Специалисту, который привык сам помогать другим, бывает трудно обратиться за помощью. Между тем, для того чтобы предотвратить профессиональное выгорание и сохранять способность полноценно работать, необходимо уметь позаботиться о себе .
Самая первая и очевидная мера защиты от вторичной травмы – это научиться осознавать ее проявления. Ниже приводятся несколько опросников, которые помогают терапевтам и другим «помогающим» специалистам опознать у себя признаки вторичной травматизации.
Опросники можно заполнить самостоятельно или вместе с коллегами, а затем обсудить. Если вы решили обратиться к психологу, то можете обсудить вместе с ним. Если нет, то с коллегами и близкими вам людьми.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТРАВМАТИЗАЦИЮ
Особенности работы
- Насколько я свободен в выборе и могу управлять своей ситуацией на работе?
- Я занимаюсь краткосрочной терапией, кризисной интервенцией или длительной терапией?
Делаю ли я работу:
- A) которая мне нравится?
- B) которая мне подходит?
- C) в которой я чувствую себя компетентным?
- D) соответствует ли моя работа моим ценностям и убеждениям?
Особенности клиентов
- С каким контингентом я работаю?
- Сколько клиентов я принимаю:
Каждый день?
Каждую неделю? - Сбалансирована ли моя нагрузка с точки зрения количества работы и разнообразия проблематики, предъявляемой клиентами?
- Есть ли клиенты, с которыми мне наиболее приятно работать? Почему?
- С какими клиентами мне труднее всего работать? Почему?
- Другие факторы, влияющие на меня, связанные с клиентами.
Особенности ситуации на работе
- Достаточно ли у меня организационной поддержки?
- Поддерживают ли меня коллеги (внутри организации и вне ее)? Обеспечен ли я в достаточной мере супервизорской поддержкой? Другие факторы, связанные с ситуацией на работе?
Особенности помогающего (самоописание)
- Достаточно ли у меня подготовки, соответствующей моей работе?
- Какие стрессы я переживаю сейчас в жизни и что меня поддерживает?
- Что в моей жизненной истории привело меня к тому, чем я сейчас занимаюсь?
- Как обычно я справляюсь со стрессом?
- Каковы основные особенности моего эмоционального реагирования? Что меня больше всего задевает?
- Я соответствую своей работе? Мне нравится моя работа? Другие личностные факторы.
Особенности социально-культурального контекста
- Как влияют на меня социально-экономические перемены, касающиеся работы (такие как сокращение финансирования определенных программ, изменения управленческой структуры и пр.)?
- Каково отношение в обществе к той работе, которой занимается моя организация и я лично?
- Как относится общество к той категории населения, с которой я работаю?
Уровень дистресса
Инструкция: Прочитайте каждый абзац отдельно и просто подумайте над вопросами. Отмечайте, какие мысли и чувства появляются у вас, и оставайтесь открыты происходящему с вами.
- Как вы оцениваете свое эмоциональное состояние в конце каждого рабочего дня и рабочей недели?
- Когда вы покидаете рабочее место, какие мысли, чувства, телесные ощущения вы отмечаете у себя?
- Как вы себя чувствуете по дороге на работу? по дороге домой? приходя домой? через час после возвращения домой? когда ложитесь спать? Вам снится работа? Если да, то каковы темы и образы этих снов?
- Отмечаете ли вы, что какие-то дни для вас более трудные, а какие-то как будто легче?
- Можете ли вы обнаружить в этом некую закономерность?
- Существуют ли определенные клиенты или типы клиентов, отношения с которыми для вас наиболее стрессогенны?
- Вы осознаете, почему они так сложны для вас? Всегда ли это так?
- Существуют ли определенные рабочие обязанности или задачи, выполнение которых вызывает у вас стресс? Осознаете ли вы, почему? Как влияет на вас рабочий график?
- Как вы используете свободное время?
- Что помогает вам расслабиться? К
- ак долго вы восстанавливаетесь по окончании рабочей недели?
- Используете ли вы лекарства, алкоголь, азартные игры, особую еду или хождение по магазинам, чтобы восстановить равновесие?
- Нуждаетесь ли вы в алкоголе или снотворном, чтобы нормально спать?
- Замечаете ли вы, что у вас появились определенные устойчивые особенности – изменения в эмоциональной сфере, излишнее напряжение, замкнутость, подавленность, хроническая усталость или цинизм?
- Может быть, сами вы не замечаете перемен, но ваши близкие говорят вам об этом?
Не забудьте включить как внешние, так и внутренние проявления.
- Какие изменения в своем поведении вы отмечаете?
- Делаете ли вы что-нибудь такое, чего обычно не делали раньше?
- Что вы перестали делать из того, что обычно делали раньше?
- Какие изменения в своем теле и своем здоровье вы отмечаете?
- Изменились ли ваши отношения со своим телом – физические упражнения, диета, сексуальность, телесные напряжения или осанка?
- Какие изменения произошли в ваших отношениях с окружающими: коллегами, друзьями, партнерами, детьми и другими членами семьи, соседями, посторонними?
- А как насчет ваших отношений с самим собой? Что изменилось?
- Что вы хотите изменить, но не можете?
- Что вам кажется наиболее ценным результатом проделанной сейчас работы?
Поразмышляйте. Запишите результаты.
Повторите через неделю.
Комментировать