Анжелика Изотова, начальник отдела рынков фармацевтики АМКУ, рассказала о результатах исследования фармацевтического рынка (за период 2014 — I полугодие 2016). Исследование отражает особенности функционирования фармацевтического рынка в Украине, действия / бездействие МЗ Украины, Гослекслужбы, созданных при них государственных предприятий и поведение участников этих рынков (производителей / импортеров лекарственных средств, дистрибьюторов, аптечных сетей).
В отчете представлены основные факторы и проблемные вопросы, которые создают предпосылки для возможного совершения нарушений законодательства о защите экономической конкуренции как со стороны регуляторов, так и субъектов хозяйствования.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
- Действующая в Украине система стабилизации цен на лекарственные средства на практике не обеспечивает достижения поставленных целей;
- Система функционирования рынка требует совершенствования, поскольку не обеспечивает эффективной конкуренции и условий для ее развития на соответствующих товарных рынках и позволяет всем ветвям продвижения товара переводить на пациента все свои финансовые риски;
- Отсутствует эффективная саморегуляция фармацевтических рынков.
Также Изотова сообщила, что Комитет согласен с инициативой МОЗ Украины о необходимости введения референтного ценообразования и программы возмещения стоимости лекарственных средств, однако не в предложенном варианте реализации.
Игорь Крячок, директор компании «МОРИОН», остановился на введенных правительством постановлениях с референтного ценообразования и реимбурсации и возможных последствиях их реализации.
На сегодня рынок потребления лекарственных средств в Украине почти на 90% финансируется из кармана пациента. Таким образом, граждане несут на себе всю тяжесть необходимости оплаты стоимости лекарств в случае возникновения болезни.
Кроме того, расходы на лекарственные средства на душу населения в Украине едва ли не самыми низкими среди соседних стран. По данным аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer» / «Фармстандарт», в странах СНГ этот показатель в 2015 составлял:
- В Российской Федерации — 120 долл.,
- В Казахстане — 106 долл., В Беларуси — 99 долл.,
- В Грузии — 93 долл.
- И всего 53 долл. в Украине.
Расходы на лекарственные средства в нашей стране стали крайне незначительными и по сравнению с референтными странами — Польшей (339 долл.), Латвией (348 долл.), Чехией (408 долл.), Словакией (533 долл.) И Венгрией (543 долл. ).
Средневзвешенная стоимость одной упаковки лекарственного средства в этих странах также значительно выше, чем в Украине: Польша — 4,91 долл., Латвия — 6,96 долл., Чехия — 7,52 долл., Словакия — 7,8 долл., Венгрия — 6,11 долл.
Средневзвешенная розничная надбавка и так снижается под давлением рыночных механизмов — по состоянию на октябрь 2016 она составляет около 20,4% в целом по рынку и 19,4% на препараты, входящие в Национальный перечень основных лекарственных средств.
Таким образом, предложенная Минздравом модель регулирования наценок существенно не повлияет на конечную цену лекарств.
Также И. Крячок подчеркнул, что стоимость лекарственных средств зависит не от аптечной надбавки, а от курса валюты: «Цены меняются с изменением курса. Не изменяйте курс, и цены будут стабильными».
Комментировать