Питання психології

Агрессия и подростки

Юлия Дробчак

психолог, арт-терапевт

В нашем обществе принято считать, что все чувства агрессивного спектра – раздражение, злость, гнев, ярость – плохие, несут только вред и лучше их избегать. В тоже время природа наделила каждого человека способностью злиться. Видимо это зачем-то нужно? Особенно часто это происходит с подростками.

Психолог, арт-терапевт Юлия Дробчак
Психолог, арт-терапевт Юлия Дробчак

На эту тему Медросвита побеседовала с психологом, арт-терапевтом Юлией Дробчак. Что касается подростков, то особенности их агрессии связаны с двумя важнейшими задачами этого возраста:

  1. Отделиться от родителей.
  2. Занять свое место в обществе сверстников.

Первая задача состоит в том, чтобы стать самостоятельным, независимым, а это значит отвергнуть все то, что предлагается из вне и найти свои мнения, способы решения, понимания и т.д.

Поэтому подростки так часто протестуют, раздражаются, злятся, когда родители дают им «готовый вариант решения» того или иного вопроса. Для подростка важно сделать по-своему.

Вторая задача состоит в том, чтобы почувствовать себя частью группы, важной и нужной, почувствовать, что тебя уважают и принимают, а также ценят твое мнение. А как известно, подростковый коллектив, прежде чем принять кого-то, сначала устраивает проверку на прочность – шутки, приколы, насмешки. Вот здесь и нужна агрессия, чтобы продемонстрировать  силу и уверенность в себе.

Таким образом, агрессия может быть вызвана:

  • стремлением принудить кого-то к чему-то;
  • потребностью утвердить свою власть и доминирование;
  • желанием продемонстрировать, что агрессор достоин уважения;
  • желанием завоевать социальное одобрение.

 

Какая бывает агрессия?

Родителям  следует обратить внимание на такой вид агрессивного поведения как аутоагрессия (гнев и враждебные действия обращены на самого себя). Проявляется как самобичевание, самоунижение, причинение физического вреда самому себе – порезы, выдергивание волос, тушение сигарет о самого себя. Здесь важно научить подростка направлять возникшую агрессивную энергию не на себя, а на преодоление препятствий и удовлетворение потребностей. Самый крайний вариант аутоагрессии – это попытки самоубийства. К сожалению, достаточно часто это не просто попытки. Подросток может скрывать от родителей большую часть своей жизни, именно этим и опасен этот возраст ребенка.

Также в подростковом возрасте проявляются акцентуации характера – крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены.  Повышенная раздражительность, склонность к агрессии, несдержанность, угрюмость, занудство,  а также возможны льстивость, услужливость, склонность к хамству – все это признаки эпилептоидного типа акцентуации по Е.Личко. Тип акцентуации можно определить с помощью специального теста, который используют психологи в своей практике. По результатам теста родители могут получить рекомендации как лучше взаимодействовать с подростком. С возрастом акцентуации сглаживаются.

Варианты отношений с агрессией

К Юлие на консультацию обращаются подростки, когда агрессивное поведение мешает построению здоровых отношений со сверстниками и родителями, а также учителями.

В ее практике встречается два вида отношений с агрессией:

1) полное подавление гнева –  подросток всячески избегает проявлений агрессивных чувств, сдерживает себя, когда хочется кричать, ломать, бить;

2) неумение осознавать свой гнев и как следствие неумение управлять им –  подросток дерется, оскорбляет других, ломает вещи и предметы, часто вступает в конфликты.

В первом варианте подросток часто не способен постоять за себя и может подвергаться нападкам со стороны сверстников. Это не значит, что у него нет злости. Энергия злости обязательно возникает в ситуации конфронтации, но подросток ее игнорирует и «оставляет» внутри себя вместо того, чтобы выпустить наружу. В результате, периодически могут возникать вспышки ярости по самым незначительным поводам (последняя капля) или подросток начинает болеть.

Во втором варианте частые агрессивные реакции ведут к сложностям в отношениях. Подростки страдают не меньше других от своего поведения, как в первом, так и во втором случае.

С темой агрессии Юлия работает в формате индивидуальных консультаций. В результате с помощью психолога подросток учится:

  • осознавать свои агрессивные чувства;
  • воспринимать их не как что-то плохое, а как нужное и полезное в определенных дозах;
  • принимать и признавать свою злость, а значит и ту часть себя, которая может гневаться      и злиться;
  • проявлять свою агрессию здоровым способом, при котором он сам и окружающие не пострадают;
  • взаимодействовать с человеком, который сам ведет себя агрессивно.

Здесь важно со стороны родителей поддерживать те изменения, которые начинают происходить с ребенком. В каждой семье приняты свои модели поведения и реагирования в той или иной ситуации. И ребенок копирует их с одного из родителей или обоих. Новое поведение подростка может не приниматься родителями несмотря на желание, чтобы у ребенка все было хорошо. В таком случае хорошо родителям также получить консультацию у психолога и прояснить, что с ними происходит.