Часть-2
Разбираться в этом сложном вопросе, читателям Медпросвиты помогает Елена Вознесенская,кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института социальной и политической психологии НАПН Украины, президент ВОО «Арт-терапевтическая ассоциация».
Термин «арт-терапия» впервые был употреблен Андрианом Хилом в 1938 г. Постепенно, в течение ХХ века, арттерапия становится неотъемлемой частью социальных мероприятий профилактического и реабилитационного характера, медицинской, психотерапевтической и педагогической практики.
О целебной силе творчества написано огромное количество научных трудов. Профессиональные терапевты лечат с помощью лепки, рисования, музыки, придумывания и рассказывания историй, сказок, движения и танца, театра и т.д..
Шон Мак-Нифф, который несколько лет был президентом Американской арт-терапевтической ассоциации, считал, что ключ к пониманию целительных возможностей искусства заключается в реализации творческого потенциала человека. Через творчество возможно возобновление собственных ресурсов, уверенности, налаживания контактов с другими, преодоление психических травм. Все чаще технологии арта используются в образовательном процессе, в том числе как профилактическое средство формирования здорового мировосприятия и образа жизни.
И понятно, что выдающиеся произведения искусства также имеют большой целительный потенциал. Следовательно, арт-терапия — это не только когда создается что-то новое. Арт-терапия происходит как через восприятие образов, созданных другими, профессионалами — картин, скульптур, музыки, танца или театральных постановок, кинофильмов, так и через собственное творчество клиентов в общении с арт-терапевтом.
В этом формате арт-терапия предоставляет возможность личности выразить себя на «других языках»: движениями, цветом, формой, пластикой, глиной, ландшафтом.
Арт-терапия — это не только, «когда рисуют». Сколько мы знаем видов искусства — столько же может быть методов арт-терапии. Арт-терапия в узком смысле слова (потому что «арт» — это и искусство вообще, и художественное творчество в частности) использует создание художественных образов, библиотерапия — сочинение сказок, эссе, хокку и других литературных произведений, танцевально-двигательная терапия — соответственно, танец и движение, музыкотерапия — музыку и пение, драматерапия — возможности театра как вида искусства. И все это — арт-терапия в широком смысле этого слова. В Европе принято это называть терапиями экспрессивными искусствами.
Чем арт-терапия отличается от других методов помощи человеку в сложных жизненных ситуациях?
Первое свойство арт-терапии — это ее ресурсность. Тот способ терапевтического взаимодействия, которое является основой арт-терапии, — собственно творчество — лежит вне сферы повседневной жизни клиента и расширяет его личностный опыт, пространство его самовыражения. Именно поэтому выражение «ресурсная арт-терапия» является подобной «маслу масляному». Где вы видели нересурсную арт-терапию? Арт-терапия ресурсная всегда! Творчество является процессом, который неразрывно связан с понятием удовольствия. Все, кто применяют арт-терапию, отмечают, что она вызывает чувство удовольствия, дает мощный позитивный эмоциональный заряд, и является наиболее безболезненным способом решения проблем.
Вторая особенность арт-терапии — метафоричность. Метафора — это образное выражение понятия или ситуации в переносном смысле. Арт-терапия задействует механизм проекции, каждый творческий продукт, который создается, является метафорой внутреннего мира клиента, который выражает его скрытые переживания. Поэтому любая творческая продукция является отражением части личности клиента.
Триадичность арт-терапии является основным отличием ее от других психотерапевтических направлений. Изобразительная продукция клиента (или музыка, которую он сочиняет, или текст сказки) является посредником во взаимодействии со специалистом, и дает возможность арт-терапевту почувствовать психическое состояние клиента лучше, чем при обычном, даже близком взаимодействии, и дать обратную связь.
Арт-терапия не имеет ограничений в использовании: каждый человек (независимо от своего возраста, культурного опыта, социального положения) может участвовать в арт-терапевтической работе. Творческая деятельность создает условия для сближения людей, развивает активную позицию и жизнетворчество человека, возможность выйти из позиции жертвы и создавать свою жизнь своими руками.
Образ становится инструментом общения, а творчество активизируют и обогащают коммуникативные и креативные возможности человека, способствуют выработке широкого спектра новых моделей общения, способствуют ориентации на межличностное взаимодействие.
Может ли любой психолог проводить арт-терапию?
К сожалению — это не так. Для использования арт-терапии в психологической практике нужна специальная подготовка. Арт-терапия лишь внешне легка в применении, это только так кажется, что можно дать клиенту тему для рисования и в конце его похвалить. Подготовка арт-терапевта длится не один год. Он должен иметь знания как из области психологии, так и из творческих специальностей, должен быть творчески развитым и понимать, как влияет на человека творческая деятельность, к каким эффектам приведет.
Арт-терапия не может навредить, но «арт-терапевт» может, если не умеет правильно применять материалы и техники. Следовательно, надо быть осторожным с выбором арт-терапевта.
Арт-терапевт не ставит себе цель развлечь своего клиента, его цель – психологическая коррекция личности, для этого искусство используется всего лишь как инструмент.
Арт-терапевтическое образование — это еще и супервизии, прохождение личной терапии терапевтом. Если учебный курс не включает такие формы образования, то этот курс не дает образования арт-терапевта. Лучше всего, если у арт-терапевта есть документы, подтверждающие его квалификацию и направление работы (существует специальная подготовка семейных арт-терапевтов, детских арт-терапевтов).
Комментировать