Загальна практика - сімейна медицина Питання психології Статті

Детские фобии: Не бороться, а контролировать

Важно искоренить из своего лексикона по отношению к ребенку такие фразы: «Не бойся», «Ты уже взрослый, чтоб этого боятся», «Ты не должен бояться».

Дети, особенно дошкольники, так многого еще не знают об окружающем мире и к тому же они еще не умеют выстраивать причинно-следственных связей, и не всегда способны отличить реальность от вымысла. Вполне нормально, что их может посещать чувство страха.

Страх – это естественная реакция на возможную угрозу, как у детей, так и у взрослых. Страх выполняет защитную и адаптационную функцию. Он появляется в результате конкретного случая, бурного воображения или же в результате общения с другими людьми. Не нужно пытаться убедить ребенка в том, что бояться – это плохо или, что бояться нельзя. Иначе ребенок может трактовать это, как будто что-то не в порядке с ним самим. «Я плохой, потому что я боягуз». Эти замечания никак не избавят от фобий, и бояться малыш ничуть меньше не станет. Ребенок не просто будет продолжать испытывать страх, он еще в придачу будет бояться сообщить об этом, соответственно помощи в борьбе со страхом не получит. В будущем это скажется, как неспособность доверять другим людям.

И тем не менее, чувство страха может реально вредить эмоциональному развитию ребенка. Об этом стоит говорить родителям. Им следует быть очень внимательным к своим детям, ведь однократный испуг, может стать страхом, который в свою очередь может перерасти в навязчивую фобию. Под фобией (от греч. – страх) в психиатрической практике понимается чрезмерно выраженное навязчивое (патологическое) чувство страха. Очень важно понимать разницу между естественным страхом и невротическим навязчивым состоянием (фобией). Если ребенок все время испытывает чувство тревоги (ведущий симптом), страхи мешают ему засыпать, он просыпается от ночных кошмаров – это все поводы обратиться к детскому психологу или психотерапевту.

  • В дальнейшем в статье не будет разделяться терминология (страх, фобия), так как смысл текста – понять природу страха и предупреждения его трансформации в патологическое состояние. Понимаем, что страх естественен, и может перейти в фобию, которую нужно «корректировать».

Возрастные особенности страхов.

В зависимости от возраста, детям характерны определенные естественные страхи, которые носят переходной характер. От них не нужно избавляться, о них нужно говорить и контролировать, чтоб они не приобрели навязчивый характер и не стали невротическими. О них важно знать, как о характеристике конкретного возраста, для понимания ребенка и его переживаний, для того, чтоб помочь ему, при необходимости.

Страхи дошкольников основаны на инстинктах самосохранения, так называемые природные страхи. В то время как страхи подростков являются в большей мере социальными. Можно предвидеть предстоящий страх, понимая его возрастные особенности.

  • 0 – 1 год. Ребенок боится громких звуков, резких движений, отсутствия мамы. Его пугает новая обстановка и незнакомые люди, он пугается при внезапной смене настроения взрослого человека.
  • 1 – 3 года. Главный естественный страх этого возраста – темнота, появляются и ночные страхи. Нормально, если ребенок боится оставаться один или его пугает разлука с родителями.
  • 3 – 5 лет. Сохраняется страх темноты. Появляется боязнь животных (часто обусловленная, не собственным опытом, а реакцией взрослых). Естественен страх боли (на основе уже собственного опыта). В этом возрасте характерны фантазийные страхи и боязнь сказочных героев. Может присутствовать страх наказания (часто при недостатке любви и внимания).
  • 5 – 7 лет. Появляется страх болезней и смерти, что обуславливает появления страхов, связанных с природными явлениями и стихиями. Вполне естествен страх потерять родителей и близких людей. Характерен страх наказания (если ребенок боится наказания, значит, вы не правильно наказываете). Усиливается боязнь животных.
  • 7 – 10 лет. В раннем школьном возрасте появляются «школьные фобии» – боязнь сделать ошибку, получить плохую оценку, опоздать на урок, не выполнить домашнее задание. Часто дети бояться и самих учителей или их выговоров и ругательств. Боязнь непринятия сверстниками, быть не со всеми.
  • 10 – 15 лет. Самый главный подростковый страх – изменение своей внешности. Ярко выражены социальные фобии: показаться глупым, немодным, некрасивым. Появляются сексуальные фобии.

Что усиливает детские страхи?

Можно выделить ряд причин, по которым природные страхи могут трансформироваться в навязчивые и бредовые фобии, вызывающие тяжелые психоэмоциональные нарушения:

  • гиперопека со стороны родителей мешает приобретать собственный опыт и встречаться с реальностью;
  • тревожные состояния родственников, фобии родителей;
  • частые разлуки ребенка с матерью (ранний выход на работу);
  • одиночество ребенка;
  • запугивание ребенка в воспитательных целях;
  • частые конфликты в семье и отсутствие благоприятного эмоционального фона;
  • авторитарный тип общения с ребенком приводит к панической боязни самих же родителей;
  • асоциальные и неполные семьи;
  • наличие у ребенка иных неврологических нарушений.

Как действовать, чтоб не навредить? Рекомендации, полезные для родителей

  • Не упрекать ребенка и не стыдить его. Помните, что бояться – это естественно. И если ребенок делится с кем-нибудь своей фобией, значит, он доверяет этому человеку (родителю). Не нужно подрывать доверие ребенка различными упреками. Не нужно принуждать ребенка быть смелым и бесстрашным и сравнивать его с соседским мальчиком, который совсем ничего не боится. Это может привести к недовольству собой и комплексам на всю жизнь. Страх не исчезнет, да и доверие будет очень трудно восстановить. Важно искоренить из своего лексикона по отношению к ребенку такие фразы: «Не бойся», «Ты уже взрослый, чтоб этого боятся», «Ты не должен бояться».
  • Не высмеивать страх ребенка. Малыш может бояться чего угодно, и даже если родителям кажется, что это такая мелочь, важно знать, что для него это действительно очень серьезно. Фантазия ребенка не знает границ. Даже розовый воздушный шарик может показаться для ребенка очень опасным. Это не смешно! Можно попробовать посмотреть глазами ребенка. Может этот шар и не выглядит таким милым и безобидным.
  • Не игнорировать детские хобби, даже если они кажутся пустяковыми. Ориентируйте родителей, чтоб они говорили о них, каждый раз детально обсуждали, посочувствовали ребенку, можно рассказать малышу, как они тоже боялись этого же, и благодаря чему смогли справиться с фобией. В тоже время, не нужно придавать страхам слишком большого значения, иначе ребенок, что бы добиться внимания мамы или папы, будет намеренно чего-то бояться.
  • Важно всегда реагировать на детские страхи и отзываться на просьбу о помощи. Акцентируйте родителей на то, чтоб они просили ребенка, что бы он всегда сообщал им о своих опасениях и обсуждали их. Чем больше ребенок будет говорить, и пытаться анализировать, тем быстрее та или иная фобия его покинет (или станет не столь важной в его восприятии).
  • Не внушать ребенку страх. Если мама боится, что ребенок упадет с высокой лестницы, пусть просто поговорит с ним о мерах безопасности. Важно избегать фраз типа: «Не залезай – упадешь и разобьешься!». Ребенок или наоборот будет еще больше стремиться залезть туда, куда нельзя, или же очень долго будет бояться лестниц в принципе. Лучше сказать: «Это довольно опасно, но ты такой смелый, что захотел сюда залезть. Давай скорее пойдем и испытаем вон те качели!»
  • Не пугать ребенка. «Если не съешь суп, придет врач и сделает тебе укол», «Если не будешь послушным, родителей заберет другой ребенок, и ты больше никогда с ними не встретишься». Дети все воспринимают очень буквально. Родители уже забудут, о том, что они произнесли «сгоряча», а ребенок еще долгое время будет бояться врачей, милиционеров, быть брошенным и т. д.
  • Показать своему чаду пример бесстрашия. Многие детские страхи порождаются именно из-за взрослых. Родителям или тем, кто занимается воспитанием ребенка, нужно стараться держать себя в руках и не навязывать свои страхи ребенку, у него фобии и без посторонней помощи появятся. Естественно, что ребенок будет бояться собак, если увидит, как его мама начинает паниковать и нервничать при виде этого животного. А если вдобавок мать скажет, что собака (обязательно) укусит и что к ней нельзя подходить ни при каких обстоятельствах – новая детская фобия гарантирована. Кстати, подобный прием можно использовать в полезных целях: ничего страшного, если ваш годовалый ребенок будет бояться трогать электрическую розетку или подходить к включенной газовой плите. Только не переборщите. Родители могут встретиться лицом к лицу с детским страхом, но только очень осторожно и не сильно резко. Пусть ребенок увидит, что его папе или маме совсем не страшно. А ведь именно с родителей берут пример дошкольники, именно кто-то из родителей является авторитетом в глазах ребенка. Можно прогнать злого чудовища из-под кровати, договориться с темнотой, что она обязательно будет меняться со светом. Можно познакомиться с новым ребенком на детской площадке, посещать вместе с ребенком новые места, зоопарки.

«Вершина айсберга». Каждый раз важно детально анализировать вместе с ребенком, почему и чего именно он боится. Особенно, если его начало страшить что-то, чего раньше он не боялся. Фобии ребенка могут сигнализировать о более серьезной проблеме, только решив которую реально помочь ребенку.

Вот наглядный пример из личного опыта. Ребенок начал бояться ходить в детский сад. Каждое утро истерики и уговоры, каждый раз малыш не мог объяснить, что именно его пугает в саду. Детки дружелюбные, воспитатель душевный, еда вкусная, никто не обижал… Как выяснилось, при детальном анализе данной фобии, ребенок боялся, что он запачкает штанишки и его будут сильно ругать в саду. В детском учреждении заверяют, что они никогда не наказывают детей за подобное, да и дома родители не делают из этого проблему. А вот бабушка, у которой малыш гостил, целую неделю внушила ему, что если он не будет пользоваться горшком, то в садике его будут наказывать.

Другой пример из опыта известного психиатра. Обратилась за помощью девушка, панически боящаяся змей. Фото, рисунки, игрушки, видео с этим пресмыкающимся вызывало у нее сильную паническую реакцию.  Объяснить и понять, чем вызвана у нее эта фобия, девушка не могла. С личной жизнью у нее не ладилось. Каждый раз, когда заходила речь о совместном проживании, отношения разрушались со стороны девушки. Данные состояния реально мешали ей жить. Только на пятом сеансе психотерапии специалисту удалось глубоко в детстве найти корни проблемы. Отец девушки, человек строгих правил, однажды повесил на дверь ее комнаты солдатский ремень. Каждый раз за малейший проступок ребенка ожидало наказание. Ремень висел с раннего детства до окончания школы. (Далее девушка начала учебу в другом городе). Каждый день ребенок лицезрел это оружие, каждый день полеты воображения и страх… Также стал понятен страх жить с мужчиной под одной крышей. Остальные сеансы психотерапии были посвящены детским страхам, результат был положительный.

Говорить, говорить, говорить! Как уже писалось выше, не стоит придавать фобиям слишком большого значения. Однако каждый раз, после ощущения страха важно обсуждать его с ребенком. Если родители видят, что ребенок напуган, они должны быстро разъяснить ситуацию. Ребенок испугался, как залаяла проходящая мимо собака, можно сказать радостным голосом, что она просто поздоровалась, она не умеет по-другому. Можно заинтересовать малыша этой собакой, чтоб ему было интересно увидеть ее вновь. «А ты заметил какой у нее был забавный хвостик?» Если кроха еще не может словесно выразить свою мысль, это не значит, что она ничего не понимает. Именно родители формируют мировоззрение своего ребенка в его раннем возрасте. Именно от них он узнает об окружающем мире, о том, что может причинить вред и о том, что совершенно безопасно. Только взрослый человек способен провести грань между вымыслом и реальностью для своего ребенка. Чем больше говорить и рассказывать, тем скорее ребенок услышит и поймет!

Совместное рисование! Попросите ребенка нарисовать свой страх. Возможно, ребенок задумается и сообщит вам, что он ничего не боится. Возможно, он будет рисовать что-то неразборчивое. Детально разберите творчество малыша. Вместе нарисуйте рисунок, где он (возможно вместе с кем-то) побеждает фобию или трансформируйте первый рисунок во что-то смешное и забавное. Например, дорисуйте монстру смешной бантик. Также можно уничтожить (порвать, сжечь) рисунок со страхом, имитируя преодоление и победу над ним. Ребенок, боящийся темноты, может просто нарисовать темную комнату, а может изобразить какое-нибудь существо, сидящее под кроватью. Ощущаете разницу? В первом случае нужно работать со страхом темноты, а во втором – со страхом перед непонятным существом.

Сказкотерапия! Дети очень любят слушать сказки, а особенно если главный герой очень похож на самого ребенка. Не нужно заставлять слушать очередную сказку, ребенок сам должен попросить родителя ее рассказать. Сказка должна всегда оставаться сказкой, а не нравоучениями, иначе ребенку будет не интересно и он ничего не почерпнет для себя. Можно придумывать захватывающие истории о смелом, решительном, оптимистичном и верящим в себя герое. Пусть он преодолевает множество препятствий, решает сложные задачи и всегда достигает своей цели. Ребенок, считая себя героем сказки, тоже может участвовать в ее сочинении. Таким образом, можно воспитывать многие положительные качества.

Игры с ребенком! Вы даже не догадываетесь, сколько всего можно узнать о внутреннем мире малыша, о том, что его тревожит или страшит, играя в ролевые игры. Такие игры – хороший способ поговорить с ребенком, о том, что он сам не скажет маме или папе. Начинайте игру в спокойной обстановке. Пусть ребенок сам захочет поиграть и самостоятельно выберет главного героя (скорее всего он будет себя ассоциировать с этим героем) и сюжет игры. Можно ненавязчиво поиграть, скажем, в детский сад или поход к врачу, или игру на детской площадке. Другой игровой персонаж (мама, папа) в ходе игры может задавать волнующие вопросы, расспрашивать комфортно ли герою игры в той или иной ситуации, боится ли он чего-то. Тут же в игре, нужно помогать главному герою справиться со страхом. Хорошо, когда родители играют в такие игры, где ребенок сможет почувствовать себя сильным и смелым. Во время игры нужно делать акцент, на бесстрашии ребенка.

Рекомендуйте родителям больше проводить времени всей семьей, гулять на свежем воздухе, бегать и прыгать вместе с ребенком. Не ограничивать его в движении и общении, как со взрослыми, так и со сверстниками. Советуйте больше общаться с разными людьми и приглашать в гости друзей.

Осторожно, телевиденье! Дети дошкольного возраста все воспринимают очень буквально, как уже упоминалось, им сложно разделить вымысел от реальности. Родителям следует очень тщательно выбирать для своего чада телепередачи. Нельзя показывать детям мультфильмы и фильмы не соответствующие их возрастной категории, в целях сохранения их психического здоровья. Говорить о транслируемой с телеэкранов жестокости, думаю, будет излишне.

Подытоживая можно отметить, что большинство детских страхов связанны с возрастными особенностями и по истечению определенного времени они сами развеиваются. Однако некоторые фобии могут чересчур тревожить малыша и влиять на его психическое здоровье. Ориентируйте родителей на выстраивание с ребенком доверительных отношений. Очень важно вкладывать в малыша всю душу, терпение, старания. Акцентируйте на важности общения с ребенком, причем любого возраста. Зачастую к специалистам ребенок попадает уже в тяжелых невротических состояниях. Именно родители являются первым звеном в предупреждении подобных состояний. Мамы и папы должны помогать справляться своему ребенку с фобиями, чтоб они не стали навязчивыми и не внесли свой негативный вклад в формирование личности. Все дети разные, не нужно гнаться за тем, чтоб воспитать абсолютно бесстрашного героя. Важно проявлять безусловную любовь к ребенку, воспитывая счастливого и уверенного в себе человека!

Комментировать

Нажмите для комментария