Питання психології Статті

Ребенок придумывает болезни? Консультация психолога

А. Лунева,
Детский психолог

Детская ложь — проблема не простая и не редкая. Потому давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.

Разновидности лжи у детей

В общей сложности,  детскую ложь можно разделить на 2 вида – осознанную и неосознанную. Ложь, которой представляем ее мы, взрослые, возникает у ребенка не ранее 4 лет. Ведь дети 2-3 лет склонны к фантазированию и сами же принимают фантазии за действительность.

luneva
Лунёва Анна Алексеевна, практикующий детский психолог, автор и ведущая групповых занятий для детей и подростков, тренингов для родителей, сооснователь и соавтор сайта Дитячий психолог https://dytpsyholog.com

Осознанная ложь начинается гораздо позже. Ведь чтобы врать, нужно иметь довольно хорошо развитый интеллект и абстрактное мышление. А это могут делать дети не раньше, чем в 4-6 лет.

Читайте также Есть ли болезнь или ребенок ее придумал

И учиться врать ребенок, как ни странно, у самих же родителей. Каким образом? Например, если взрослые врут другим людям, а дети при этом знают правду или, что хуже — если родители врут детям, а они потом это разоблачают. Таким образом, родители еще и «хоронят» доверие ребенка, которое очень сильно нужно будет в подростковом возрасте.

 Маленькие дети склонны говорить неправдивые вещи (назовем это так, ведь мы выяснили, что у малышей ложь не совсем и ложь), если они имеют неудовлетворенные потребности, им не безопасно (придумывают себе безопасный мир), хотят привлечь внимание родителей (а другим способом не получается). Часто дети просто напросто говорят то, что хотели бы иметь или делать, но не могут. Они саму ложь еще не осознают, но понимают, что это как-то работает. Повторюсь, они сами порой верят в это, ведь грань между реальностью и фантазированием еще не четкая.

Дети старше лгут, если хотят казаться более значительными в глазах других людей, причиной этому есть неуверенность в себе, заниженная самооценка.

Кроме того, распространенная причина деткой лжи – скрыть поступок.

Почему дети выдумывают болезни?

Очень часто дети придумывают болезни, когда  хотят избежать чего-то, например,  идти в школу или ехать к бабушке.  Или для того, чтобы получить внимание, ведь в таком случае родитель бросает все свои дела и начинает заниматься ребенком. Очень часто дети «жалуются» на боли в животе, голове, горле. Есть дети, которые «нагоняют» себе температуру. Эти «болезни» с виду тяжело определить и основываться они могут на чувствах детей, родители не могут их сразу проверить – поэтому дети их и придумывают.

Если ребенок видит результат от симуляции болезни, такие случаи начинают происходить чаще.

Если вы обнаружили у ребенка выдуманную болезнь

Изменить ситуации могут родители, никак не доктора. И поэтому я бы рекомендовала врачам не стыдить и не ругать детей за ложь, и оставить разбор ситуации за родителями.

Учитывая, что ситуация с ложью уже дошла до высокого уровня, понятно, что родители уже не смогут разобраться в причинах самостоятельно и ликвидировать их. Очень важно врачу, обнаружив у ребенка несуществующую болезнь, убедить родителей в необходимости срочной консультации психолога. Причем, необходимо сделать это в ненавязчивой форме, ведь некоторые родители, к сожалению, могут наказать ребенка за такую изощренную ложь, которая привела их в кабинет к врачу. Наказаний не должно быть! Это только усугубит ситуацию.

Родителям нужно будет понять, почему ребенок не хочет или не может говорить правду? Что ему мешает?

основные причины детской лжи:

  • часто это страх перед наказанием;
  • нежелание разочаровывать родителей;
  • стремление оправдать  ожидания родителей, получить их признание;
  • повысить свою значимость в глазах друзей, окружающих людей.
  • это может быть привычным способом общения в семье, где все лгут.

Основные направления работы психолога

С таким запросом я работаю с родителем в первую очередь. Почему он создал такую ситуацию, что ребенок вынужден говорить неправду? Выясняю, какой эмоциональный климат, отношения внутрисемейные, привычный способ общения, насколько удовлетворяются потребности и принимаются чувства ребенка.

Я рекомендую родителям не наказывать детей, не устраивать «уловок» лжи (ведь ваша цель научить искреннему общению), не упрекать и обвинять, а попытаться поговорить спокойно, расспросив при этом, почему он так сделал. Родителям нужно быть более внимательными к ребенку, обратить внимание на его самооценку и положение в коллективе.

Конечно же, родители сами не должны врать ребенку или в его присутствии.

 

С детьми я работаю в дополнение, если родители приняли ответственность за ситуацию и сами начинают изменения. С детьми мы повышаем самооценку, учимся общаться по-другому, проигрываем вытесненные чувства.

Вся эта работа основана на гештальт-психологии, а также я использую арт-терапию, песочную терапию, сказкотерапию и  игровую терапию.

Комментировать

Нажмите для комментария

    Ми на Facebook

    Вибір редакції