Недавно на одной из конференций довелось услышать, что в Великобритании аномальное маточное кровотечение является показанием для гистерэктомии. Так, вскользь промелькнуло. Может, не первое, а повторное. Может, являлось до недавно — а теперь, когда много всего нового-интересного напридумывали — не является. А может, так и сейчас. Не важно.
А важно другое — почему. А потому что посчитано, что дешевле один раз удалить матку, чем раз за разом лечить кровотечение.
В Великобритании. Там, где — нам рассказывают — одна из лучших мировых систем здравоохранения. Конечно, речь не идет о том, что у британских женщин нет выбора, наверное, эта государственная стратегия как-то хитроумно реализуется через страховые выплаты. Но все же. Недавний протокол по лечению анемий у беременных вообще не предполагал лечения как такового для легкой степени анемии. Только для средней и тяжелой. Это была калька с европейских рекомендаций, мол, анемия легкой степени не приводит к достоверному ухудшению материнских и перинатальных потерь — значит, нечего тратить на это деньги. Вот только ситуация с питанием и скрытыми железодефицитами в Европе, видимо, получше — и легкая анемия так легкой и остается, расходы на лечение не увеличивая. И поддается курации диетой и поливитаминами. Не то у нас, в том числе с более отдаленными перспективами для детей. В общем, не получилось. Лечим мы теперь и легкую анемию. По крайней мере те, кто в курсе, что протокол изменился.
К чему я это все? К тому, как плохо и страшно в Европе? Зря вы так подумали, это совсем другой… клуб по интересам. Я все о наших баранах.
А точнее, о резонансе, который вызвал просочившийся к общественности список медикаментов, планирующихся к закупке МОЗом через международные профильные организации. Те же… грабли, только в профиль — дешевые генерики неизвестных индийских и балканских фирм вместо качественных и проверенных препаратов.
И вот даже я, последовательно достаточно лояльно относившаяся к Квиташвили и Ко — ну правда, им там объективно нелегко, комитет в Раде мешает и все такое — начинаю думать, что пора бы их деятельностью заинтересоваться прокуратуре. Ну, или кто там у нас сейчас должен по штату интересоваться такими вещами. И что там у нас положено в таких случаях?.. А за бездействие с тяжкими последствиями? Это уже про отсутствие вакцин и сывороток. И многого чего еще.
Вот только фишка в том, что прокуратуре и сотоварищи — если, конечно, соблаговолят заметить происходящее — очень на руку сейчас изобразить бурную деятельность и спустить пар, расправившись с МОЗом.
И это никак не вылечит закономерность, когда нормальные, вроде, люди начинают работать в Министерстве и в кратчайшие сроки превращаются непонятно в кого и делают такие вот вещи.
И тут-то мы и подходим к сути. К вопросу, почему это происходит. И делаем ошибку, рассматривая происходящее как аномалию, сродни мутации. Не видя, что это естественная закономерность.
Кто такие деятели МОЗа? Государственные чиновники. Кому они подотчетны? Государству. Государство — это такое слово, придуманное, чтобы внести сумятицу в наши головы. В нормальных странах в таких случаях виновника называют прямо, без эвфемизмов — «Правительство».
Правительство — это, в нашем случае, Кабинет Министров. Занимается он тем, что перераспределяет бюджет. Бюджет у нас маленький, потому что ВВП подсобил (не только тот, который соседский президент, но и тот, который наш собственный Внутренний Продукт). А на медицину достается лишь какой-то процент от небольшого ВВП. И вот чиновники МОЗ должны эти скудные средства растянуть на весь год на всю громоздкую и устаревшую махину нашей медицины. И отчитаться, как же без этого, что все у них сошлось и менеджеры они, таким образом, эффективные… Может там есть и «на украсть», не буду спорить — и все же напомню насчет «не пойман — не вор», презумпция невиновности, если по-научному.
Все мы знаем, что этого здравоохранительного бюджета хватает на обидные зарплаты, уже НЕ хватает на коммуналку, никогда не хватало на замену оборудования — и остаются жалкие крохи на собственно препараты. В среднем в сутки на человека в стационаре что-то совсем копеечное, меньше проезда в транспорте.
Почему вы думаете, что в целом по министерству, за вычетом всех выплат по остальным статьям, остаются астрономические суммы на хорошие препараты? На противоопухолевые. Препараты против ВИЧ. Хорошие вакцины. Препараты на новую государственную программу лечения гепатита С. Факторы свертывания. Препараты для детей с редкими заболеваниями. Аппараты гемодиализа и ИВЛ. Много, много всего. Дорогого, импортного. За баксы и за евро, и по нынешнему курсу.
Государство — которое Правительство — оно прижимистое, деньги считает. Особенно когда эти деньги не на себя, а на нас. И так везде — даже в Великобритании. И новый состав МОЗа будет поступать точно так же, потому что подотчетен Правительству, Кабинету Министров, и распоряжается той суммой, которой разрешили.
Да, можно говорить о том, что эту общую сумму, в виде процента от ВВП, хорошо бы увеличить. А еще распределить по-разному даже в рамках этого бюджета. Можно. Только результат нам тоже не понравится. Потому что, чтобы выкроить больше на хорошие лекарства, придется закрыть какие-то больницы. Или сократить врачей. Или отказаться от государственного финансирования лечения каких-то заболеваний. Вот, недавно был шум вокруг заявления одного из помощников Ольги Богомолец что государство не должно лечить за свой счет ВИЧ-инфицированных. Общественность была возмущена… И я тоже, кстати. Вот только теперь мы возмущаемся тем, что лечить будут всех — только плохо.
Можно поговорить о «меньше воровать» и про увеличить ВВП. Хорошее дело. Но хотелось бы остановиться на другом — на том что, став богатым, Правительство вовсе не обязано перестать на нас с вами экономить. У него вечно есть другие интересы, часто отличные И не слишком от нашего блага отвлекаться его приходится заставлять. В благополучных И нам тоже придется.
Как? Длинно, нудно и неудобно — пока другого не придумали. Кабинет Министров, как ни странно, берется не из ниоткуда, а назначается партией, у которой большинство. Или коалицией партий. Правительство тоже отчитывается, перед Радой и своими партиями.
Проблема, конечно, в том, что партий у нас нет, у нас вместо партий ситуативные команды по получению доступа к потокам. И при этом населению тщательно вдалбливается, что все участие в политике для него заканчивается походами на выборы.
Вот только если мы не участвуем, то и не контролируем. На днях была опубликована идея, что если бы все работающие в образовании объединились, то смогли бы завести в парламент силу, с которой точно пришлось бы считаться.
Как насчет работающих в медицине? Как насчет пациентских организаций? При объединении с внятным перечнем требований это могла бы быть если не партия, то хотя бы мощное лобби — которое смогло бы быть трамплином для какой-либо прогрессивной партии. Такой, политика которой зависит от позиции ее членов, а не конъюнктурной выгоды лидера.
Но нет, и врачам, и педагогам внушается — а они радостно подхватывают — что мы, все в белом, вне политики! Даже лучше — над политикой. Не хотите партии создавать? Некогда? Ок, можно и иначе. Можно через общественные организации действовать. Пациентские — пекутся о пациентах. Врачебные — о том, чтобы нас не заставляли работать против этики и совести.
Только действовать, давить на общественное мнение, информировать электорат, эти организации могут тоже через формирование поддержки-не поддержки партий, чтобы партии были заинтересованы в том, чтобы не «прославиться» в каком-либо скандале с лекарствами.
А МОЗу и Кабмину, уж простите, все равно. Они назначены совсем другими людьми, их задачи выполняют, перед ними и отчитываются. И те, кто слишком горд, чтобы заниматься политикой, не имеют к этому никакого отношения.
No comment!