самих пенсионеров, но и даже для вполне активного, трудоспособного населения, которое с каждым днем все меньше уверенно в завтрашнем дне. Хотя, стоит отметить, что данная проблема возникла еще в конце 1990-х, и постепенно прогрессировала.
Антинародная политика становится неоспоримой, ввиду стремительного повышения цен на продукты и тарифы на коммунальные услуги, и тотального застоя цифр выплачиваемой пенсии. А если перевести минимальную пенсию на доллары, то она составит около 45 долларов. Каким образом этого может хватить на еду, лекарства, и уж тем более коммунальные платежи?
Медики так же входят в категорию так называемых «незащищенных». В ожидании новой пенсионной реформы, в очередной раз, медработники ждут повышения мизерных выплат. Оправданно ли?
На заседании Кабинета Министров в мае 2017 года, были представлены основные положения проекта Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по повышению пенсий», который формирует основы предложенной Правительством пенсионной реформы, и, в случае ее принятия Парламентом, вносит существенные изменения в действующую систему пенсионного обеспечения граждан Украины.
Профсоюз поддерживает некоторые из представленных положений пенсионной реформы. Это касается и изменений ранее назначенных пенсий, усиления зависимости размера пенсии от длительности страхового стажа и получаемой ранее заработной платы, изменения механизма компенсации пенсий на льготных условиях на уплату работодателем повышенного размера единого взноса, отмена принудительного изъятия части (15%) пенсий у пенсионеров, которые продолжают работать, освобождение Пенсионных фондов от несвойственных ему выплат.
Но, Профсоюз имеет много замечаний и предостережений касательно предложенных изменений. Особенное возмущение вызвало предложение отменить с первого января 2018 года право на назначение пенсий за выслугу лет (в том числе медикам). А ведь этот вид пенсий является некой компенсацией за работу в особенно вредных и тяжелых условиях и профессиональную деятельность с риском преждевременного профессионального старения, психологической и эмоциональной перенагрузки, которые накапливаются за долгие годы.
Это особенная форма материального обеспечения тех профессиональных категорий, которые не в состоянии долго работать по своей специальности через огромную нагрузку на здоровье, так как это может привести к снижению или полной утраты трудоспособности. Профсоюз считает, что отмена права на назначение пенсий за выслугу лет для работников здравоохранения обязательно должна сопровождаться внедрением системы компенсации их материальных затрат вследствие вынужденного перехода на другую работу или полного прекращения трудовой деятельности.
Также, инициаторы новой реформы предлагают изменить механизм компенсации предприятиями расходов Пенсионного фонда Украины на выплаты пенсий на льготных условиях. Согласно сегодняшним законам, последние назначаются и выплачиваются органами Пенсионного фонда Украины, а потом компенсируются предприятиями.
Подобный механизм не учитывает реального финансового состояния предприятий и организаций, которые часто не в состоянии, в полном объеме компенсировать выплаты Пенсионного фонда в связи с отсутствием необходимых средств. Потому, Правительство предложило предприятиям вместо указанной компенсации, оплачивать повышенный единый социальный взнос на своих работников, работающих на вредных производствах. К примеру, предприятия оплачивают за всех работников 22% + 15% за работников, работающих на вредных предприятиях (Список №1) и 7% (Список №2).
С 2019 года предлагается ввести профессиональную пенсионную систему для работников, работающих на предприятиях, с тяжелыми, вредными условиями труда, то есть предприятия будут оплачивать в накопительный фонд 15% на работников, работающих в неблагоприятных условиях, согласно Списку №1 и 7% — Списку №2.
Профсоюз считает, что указанные объемы ЕСВ обеспечат значительно меньшие размеры пенсий, нежели те же, которые имели место в случае их назначения в солидарной системе согласно действующим законодательным нормам. В большинстве случаев, это будет менее минимальной пенсии. Таким образом, профсоюзы обратились к Президенту Украины с просьбой взять под личный контроль состояние подготовки к и проведения в Верховной Раде Украины законопроекта о пенсионной реформе. Также, обратились к парламентским фракциям и группам, каждого из народных депутатов Украины с призывом не рассматривать и не голосовать за законопроекты, которыми будут ограничиваться пенсионные права граждан Украины и которые не прошли общественного обсуждения.
Кто имеет право на назначение материальной помощи в размере десяти месячных пенсий неподлежащей налогообложению?
В п.71 Заключительных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном обеспечении» указано, что право на такую помощь имеют люди, которые к моменту достижения пенсионного возраста (предусмотренного ст.26 этого Закона), работали в учреждениях, предприятиях государственной или коммунальной формы собственности на должностях, работа на которых дает право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктами «е»- «ж» ст. 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», и имеют страховой стаж (для мужчин 35 лет, для женщин – 30 лет), на таких должностях, а также, если они до этого не получали какой-либо пенсии.
Во время определения размера такой помощи учитывается месячный размер пенсии, рассчитанный согласно ст.27 и 28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» в день ее назначения. Выплата денежной помощи проводится органами Пенсионного фонда Украины однократно, за счет средств Государственного бюджета Украины, одновременно с первой выплатой пенсии. Порядок исчисления страхового стажа, который дает право на назначение денежной помощи, и ее выплаты, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины от 23.11.11 г. № 1191.
Если на момент достижения пенсионного возраста работник не приобрел необходимого страхового стажа на должностях, которые дают право на назначение денежной помощи за выслугу лет, а на момент обращения в страховой стаж составляет менее 30 лет для женщин, и менее 35 лет для мужчин, работник имеет право на получение денежной помощи во время назначения пенсии по возрасту. Факт дальнейшей работы не влияет на выплату указанной денежной помощи.
Засчитывается ли в стаж, который дает право на получение денежной помощи, в размере 10-ти месячных пенсий, период пребывания в отпуске по уходу за ребенком до достижения ею 3-летнего возраста, во время обучения в клинической ординатуре?
Отпуск по уходу за ребенком входит в общий, беспрерывный стаж работы и стаж по специальности. Но, если уход за ребенком осуществлялся во время обучения в клинической ординатуре, указанный период не засчитывается в стаж, который дает право на получение денежной помощи. А вот период прохождения интернатуры – входит.
Чаще всего, под сокращение штата попадают работники предпенсионного возраста, которым намного тяжелее найти работу. В статье 42 Кодекса законов о труде приведен перечень категорий работников, которым предоставляется преимущественное право быть оставленным на работе после сокращения численности или штата работников в связи с изменениями в организации производства и труда.
С учетом определенных условий и продуктивности труда и квалификации, преимущество предоставляется:
- Работающим лицам (при наличии двоих и более иждивенцев в их семье);
- Людям, в семьях которых нет других работников с собственным заработком;
- Работникам с длительным беспрерывным стажем работы на определенном предприятии, учреждении, организации;
- Учащимся в высших учебных учреждениях и средних специальных учебных учреждениях без отрыва от производства;
- Участникам боевых действий, инвалидам войны и лицам, на которых распространяется действующий закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты»;
- Авторам изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и рационализаторский предложений;
- Работникам, которые потерпели трудовое увечье на этом предприятии/ организации, или имеют профессиональное заболевание;
- Лицам из числа депортированных из Украины на протяжении пяти лет с момента возвращения на постоянное место жительства в Украине;
- Работникам, из числа бывших военнослужащих срочной службы, военной службы за призывом во время мобилизации, на определенный период, военной службы за призывом лиц офицерского состава и лиц, которые проходили альтернативную (невоенную) службу, — на протяжении двух лет с дня увольнения их со службы.
На защиту людей предпенсионного возраста, стает Закон Украины №2005-VIII «О внесении изменений в статью 42 Кодекса законов о труде Украины, по защите трудовых прав работников». Он вступил в силу 30 апреля 2017 года. В частности, он предусматривает, что при равных условиях продуктивности труда и квалификации, преимущество предоставляется работникам, которым до наступления пенсионного возраста осталось менее трех лет. Этот закон служит дополнительной гарантией защиты трудовых прав работников предпенсионного возраста.
По материалам интервью Г. Голеусовой
Комментировать