Вопросы психологии Детская психология Семья и дети

Девиантное поведение у детей и подростков — попробуем разобраться чуть подробнее.

Часть-2

Факторы риска по развитию девиантного поведения у подростков, включают деструктивные элементы в следующих категориях психического благополучия:

  • Семейные;
  • Индивидуальные;
  • Социальные;
  • Микросоциальные.

Имея представление о том, как формируется неправильная модель поведения, можно сформулировать цели, а затем и формы, методы достижения этих целей по борьбе со столь масштабной «девиантной вспышкой».

Разберемся подробнее в указанных звеньях влияния и контроля, касающихся девиантов.

Психологическая и педагогическая помощь.

Подход этого звена помощи – гуманистический, имеет некую связующую функцию в общем вопросе борьбы и профилактики.

Почему так? Обращение к педагогу, либо психологу всегда осуществлялось добровольно, либо по настоятельной рекомендации. Общение гарантирует конфиденциальность. В основном, тот, кто добровольно обращается за помощью, имеет личные мотивы, как и личную заинтересованность.

Такой человек, необходимо признать, сознательно или несознательно несет ответственность за свою жизнь и будущее. В основном, он уже готов слышать собеседника, а так же проявлять уважение к себе и к нему, желая получить поддержку или совет. Конечно же, если бы все было так очевидно и гладко, все подростки обращались бы к психологу и быстро становились достойной единицей общества. Но процесс становления личности процесс сложный, трудоемкий, порой занимает годы. А иногда, проходят годы, прежде чем человек только решится обратиться за помощью, или будет видеть в этом единственный существующий вариант по самоспасению.

Основные направления:

  • Превенция, обеспечивает предупреждение/профилактику;
  • Интервенция – собственно преодоление и реабилитация.

Поведение, не вкладывающееся в общепринятые стандарты, должно корректироваться социальными организациями, имеющими соответствующие полномочия: правовые, экономические, медико-санитарные, педагогические, социально-психологические.

Какие качества помогают добиться положительных результатов?

Все просто, это: компетентность, тактичность, последовательность, своевременность. Если хоть одно из звеньев социальных, общественных организаций применит старое-доброе запугивание, можно считать, что все труды пошли насмарку.

Подробнее о профилактике девиантного поведения у подростков

Если речь идет о формирующейся личности, своевременность и индивидуальность подхода играют определяющую роль.

Для начала, необходимо устранить агрессивный фактор, влияющий на деформацию личности и сформировать мощную устойчивость к его воздействию.

Но, порой, мы не можем и подозревать, кто подвержен влиянию этого агрессивного фактора. К примеру, в группе старшеклассников, обязательно найдется несколько человек, склонных к наркомании, употреблению алкоголя или агрессивному поведению по отношению к себе или окружающим (ведь мы не знаем, в каких условиях они живут, с какими проблемами сталкиваются вне школы, какую наследственность имеют). Но у них нет на лбу «бегущей строки», потому, читая лекции для «общей массы подростков», мы надеемся таким образом провести первичную профилактику девиантного поведения.

На медицинском языке: мы «лечим» здоровых людей с возможной предрасположенностью к развитию заболевания. Это и называем первичной профилактикой.

Вторым этапом является ранняя диагностика существующего отклонения и проведение мероприятий по его устранению и реабилитации личности. То есть, мы уже имеем очевидный факт наличия отклонений от необходимых норм поведения. Действия должны быть направлены на уже сформировавшиеся дезадаптивные формы поведения. Козырем остается акцент на положительных ресурсах, которые заложены в каждой личности.

Далее, следует профилактика повторных «срывов» у людей, которые уже проявили какие-то варианты девиантного поведения. Обычно это люди, у которых уже существуют по факту, устойчивые нарушения со стороны общепринятых норм поведения, но они способны осознавать и интерпретировать это как проблему, желая измениться. То есть, способны к адекватному критическому мышлению.

Система действий должна быть направлена на профилактику рецидивов девиаций, за счет активации адаптивных ресурсов, заложенных в личности.

Все эти этапы сложны в осуществлении. Люди все разные и годы изучения типов личностей и моделей общения с ними не исключают столкновение с рядом особенностей, которые могут полностью ломать стереотипы. Особенно, когда речь идет о подростках: ошибочное представление об идентичности их переживаний, часто приводит к тупиковому итогу. Ведь маленький полувзрослый человек еще сам не знает кто он, и какие у него ценности.

Но, первичной целью мы ставим именно социальную адаптацию: жить по общепринятым правилам – потребность не только государства, как правителя, но и каждого ее жителя.

Цели профилактических мероприятий:

  • Правильная мотивация для верного социального и психологического развития (доброжелательное отношение к окружению и себе);
  • Правильная мотивация для социально-поддерживающего поведения (обучение человека стремлению участвовать и помогать нуждающимся людям, по той причине, что каждый из нас в большей или меньшей мере нуждается в этом. В свою очередь, это обеспечивает стрессоустойчивость, правильное отношение к проблемам);
  • Привитие стремления к социально-эффективному поведению у подростка, как единицы всего населения (это обеспечивает чувство защищенности, адаптирует к социальной жизни, дает возможности к достижению многих успехов, что по факту исключает разного рода девиации);
  • Предоставление знаний, а в дальнейшем и формирование навыков по борьбе, преодолению разных видов девиантного поведения (понимание о том, что помогает, а что вредит, формирует стремление к правильной модели поведения, стимулирует саморазвитие и улучшение образа жизни);
  • Мотивация на устранение дезадаптивного поведения (в основном, нуждается как подросток, так и члены его семьи: если не для такого же «лечения», то для участия в устранении проблемы их ребенка);
  • Замещение дезадаптивного поведения на адаптивное. Преодолеть укоренившуюся деструкции в себе достаточно сложно. Целый ряд борьбы и сомнений, прежде чем начнут пробиваться результаты кропотливого труда. Когда приходит понимание того, что человек занимается саморазрушением, возникает и желание научиться новым моделям поведения, способствующим его благополучию.
  • Сеть поддержки. Группа людей, которые могли бы поддержать человека именно в той форме, в которой нуждается именно этот подросток. Если нет «естественной сети», в виде семьи, родственников и близких друзей, необходимо создать «искусственную сеть» из единомышленников и/или профессионалов.
  • Некое поощрение стремления к борьбе с девиантным поведением. Профилактика являет пропаганду, или даже скажем рекламу правильного, здорового образа жизни. Средства массовой информации имеют серьезные рычаги влияния на мероприятия, направленные на борьбу с девиантами.

 

Приоритетные мнения, социальная реклама, правильные кинофильмы – одна из наиболее эффективных форм борьбы и профилактики девиантного поведения.

 

 

Продолжение следует…

 

Также предлагаем ознакомиться:

Девиантное поведение у детей и подростков – звоночек зазвенел! Часть-1

Комментировать

Нажмите для комментария

Здравствуйте,
Выйти