Антидепрессанты второго поколения не превосходят по эффекту когнитивно-поведенческую терапию, то есть для пациента оба метода лечения равнозначны.
В новом объемном мета-анализе, проведенном исследователями из Дунайского университета (Danube University) в Австрии в сотрудничестве с учеными из Университета Северной Каролины (University of North Carolina) в США, было показано отсутствие разницы в результатах использования антидепрессантов и когнитивно-поведенческой терапии (или обоих методов одновременно) для лечения продолжающегося эпизода большого депрессивного расстройства у взрослых. Подобные выводы означают, что пациенты могут выбирать, как они будут лечиться, исходя из собственных предпочтений, возможностей и вероятности осложнений.
Ранее было доказано, что многие больные хотели бы использовать когнитивно-поведенческую терапию, а не препараты, но оставалось неизвестным, не будет ли подобный подход менее эффективным, чем прием антидепрессантов, в том числе одновременно с проведением психотерапевтического лечения. В новом мета-анализе были изучены результаты 11 рандомизированных контролируемых исследований, в которых антидепрессанты второго поколения и когнитивно-поведенческая терапия впервые применялись бы для лечения эпизода большого депрессивного расстройства. Всего в объединенных работах участвовали 1511 больных. При анализе учитывались особенности дизайна и качества исследований для того, чтобы уменьшить вероятность систематической ошибки.
Не было обнаружено статистически значимых различий в эффективности антидепрессантов второго поколения и когнитивно-поведенческой терапии в отношении ответа, наступления ремиссии или улучшения баллов оценки депрессии. Подобным образом, не было разницы в частоте случаев прекращения лечения, в том числе в связи с неэффективностью лечения.
Для оценки каких-либо других важных исходов было недостаточно данных, однако выводы сходны с результатами аналогичных работ. Авторы считают, что оба метода лечения и их сочетание должны быть доступны пациентам с депрессией. Кроме того, следует изменить программу обучения специалистов с тем, чтобы студенты осваивали основы когнитивно-поведенческой терапии и близких по природе методов лечения (например, практик, способствующих повышению осознанности).
Комментировать